oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Categories:

Уничтожение тоннеля на границе с Газой, 13.01.18

За последние три месяца АОИ уничтожила 3 тоннеля террористов, ведущих из Сектора Газа в Израиль:

  • 30.10.17 – тоннель из района Хан-Юниса в направлении кибуца Кисуфим, подробно описано в соответствующей статье;

  • 10.12.17 – тоннель из района Хан-Юниса в направлении кибуца Нирим (к юго-востоку от Кисуфим); тоннель начинался примерно в 1 км от границы и углублялся на израильскую территории на несколько сот метров; тоннель был обнаружен за несколько недель до этого и был уничтожен с использованием некой новой технологии, без применения ВВ;

  • 13.01.18 – описано ниже.



Кроме того, 04.01.18 ВВС Израиля нанесли удар по «стратегической инфраструктуре» ХАМАС к северо-востоку от Рафиаха (юг Сектора Газа, на границе с Египтом). Позднее появились подтверждения, что речь идёт о тоннеле, по-видимому в стадии строительства (т.е. ещё не достигший границы с Израилем).

Итак, о последних событиях.



Вечером субботы 13.01.18 АОИ объявила, что на следующий день, в воскресенье (первый день рабочей недели в Израиле), КПП Керем-Шалом (на стыке границ Израиля, Египта и Газы) открыт не будет. Через некоторое время, около 23:00, появились сообщения об ударе ВВС Израиля по не названной цели между Рафиахом и границей Сектора. «Палестинский информационный центр», принадлежащий ХАМАСу, сообщил, что поздно вечером 13.01.18 израильский самолёт выпустил две ракеты по «незаселённой местности» неподалёку от КПП. Информации о пострадавших не поступало, тип цели не указывался. Причём, если обычно удары ВВС наносятся в ответ на ракетно-миномётные обстрелы территории Израиля, с 03.01.18 подобных обстрелов не было. Довольно быстро другие палестинские источники сообщили, что речь идёт о тоннеле, а утром 14.01.18 эту информацию подтвердила и АОИ. Кроме собственно авиаудара (по входу в тоннель в районе Рафиаха), в течении ночи инженерные части вели работы на территории КПП и к утру уничтожение участка тоннеля под территорией Израиля было завершено. Как было опубликовано 16.01.18, АОИ подогнала к КПП десятки бетономешалок и залила весь участок тоннеля под территорией Израиля бетоном через специально пробуренные для этого скважины.

Общая протяжённость тоннеля составляла от 1.5 до 1.8 км: начало к востоку от Рафиаха в 900 м от израильской границы, 180 м под израильской территорией и остаток под территорией Египта. Тоннель проходил прямо под КПП Керем-Шалом на глубине в несколько десятков метров, включая центральную антенну связи КПП, топливопровод и газопровод, ведущий в Газу. Был облицован бетоном на всём протяжении.

Данный тоннель был интересен по двум причинам. Во-первых его тип. Как я писал в прошлой статье, тоннели в Газе делятся на 3 типа: ударные (диверсионные), контрабандистские и тактические. Однако, данный тоннель был неким гибридом контрабандного и ударного. Контрабандные тоннели строятся из Газы в Египет. В последние годы Египет активно борется с палестинскими тоннелями, включая расширение нейтральной полосы на границе Египта и Газы (что требует снос домов в египетском Рафиахе) и создание зон затопления на границе. Поэтому уничтоженный тоннель в отличии всех прочих того же типа не пересекал границу с Египтом напрямую со стороны Рафиаха: он шёл в Израиль на стыке границ, описывал дугу и выходил на территорию Египта уже со стороны Израиля, намного южнее прочих контрабандных тоннелей. А поскольку тоннель пересекал границу с Израилем, то при необходимости мог стать ударным тоннелем. Тем более военные отмечают, что тоннель был шире и выше обычного, т.е. позволял быстро перемещаться внутри значительному количеству боевиков с различным вооружением.

Вторая причина – место прокладки. КПП Керем-Шалом является грузовым, именно через него в Газу попадают практически все необходимые грузы, дизельное топливо (солярка) и природный газ. В 2017 г. КПП пересекло более 147,286 грузовиков, т.е. в среднем 403 в сутки (в некоторые дни КПП пересекают за день около 1,500 грузовиков). Согласно опубликованной АОИ статистике, за год через КПП в Газу были доставлены:

  • 570,000 тонн продовольствия;

  • 7,044 тонн медицинского оборудования;

  • 10,000 тонн электрооборудования;

  • 15,000 тонн одежды и текстиля;

  • 3,300,000 тонн стройматериалов;

  • 12,000 тонн с/х грузов (удобрения и т.п.).



Таким образом, с одной стороны террористы использовали КПП как прикрытие, надеясь что постоянный шум грузовиков в дневные часы затруднит обнаружение тоннеля, а может и то, что в таком месте тоннель искать не будут, с другой – в случае намеренной диверсии или даже даже случайной аварии с ВВ в тоннеле возникала опасность длительного перекрытия КПП, т.е. основного пути снабжения Газы.

ХАМАС поспешил отмежеваться от тоннеля, заявив, что он был построен неизвестными ему контрабандистами, по-видимому бедуинскими племенами Синая. Данное утверждение лживо – любой тоннель в Газе известен ХАМАСу, контрабандисты платят налог за использование тоннелей, а по любому требованию ХАМАС обязаны выполнять его задания, такие как переправка оружия и боеприпасов с Синая в Газу или же активистов ХАМАС в Египет и обратно.

По заявлению АОИ, о тоннеле было известно уже несколько недель и в его прокладке принимали участие оперативника ХАМАС. Известно, что тоннель строили около года и он ещё не был закончен. Египет был предупреждён заранее. Как обычно, АОИ выжидала удобный момент для его уничтожения и давала ХАМАСу по максимуму израсходовать время и ресурсы на уже обречённый тоннель. Министр обороны Израиля Авигдор Либерман сообщил в интервью, что до конца 2018 г. (а возможно и ранее) Израиль уничтожит все террористические туннели ХАМАС. Примерно тогда же (конец 2018 – начало 2019 гг.) должно завершиться строительство подземного барьера на границе с Сектором.

КПП Керем-Шалом оставался закрытым 14 и 15 января и открылся вновь сегодня, 16.01.18. По плану за один день его должны были пересечь около 1,000 грузовиков.

P.S. 18-23.01.18 было опубликовано ещё несколько статей по вопросу тоннелей. В частности новые подробности о тоннеле «Исламского Джихада», взорванного 30.10.17 в районе Кисуфим.

Тоннель уходил на территорию Израиля на 200 м и на момент уничтожения был в 2 км от кибуца Кисуфим (для сравнения, о тоннеле, уничтоженном 10.12.17, в новой статье сказано, что он уходил на территорию Израиля на 1 км). Максимальная глубина тоннеля была 26 м.

Работы по прокладке тоннеля велись 6 дней в неделю (кроме пятницы), 24 часа в сутки 3 сменами. За сутки прокладывалось от 10 до 20 м тоннеля. Подземная навигация была достаточно примитивна, тем не менее достаточная для целей террористов. В работах в конце тоннеля было задействовано всего несколько человек, но им помогало значительное количество персонала: доставка материалов, вывоз грунта, ремонт инструмента и т.п. Использовались специальные пластиковые контейнеры, напоминающие лодки каноэ: с их помощью доставлялись бетонные плиты и металлические балки для крепления стен и крыши тоннеля, а назад вывозился грунт.

Бетонные плиты готовили на заводах в различных частях сектора, грунт высыпали наружу особо не беспокоясь о его маскировке. Воздух в тоннель закачивался через трубы, имелись и баллоны с кислородом.


Тоннель, уничтоженный 10.12.17.


Тоннель, уничтоженный 10.12.17.


Тоннель, уничтоженный 10.12.17.


Тоннель, уничтоженный 13.01.18.


Тоннель, уничтоженный 13.01.18.


Тоннель, уничтоженный 13.01.18.


Тоннель, уничтоженный 13.01.18. Синяя полоса  газопровод, зелёная – топливопровод, красная – тоннель. Справа КПП Керем-Шалом (по обе стороны границы Израиля с Газой), слева – граница Египта с Израилем и Газой.


Тоннель, уничтоженный 13.01.18.


Точка атаки входа в тоннель у Рафиаха (красная стрелка).


КПП Керем-Шалом.





Ссылки:

  1. Уничтожен тоннель террора ХАМАС, проникавший на территорию Израиля под КПП Керем Шалом, сайт АОИ, 14.01.18.

  2. Прочие публикации израильских новостных сайтов (israeldefense, ynet, nrg, walla, maariv, makorrishon, 7-й канал, newsru, mignews) за 10.12.17, 04.01.18 и 13-23.01.18.


Дата последнего обновления: 27.01.18.
Tags: Ситуация в Газе, Тоннели
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments