oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Category:

События 10.02.18: сбит иранский БПЛА, потерян F-16I

Ночью с пятницы на субботу, 09/10.02.18, БПЛА иранского производства, запущенный с территории Сирии примерно в 04:00 утра по израильскому времени, вторгся в воздушное пространство Израиля и был сбит в 04:30 (по другим данным в 04:55) вертолётом AH-64 «Апачи» в районе кибуца Кфар Рупин вблизи Бейт-Шеана. Отмечается, что БПЛА имел низкую радиолокационную заметность (судя по видео имеет схему летающего крыла, видимо Saeqeh, иранское подражание Lockheed Martin RQ-170 Sentinel, захваченный Ираном 04.12.11), тем не менее, был замечен ПВО Израиля в сирийском воздушном пространстве, далее отслеживался на протяжении всего полёта и был сбит после полутора минут пребывания в воздушном пространстве Израиля.



В ответ примерно в 05:30 ВВС Израиля (звено из 4 истребителей-бомбардировщиков F-16I «Суфа», по другим данным два таких звена) нанесли удар по вагончику управления данного БПЛА, находившегося в движении в районе авиабазы Тияс (Т-4). Цель была  уничтожена прямым попаданием (сообщается, что удар был нанесён по иранской базе БПЛА в Т-4 в целом, включая ангары с другими БПЛА на этой базе). ПВО Сирии открыло массированный зенитный огонь по израильским самолётам. Вначале сообщалось о «15-20», «десятках» и «более 20» выпущенных ЗУР, на 12.02.18 называется цифра в 25, выпущенных ЗРК С-200 и «Бук-М2Э» (арабские источники говорят о 10 ракетах С-200 плюс ракеты других типов). Был сбит один из «Суфа», самолёт упал в районе кибуца Хардуф (Нижняя Галилея). Лётчики катапультировались, один получил тяжёлые ранения в живот, другой был ранен очень легко. Эвакуационно-спасательное подразделение ВВС 669 эвакуировала раненных в больницу «Рамбам» в Хайфе.

Это – первая боевая потеря ВВС с 2006 г. (потеря CH-53 в ходе Второй Ливанской войны) и первая потеря от зенитного огня истребителя-бомбардировщика с 1983 г. (потеря «Кфир» 20.11.83).

В ответ примерно в 09:30-10:00 ВВС Израиля атаковали 12 целей в Сирии: 3 базы ПВО, в т.ч. один ЗРК С-75 «Волга» (SA-2 Guideline), два ЗРК С-200 (SA-5 Gammon) и один ЗРК «Бук-М2Э» (SA-17 Grizzly), 4 иранские цели в Сирии в районе Дамаска и др. По словам начальника штаба ВВС бригадного генерала Томера Бара, атака против объектов сирийской ПВО была крупнейшей с 1982 г.

P.S. Согласно публикациям 11-12.02.18 данные выше можно дополнить:

  • легко был ранен штурман самолёта, майор Алеф.; 11.02.18 его выписали из больницы;

  • тяжело был ранен пилот, майор Аин.; прошёл операцию, на 11.02.18 его состояние оценивалось как средней тяжести, он был отключён от системы искусственного дыхания и находился в сознании; на 12.02.18 его состояние ещё более улучшилось и Аин. был переведен из отделения интенсивной терапии в хирургическое отделение;

  • подтверждено, что иранский БПЛА вторгся в Израиль через воздушное пространство Иордании;

  • иранский БПЛА был сбит вертолётом AH-64D Apache Longbow («Сараф») 113-й эскадрильи; одним из пилотировавших его лётчиков был комэск 113, подполковник Л.; кстати, для израильского «Апачи» это был уже второй перехват воздушной цели: 24.05.01 AH-64A Apache («Петен») сбил ракетой AGM-114 Hellfire («Кардом») лёгкий самолёт «Цесна» одной из ливанских лётных школ, вторгшийся в воздушное пространство Израиля; тот перехват был первым для «Апачи» в мире и первым для вертолёта в Израиле;

  • «Суфа» в момент поражения находилась в воздушном пространстве Израиля на высоте 14,000 футов (4.3 км); прямого попадания небыло, самолёт был поражён осколками ЗУР, включая попадание в кабину и ранение пилота; лётчики потерял контроль над самолётом и катапультировались, не успев ничего сообщить по связи (сообщение было передано позднее, в ходе снижения на парашюте, по системе аварийной связи);

  • пока неизвестно, ракета какого комплекса поразила самолёт, С-200 или «Бук-М2Э»; но кибуц Хардуф находится примерно в 62 км от границы с Сирией на Голанах, к тому же сирийские ЗРК не стоят прямо на границе; и хотя самолёт также пролетел некоторое расстояние в ходе падения, с учётом дальности стрельбы «Бук-М2Э» (до 45 км) по-видимому это был С-200; Сирия имеет ЗРК этого типа на удалении 140 и 160 км от Хардуф, т.е. с учётом дальности поражения комплекса – данный район находится в зоне поражения С-200;

  • предполагается, что экипаж сбитого самолёта был сосредоточен на выполнении задачи (штурман – наведением оружия на цель, пилот – управлением самолёта)  и не обратил внимание на предупреждения систем о захвате «Суфа» РЛС подсветки цели сирийского ЗРК; ещё одна возможность – неисправность систем предупреждения; было также опубликовано, что ещё один «Суфа» из того же звена был захвачен РЛС подсветки, но провёл энергичный противоракетный манёвр и не пострадал.



P.S.2. Прошло несколько дней и 16.02.18. появилась новая серия публикаций по теме. Кроме повторений и анализа, к данным выше можно добавить:

  • две ЗУР, выпущенные сирийскими ПВО 10.02.18, пролетели над северной частью территории Израиля и рухнули в Средиземное море; именно поэтому в тот день на несколько минут был закрыт международный аэропорт имени Бен-Гуриона (НАТБАГ);

  • ВВС Израиля рассматривают потерю «Суфа» как серьёзный провал: системы предупреждения самолёта работали, ракета была устаревшего типа, и если бы лётчики в соответствии с инструкцией провели противоракетный манёвр – потери бы удалось избежать; лётчики слишком сосредоточились на выполнении боевой задачи и не обратили внимание на предупреждения системы или же положились на возможности РЭБ;

  • сбитый самолёт был 4-м в своём звене; остальные 3 самолёта этого и 4 самолёта другого звена без повреждений вернулись в свои эскадрильи.



P.S.3. Дополнения по новостям 18-23.02.18.

  • 18.02.18 тяжело раненный 10.02.18 пилот майор Аин. был выписан из больницы; сообщается, что ему 35 лет, проживает он в одном из населённых пунктов центра Израиля;

  • 19.02.18  легко раненный 10.02.18 штурман майор Алеф. совершил первый после ранения учебный вылет; лётчиком в его самолёте был командующий ВВС генерал-майор Амикам Норкин;

  • 21.02.18 ВВС должны были завершить внутреннее расследование о причинах потери F-16; публикаций было ли оно закончено и каковы выводы – не было, но днём ранее сообщалось, что причина потери – ошибка в оценке угрозы, а не халатность; экипаж сосредоточился на выполнении боевой задачи и не провёл необходимый в таком случае противоракетный манёвр.


P.S.4. Краткий отчёт о расследовании был опубликован 25.02.18 – см. в отдельной статье.



База БПЛА внутри авиабазы Т-4.


База БПЛА внутри авиабазы Т-4.


Цели, атакованные в Сирии.


Вагончик управления иранского БПЛА перед уничтожением.


Иранский БПЛА в прицеле «Сараф».


Комэск 113 подполковник Л. на фоне «Сараф».



Ссылки:

  1. АОИ сбила иранский БПЛА и атаковала иранские цели в Сирии, сайт АОИ, 10.02.18.

  2. Массированная атака против сирийской ПВО и иранских целей в Сирии, сайт АОИ, 10.02.18.

  3. Так выглядят обломки иранского БПЛА и сирийская база, откуда он был запущен, сайт АОИ, 10.02.18.

  4. Смотрите: момент уничтожения иранского БПЛА, сайт АОИ, 10.02.18.

  5. ВВС атаковали цели Ирана в Сирии, сайт ВВС Израиля, 10.02.18.

  6. АОИ сбила иранский БПЛА, вторгшийся из Сирии; самолёт F-16 упал на израильской территории, israeldefense, 10.02.18.

  7. Напряжение на севере: в АОИ считают, что F-16 был сбит, israeldefense, 10.02.18.

  8. Начальник штаба ВВС: самая широкомасштаная атака против ПВО Сирии с 1982 г., israeldefense, 10.02.18.

  9. Мы распознали, что речь идёт о иранском БПЛА когда он пересекал границу, – и сбили его, сайт АОИ, 11.02.18.

  10. Израильский «Суфа» был сбит ракетой SA-5 или SA-17,  israeldefense, 11.02.17.

  11. Устроил ли Иран  ловушку Израилю? Мнение. israeldefense, 11.02.17.

  12. Эксперты: ЦАХАЛ, возможно, сбил иранский «клон» американского БПЛА-невидимки, newsru, 11.02.17.

  13. Командующий ВВС посетил майора Аин. в больнице, сайт АОИ, 12.02.18.

  14. Действия ВВС на севере с точки зрения авиаконтроля, сайт ВВС, 16.02.18.

  15. Вопросы, возникшие после первого прямого боестолкновения Ирана и Израиля, israeldefense, 16.02.18.

  16. Снова в кабине: майор Алеф. возвращается к полётам, сайт ВВС, 20.02.18.

  17. Легко раненный штурман вернулся к работе в эскадрилье, сайт АОИ, 20.02.18.

  18. Сообщения израильских новостных сайтов за 10-23.02.18.

  19. Обсуждение на Фреш.



Дата последнего обновления: 25.02.18.
Tags: ah-64, f-16, Операции - Иран, Операции - Сирия, Потери
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 39 comments