oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Categories:

Транспортные самолёты C-130 в ВВС Израиля

В связи со вчерашней статьёй о испытаниях новой системы самообороны C-130J, мне показалось кстати рассказать о службе C-130 в ВВС Израиля.

Первые 2 C-130H Hercules («Карнаф») прибыли в Израиль в 1971 г.: Б/Н 102 в октябре и Б/Н 106 - в ноябре. Самолёты поступили на вооружение 120-й эскадрильи («Таесет hа-Бейнлеумит» - «Международная эскадрилья»), в то время использующей Boeing 377 Stratocruiser («Анак»).


Во время войны 1973 г. Израиль получил от США 12 подержанных самолётов C-130E, все они сели в Израиле 14.10.73. В тот же день открылась новая эскадрилья – 131-я («Таесет hа-Ципор hа-Цеhуба» - «Эскадрилья жёлтая птица», ныне называется «Таесет Абирей hа-Ципор hа-Цеhуба» - «Эскадрилья рыцари жёлтой птицы»). В эту эскадрилью были переданы и ранее полученные C-130H.

После войны Израиль заказал 10 дополнительных C-130H, все они прибыли между маем 1974 и ноябрём 1976 г. (по данным SIPRI два из десяти были заказаны ещё в 1970 г., именно они прибыли в 1974 г., остальные 8 – в 1976 г.). Среди самолётов, полученных в 1976 г. были и заправщики KC-130H (один прибыл в апреле, другой – в мае этого года). В дальнейшем в вариант KC-130H были переоборудованы и несколько (как минимум два) C-130H поставки 1976 г.

Старые C-130E были модернизированы по ряду критериев до уровня C-130H. В частности, двигатели T56-A-7A были заменены на T56-A-15, установлены новые тормоза, убраны антенны системы SKE (Station Keeping Equipment). Сообщалось, что 2 C-130E были переоборудованы в Израиле в самолёты электронной разведки. По сайту aeroflight.co.uk это произошло не позднее 1996 г., вариант получил название «Ая».

С начала 1976 г. «Карнаф» начали поступать на вооружение 103-й эскадрильи («Таесет hа-Пилим» - «Слоны»), в то время вооружённой Nord 2501 Noratlas («Норд»). К 1978 г. «Норд» были сняты с вооружения и 103-я стала «чистой» эскадрильей «Карнаф».

До 2008 г. обе эскадрильи «Карнаф» - 103-я и 131-я – базировались в Лод, затем (август 2008 г.) были переведены на базу Неватим.

В августе 2013 г. 103-я эскадрилья закрылась, передав свои самолёты 131-й эскадрилье. 18.12.13 эскадрилья открылась вновь в преддверии абсорбции первого самолёта C-130J-30 Super Hercules («Шишмон»).

К новой версии «Геркулес» ВВС Израиля присматривались ещё с конца 90-х гг. 30.07.08  США сообщили, что Израиль подал заявку на покупку 9 C-130J-30. На сегодняшний день подтверждена закупка 7 самолётов.

Первый C-130J-30 был передан ВВС Израиля 26.06.13 и прибыл в Израиль почти через год – 09.04.14. Второй «Шимшон» сел в Израиле в августе 2014 г., третий – в августе 2015 г., четвёртый – в октябре 2016 г. По данным сайта ВВС от 18.10.16, ещё два самолёта должны прибыть до конца 2016 г. (подтверждения о их прибытии не публиковались), а седьмой и последний из пока заказанных – в конце 2018 г.

Примерно с 2000 г. началось списание наиболее изношенных машин (см. приложения 4 и 5).

В 2012 г. ВВС в сотрудничестве с «Эльбит» и «Израильской Авиационной Промышленностью» приступили к модернизации «Карнаф». Работы включали: замена центральной части крыла; установка цветных дисплеев и индикаторов на фоне лобового стекла (HUD) в кабине пилотов; новая навигационная система, РЛС и автопилот. Расширятся возможности самолёта к полётам на низких высотах ночью и в плохую погоду. Первый модернизированный самолёт поднялся в воздух в октябре 2015 г. По плану за несколько лет будут модернизированы все остающиеся на вооружении «Карнаф» с целью продлить срок их службы как минимум до 2040 г.

14.09.16 правительство США сообщило о поставках Израилю партии вооружения и авиационной техники из избытков ВВС США, в т.ч. «несколько С-130». На начало 2017 г. нет подтверждения прибытия этих самолётов.

Таким образом, без C-130J и самолётов, обещанных в сентябре 2016 г., ВВС Израиля получили 24 С-130: 12 С-130Е и 12 С-130Н (включая 2 оригинальных КС-130Н). Во многих источниках приводятся несколько иные цифры, прежде всего из-за путаницы с КС-130Н – их воспринимают как новые самолёты и не учитывают переоборудование. Несколько примеров:

  • на 2002 г. JCSS и Jane's сообщали о наличии в ВВС 22 C-130E/H и 3 заправщиков KC-130H. IISS - 22 C-130E/H (из них 16 на вооружении, 6 на хранении) и 5 заправщиков KC-130H. И это при том, что к тому времени 2 С-130 были потеряны в авариях и катастрофах;

  • 27.01.12 Flight International писал, что ВВС Израиля используют 11 C-130E/H и 5 заправщиков KC-130H;

  • на начало 2017 г. Википедия приводит следующие данные 3 источников: INSS (20.11.14) – 6 C-130E, 6 C-130H, 4 KC-130H; FlightGlobal (02.12.16) – 12 C-130E/H и 4 KC-130H; IISS (09.02.16) – 5 C-130E, 6 C-130H, 4 KC-130H.

С учётом данных, опубликованных ниже (см. приложения 4 и 5), по-видимому на начало 2017 г. используются 12 C-130E/H: 3-4 C-130E, 4-5 C-130H и 4 заправщика KC-130H.

Приложение 1: нумерация израильских С-130.


  • 1ХХ - первые C-130H поставки 1971 г. (102 и 106); поскольку эти самолёты прибыли в период, когда в ВВС были ещё приняты двухзначные Б/Н, - первоначально они несли номера 02 и 06 соответственно;

  • 2ХХ - C-130H поставки 1974 г. (203 и 208);

  • 3ХХ - C-130E поставки 1973 г. (301, 304, 305, 307, 309, 310, 311, 312, 313, 314, 316, 318);

  • 4ХХ - C-130H поставки 1976 гг. (420, 427, 428, 435, 436, 448); при переоборудовании в KC-130H номера не менялись (420, 436);

  • 5ХХ - KC-130H поставки 1976 г. (522 и 545); возможно первоначально несли номера 4ХХ, т.е. 422 и 445 соответственно;

  • 6ХХ - C-130J-30 (первые три: 661, 662 и 665).


Для C-130E, прибывших 14.10.73, я попытался составить соответствие между Б/Н ВВС Израиля, номером ВВС США и гражданским регистрационным номером вида 4Х-FB? с использованием данных «Маркиа Шхаким», aeroflight.co.uk, c-130.net. При этом выявились немалые разночтения между источниками, поэтому я взял соответствие Б/Н ВВС Израиля и номера ВВС США по «Маркиа Шхаким», а далее добавил гражданский регистрационный номер по его соответствию с номером ВВС США по двум другим источникам. Как видно, список не точен, в любом случае гражданским регистрационным номера были закрашены после середины 90-х гг.

  • 301 - 64-0516 - 4X-FBP

  • 304 - 64-0528 - 4X-FBQ, с ноября 1975 г. - 4X-FBD

  • 305 - 63-7843 - 4X-FBH

  • 307 - 63-7855 - 4X-FBK

  • 309 - 63-7873 - 4X-FBC или 4X-FBN

  • 310 - 64-0509 - 4X-FBD или 4X-FBO

  • 311 - 63-7870 - 4X-FBM

  • 312 - 62-1796 - 4X-FBE

  • 313 - 63-7810 - 4X-FBG

  • 314 - 63-7774 - 4X-FBF

  • 316 - 63-7862 - 4X-FBL

  • 318 - 63-7844 - 4X-FBI


Б/Н ВВС Израиля, номер ВВС США и гражданский регистрационный номер, а также дата поставки в Израиль C-130H и KC-130H, по данным aeroflight.co.uk и c-130.net.

  • C-130H Б/Н 102 - 71-1374 (4X-JUA, затем 4X-FBA);

  • C-130H Б/Н 106 - 71-1375 (4X-JUB, затем 4X-FBB);

  • C-130H Б/Н 203 - 73-1600 (4X-FBO);

  • C-130H Б/Н 208 - 73-1601 (4X-FBP);

  • C-130H Б/Н 420 - 75-0534 (4X-FBQ);

  • C-130H Б/Н 427 - 75-0535 (4X-FBS);

  • C-130H Б/Н 435 - 75-0536 (4X-FBT);

  • C-130H Б/Н 448 - 75-0537 (4X-FBU);

  • C-130H Б/Н 436 - 75-0538 (4X-FBW);

  • C-130H Б/Н 428 - 75-0539 (4X-FBX);

  • KC-130H Б/Н 522 - 75-0540 (4X-FBY);

  • KC-130H Б/Н 545 - 75-0541 (4X-FBZ).


Приложение 2: данные о закупках по базе данных SIPRI (на конец 2016 г.).


  1. 4 C-130H заказаны в 1970 г., поставлены в 1971-1974 гг. (т.е. по-видимому 2 в 1971 г. и 2 в 1974 г.);

  2. 12 подержанных C-130E получены в 1973 г., во время войны Судного дня;

  3. 6 C-130H заказаны в 1975 г., поставлены в 1976-1978 гг.;

  4. 2 KC-130H заказаны в 1975 г., поставлены в 1976-1977 гг.;

  5. 3 C-130J заказаны в 2010 г. за 250 млн долларов, поставлены в 2013-2015 гг.;

  6. 4 C-130J заказаны в 2013 г., поставка в 2016-2018 гг.


Данные выше не совсем точны по годам поставок: как уже было сказано, все C-130H и KC-130H заказа 1975 г. поставлены в 1976 г.

На сайте aeroflight.co.uk указаны названия операций по доставке C-130 в Израиль: Peace Bata I для первых двух C-130H 1971 г., Peace Bata II для двух C-130H 1974 г., Peace Bata III для 12 C-130E октября 1973 г., Peace Bata IV для 6 C-130H и 2 KC-130H 1976 г. То, что номер операции 1973 г. выше, чем номер операции 1974 г. ещё раз подтверждает, что самолёты были заказаны до войны 1973 г.

Приложение 3: потери C-130.

Боевых потерь С-130 в Израиле небыло. В авариях и катастрофах безвозвратно было потеряно два «Карнаф»:

  • 25.11.75 - в ходе ночных учений «Карнаф» Б/Н 203 (C-130H выпуска 1974 г.) вылетели с ВПП Кунтила на Синае по направлению авиабазы Хацерим. На борту самолёта находились 9 членов экипажа, 11 бойцов и БТР. Из-за ошибки в доплеровской навигационной системе самолёт отклонился на 15 км к западу от курса. Наземный контроль предупредил самолёт об отклонении, тот начал возврат на запланированный курс. Через 2 минуты самолёт вошёл в облако и врезался в вершину горы Джабль Хилаль, 892 м над уровнем моря. Все находившиеся на борту погибли.

  • 01.12.87 - во время крупных дивизионных учений «Карнаф» Б/Н 448 (C-130H выпуска 1976 г.) участвовал в переброске войск и снабжения на полевую ВПП Хиюн. В ходе одного из вылетов самолёт совершил жёсткую посадку. Носовая стойка шасси сломалась и проломила пол кабины экипажа. Экипаж не пострадал. «Карнаф» был разобран и перевезен на авиабазу Лод. После анализа повреждений было решено самолёт не восстанавливать.


Приложение 4: история C-130E по сайту «Маркиа Шхаким».

Все самолёты выпуска 1963-1964 гг., относятся к серии C-130E-95-LM  (исключение - Б/Н 314 - C-130E-85-LM), модели производителя - 382-4B, 382-4B/8B, 382-8B, 382-44-05. Все поставлены в Израиль как срочная помощь во время Войны Судного дня, сели в Лоде 14.10.73.

Б/Н 301 - 1964 г. выпуска. Летал в Израиле до 2000 г., на момент снятия с вооружения имел 12,037 лётных часов и 7,058 посадок. Использовался для каннибализации на запчасти, 18.01.09 выставлен на продажу. Продан на металлолом.

Б/Н 304 - 1964 г. выпуска. Имел специальные устройства на задней рампе, повышающие безопасность десантирования, поэтому регулярно использовался для подобных учений, включая бойцов морского спецназа. 17.08.03, во время рулёжки после посадки на аэродроме Сде-Дов, у самолёта оторвалась лопасть винта 4-го двигателя. Лопасть попала в корпус самолёта, 2 пассажира получили лёгкие и один - средние ранения. Самолёт был отремонтирован на заводе IAI, но вскоре был снят с вооружения. Находился на аэродроме Лод (НАТБАГ), был выставлен на продажу. Покупателя не нашлось и 26.12.16 самолёт был разобран на металлолом.

Б/Н 305 - 1963 г. выпуска. По-видимому ещё летал на момент публикации статьи.

Б/Н 307 - 1963 г. выпуска. Был снят с вооружения, в ноябре 2000 г. продан американской компании «Кластроп», а от той - ВВС Мексики, где летал под номером FAM 3612. Продолжал службу на момент публикации статьи.

Б/Н 309 - 1963 г. выпуска. Ещё летал на момент публикации статьи.

Б/Н 310 - 1964 г. выпуска. Ещё летал на момент публикации статьи.

Б/Н 311 - 1964 г. выпуска. Был снят с вооружения, в 2000 г. продан американской компании «Кластроп», а от той - ВВС Мексики, где летал под номером FAM 3613. Уже снят с вооружения, находится на хранении.

Б/Н 312 - 1963 г. выпуска. Списан не позднее 2000 г. К дате списания имел 15,913 лётных часов и 4,879 посадок. В 2000 г. продан американской фирме «Кластроп», но та разорилась и самолёт остался в Израиле. 18.01.09 вновь выставлен на продажу, по-видимому на металлолом. Находился на аэродроме Лод (НАТБАГ). Данных о его покупке нет.

Б/Н 313 - 1963 г. выпуска. Уже снят с вооружения, имел 9,070 лётных часов. Находился на аэродроме Лод (НАТБАГ), был выставлен на продажу. Покупателя не нашлось и 26.12.16 самолёт был разобран на металлолом.

Б/Н 314 - 1963 г. выпуска. Ещё летал на момент публикации статьи.

Б/Н 316 - 1963 г. выпуска. Ещё летал на момент публикации статьи.

Б/Н 318 - 1963 г. выпуска. Ещё летал на момент публикации статьи.

Таким образом, из 12 C-130E, полученных ВВС, на момент публикации статьи на сайте «Маркиа Шхаким» 2 самолёта были проданы Мексике, 1 - каннибализирован и продан на металлолом, 3 были выставлены на продажу (в т.ч. 2 разобраны на металлолом 26.12.16) и 6 ещё летали.

Приложение 5: история C-130Н и KC-130H

Поскольку большинство C-130Н и KC-130H всё ещё на вооружении – данных по их истории мало. Информация в основном с сайта «Маркиа Шхаким». Указана дата их поставки в Израиль и некоторая дополнительная информация.

  • C-130H Б/Н 102 – окт. 1971 г.;

  • C-130H Б/Н 106 – нояб. 1971 г.; участвовал в операции «Кадур hа-Раам» (Энтебе) в 1976 г.; в 2009 г. списан, после 9,070 лётных часов и 14,935 посадок; находился на авиабазе Неватим, был выставлен на продажу, данных о покупке нет;

  • C-130H Б/Н 203 – май 1974 г.; 25.11.75 разбился, см. приложение 3;

  • C-130H Б/Н 208 – май 1974 г.; повреждён 19.06.03, был отремонтирован;

  • C-130H Б/Н 420 – 10.03.76 –  модифицирован в KC-130H не позднее декабря 1998 г.;

  • C-130H Б/Н 427 – 21.04.76;

  • C-130H Б/Н 435 – 25.05.76;

  • C-130H Б/Н 448 – 23.07.76 –  разбит в аварии 01.12.87, см. приложение 3;

  • C-130H Б/Н 436 – 23.08.76 –  модифицирован в KC-130H;

  • C-130H Б/Н 428 – 23.09.76;

  • KC-130H Б/Н 522 – 27.04.76; 26.06.13, во время посадки в Маханаим, у самолёта сломалась правая стойка основного шасси; самолёт был отремонтирован на месте техниками IAI и вернулся на базу 05.07.13;

  • KC-130H Б/Н 545 – 27.05.76.


В конце 2016 г., в связи со снятием с вооружения самолётов F-16A/B («Нец»), было опубликовано, что в списках списанной техники АОИ, выставленной на продажу МО, значатся и 7 C-130. По-видимому эта цифра включала и 2 С-130Е, разобранных на металлолом 26.12.16 (Б/Н 304 и 313), а также 2, по которым нет данных о продаже (C-130H Б/Н 106 и C-130Е Б/Н 312). Таким образом, есть как минимум ещё 3 списанных самолёта, не указанных в списках выше.





Ссылки:

  1. Дани Шалом «Самолёты ВВС. От ‘Тайгер Мот’ до ‘Суфа’» («Матосей Хейль hа-Авир. Ми-hа-Тайгер Мот ад hа-Суфа»), стр. 97, 99.

  2. C-130 («Карнаф») на сайте ВВС.

  3. C-130J-30 («Шимшон») на сайте ВВС.

  4. Списки аварий и катастроф на сайте «Маркиа Шхаким».

  5. Списки судеб списанных самолётов на сайте «Маркиа Шхаким».

  6. IAF C-130 Hercules, sibat, формат pdf.

  7. База данных израильских C-130 на сайте c-130.net.

  8. Lockheed aircrafts in IAF, aeroflight.co.uk.

  9. Израильские С-130Е – статья на сайте «Маркиа Шхаким».

  10. Обсуждение C-130J на Фреш, 2010-2017 гг.

  11. 4-й «Шимшон» сел в Израиле. Сайт ВВС, 18.10.16.

  12. Израильские «Слоны» вооружились четвертым «Самсоном», mignews, 19.10.16.

  13. Samson’s Wings: Israel’s New C-130 Hercules Fleets, defenseindustrydaily, 10.04.14.

  14. Israel Receives First C-130J Super Hercules: ‘Shimshon’, lockheedmartin, 26.06.13.

  15. «Карнаф» пройдут модернизацию. Сайт ВВС, декабрь 2013 г.

  16. Поднялся в воздух модернизированный «Карнаф». Сайт ВВС, 11.10.15.

  17. FIA2016: Upgraded Israeli Air Force C-130 First Flight Test Successfully Completed, miltechmag, 12.07.16.

  18. Пилотируемая авиация ВВС Израиля, статья 2002 г.

  19. Lockheed Martin KC-130.

  20. USAF confirms F-15D delivery to Israel, flightglobal, 15.09.16.

  21. FACT SHEET: Memorandum of Understanding Reached with Israel, whitehouse.gov, 14.09.16.

  22. На продажу: 40 боевых самолётов, отзывающихся на имя «Нец», haaretz, 27.12.16.

  23. 40 лет катастрофе  «Карнаф» Б/Н 203. Сайт ВВС, 04.12.15.


Дата последнего обновления: 09.04.17.
Tags: c-130, Авиапроисшествия, ВВС - эскадрильи, Дозаправка в воздухе
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments