oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Categories:

«Раам» (F-15I) – 19 лет в ВВС Израиля

F-15I («Раам») – вариант F-15E Strike Eagle для Израиля. Прототип поднялся в воздух 12.09.97, первый полёт продолжался 1 час 13 минут. Через 2 месяца, 06.11.97, состоялась официальная церемония выкатки самолёта. Первые два «Раам» прибыли в Израиль 19.01.98, всего были закуплены 25 таких самолётов (сделка Peace Fox 6; последний F-15I прибыл в Израиль 17.06.99). Состоят на вооружении 69-й эскадрильи («Таесет hа-Патишим» – «Эскадрилья Молотки») на авиабазе Хацерим. За годы службы потерь в боевых действиях или авариях небыло.


Церемония встречи F-15I в Хацерим, 19.01.17.


Таким образом, вчера (19.01.17) исполнилось 19 лет со дня посадки первых двух F-15I в Израиле. Дата не круглая, но сайт ВВС обратил на неё внимание и опубликовал ряд интересных фактов из истории «Раам». Я дополнил эту информацию из других источников.

В начале 90-х гг. ВВС Израиля решали вопрос о закупке нового самолёта. Поскольку тогда США отказывались продавать F-15E, на повестке дня стояли F-16C/D и F-18C/D. Был выбран последний – Израилю был нужен ударный самолёт с большей дальностью полёта и с большей массой боевой нагрузки, чем F-16.

Однако затем США разрешили экспорт F-15E. Версия для Израиля – F-15I – получила израильские системы РЭБ, связи и вооружения. РЛС самолёта (AN/APG-70I) является экспортной версией оригинальной РЛС F-15E (AN/APG-70) с пониженной на треть резолюцией.

Первоначально речь шла о покупке 20 самолётов (с опцией на ещё 5). 17.01.94, когда правительство Израиля официально объявила о решении купить F-15I – речь шла уже о 21 (с опцией на 4). 12.05.94 правительство США утвердило разрешение на продажу Израилю до 25 самолётов. Дополнительное снижение цены самолёта (со 100 до 86 млн долларов за штуку) позволило реализовать опцию в ноябре 1995 г. В целом стоимость контракта составила 2.2 млрд долларов.

С приближением прибытия самолётов в Израиль необходимо было решить, какая эскадрилья их получит. Наиболее вероятным кандидатом считалась 107-я эскадрилья («Абирей hа-Занав hа-Катом» - «Рыцари оранжевого стабилизатора»), вооружённая «Фантомами» («Курнас») с 1971 г. и действовавшая с авиабазы «Хацерим». Её закрытие планировалось на начало 1998 г., таким образом была возможность плавно перевооружить эскадрилью на новый самолёт.

Однако, вмешались ветераны 69-й эскадрильи. Эта эскадрилья была второй боевой эскадрильей ВВС (после 101-й), создана 15.07.48. В 1948-1954 и 1956-1957 гг. эксплуатировала «Летающие крепости» – Boeing B-17 Flying Fortress. В 1969 г. эскадрилья открылась вновь, как вторая эскадрилья «Фантомов» ВВС (после 201-й). Долгие годы эскадрилья действовала с авиабазы Рамат-Давид, 04.06.91 была перебазирована в Хацерим, а 01.03.94 – закрыта. Ветераны 69-й считали, что именно их эскадрилья должна абсорбировать F-15I, продолжив традицию использования ею самого мощного ударного самолёта ВВС.

Как средство давления была мобилизована Юваль Арад, дочь штурмана Рона Арада, летавшего в составе 69-й эскадрильи и попавшего в плен в Ливане 16.10.86. Во время бомбардировки цели в районе Сайды (операция «Бейт Аба-12») после сброса бомб одна из них взорвалась прямо под самолётом. Экипаж катапультировался, лётчик был обнаружен и спасён, но Рон Арад попал в плен. Его судьба неизвестна до сих пор, предположительно он умер в плену от тяжёлого кожного заболевания между 1995 и 1997 гг. Юваль написала командующему ВВС: «На нас лежит моральный долг сохранить для папы эскадрилью до его возвращения из плена».

Решение было принято 09.05.96 командующим ВВС Герцлем Будингером в пользу 69-й эскадрильи. 107-я была закрыта, а в 2005 г. воссоздана вновь, также на базе Хацерим, уже в рамках приёма на вооружение F-16I («Суфа»), став 3-й эскадрильей этих самолётов (после 253-й и 119-й).

69-я открылась в Хацерим летом 1997 г. и 19.01.98 получила свои первые самолёты. С завода Боинг в Сент-Луисе «Раам» прибыли в Великобританию, после беспосадочного перелёта с 5 дозаправками в воздухе. Далее самолёты перелетели в Италию, а оттуда – в Израиль. Над Средиземным морем их встретили 2 «Фантома» 107-й эскадрильи и 2 F-15 («Баз») с базы Тель-Ноф и сопроводили до посадки в Хацерим. На базе была проведена торжественная церемония встречи с участием 3,000 гостей. Первый учебный полёт в Израиле состоялся через неделю после прибытия, самолёт пилотировали командир эскадрильи подполковник Дрор и штурман, старший лейтенант Гиди.

01.01.99 эскадрилья была объявлена боеготовой («Кширут Мивцаит»), а уже 11.01.99 выполнила свой первый боевой вылет: 2 самолёта нанесли удар по цели в Ливане, в районе Суджуд. Вылет был достаточно простым: хорошая погода, отличная видимость, использование управляемого оружия. Время полёта с момента взлёта с Хацерим и до посадки на базе составило около 40 минут. Цель была точно поражена.

С тех пор «Раам» участвовал в многочисленных операциях ВВС, включая Вторую Ливанскую войну 2006 г. и операции в секторе Газа. Утверждается, что именно «Раам» уничтожили сирийский ядерный реактор 06.09.07, с использованием УАБ с полуактивным лазерным наведением.

«Раам» способен нести 4 ракеты «воздух-воздух» средней дальности AIM-120 AMRAAM («Ашуах») и 4 ракеты малой дальности «Питон-4» («Пантер») и «Питон-5» («Херев»). «Раам» стал первым самолётом ВВС, вооружёный AMRAAM. Затем их получили модернизированные F-15A/B/C/D («Баз Мешупар», первый передан ВВС 30.11.98), а с 2003 г. – и «Суфа» (поступили на вооружение в 2003-2008 гг.).

Однако основное оружие «Раам» – вооружение «воздух-земля». Самолёт способен нести на внешней подвеске до 11 тонн вооружения, топлива и др. грузов. «Раам» первым в ВВС (2010 г.) получил УАБ GBU-39 SDB («Барад Хад»). Далее (середина 2015 г.) их получили «Суфа» 107-й эскадрильи (т.е. на сегодняшний день все GBU-39 сконцентрированы в Хацерим). В дальнейшем эти бомбы должны получить F-35I («Адир»). Также «Раам» использует ракеты «Попай» («Ханит Наа»), УАБ Spice-2000 («Барад Плада»), JDAM («Барад Кавед»), Paveway («Заръит»), GBU-15 («Ханит Якара»/«Эгроф Ярок»). Сообщалось о поставках в Израиль GBU-28 с 2009 г., если это так, то и их используют «Раам».

Именно для «Раам» были первыми закуплены специальные погрузчики авиабомб BL-1. В 2003 г. сообщалось о закупке 10 таких машин, их применение в повседневной работе началось в середине 2004 г. Затем BL-1 получили и «Суфа». Стоимость каждого погрузчика – 420,000 шекелей. В 2003 г. закупались погрузчики на 1.7 тонны, но сообщалось, что в будущем намечено купить и 2.5-тонные.

В связи с обилием используемого вооружения, обслуживание «Раам» отличается от прочих самолётов ВВС. В прошлом в техническом отделе эскадрильи («Гаф Техни») служили техники 3 профессий: механики («Мехонаи»), оружейники («Хамаш») и электрики («Хашмалаи Маарехот»). Затем в ВВС было принято решение объединить эти профессии, создав профессию «Техник 1-го уровня» («Технаи Дерег Алеф»). И только в 69-й эскадрильи были сохранены прежние профессии.

Кстати, Израиль полностью автономен в обслуживании F-15I и всех его систем. Правда (согласно журналу ВВС за декабрь 2016 г., #232, стр. 33) – заняло это 14 лет. На сегодняшний день «Раам» находится на пороге модернизации середины жизни, подробнее – с статье «Новая РЛС для F-15I ‘Раам’». Возможно также, будет принято решение о закупке дополнительных F-15I – подробнее в статье «Израиль изучает вопрос закупки новых F-15I».

P.S. 21.01.18 сайт ВВС опубликовал статью уже к 20-летию «Раам» в ВВС. Большая часть информации в ней уже была выше, несколько дополнений:

  • С прибытием «Раам» в Израиль, для этого самолёта были определены 6 задач, которые был способен выполнять только он. Точно задачи не указываются, но речь идёт о полёте на большие дистанции, в плохих погодных условиях или ночью и с большим количеством оружия.

  • Во время Второй Ливанской войны 2006 г. «Раам» сбросили почти половину всего авиационного оружия, использованного в этой войне.

  • Бомбы «Барад Хад» были впервые использованы с «Раам» в операции «Могучий утёс» в Газе летом 2014 г.

  • Программа модернизации «Раам» MLU (Mid-Life Upgrade) всё ещё продолжается. Но уже сегодня, после всех изменений, внесённых в «Раам» за прошедшие 20 лет, речь идёт о самолёте не 4-го, а 4.5-го поколения. Среди прочего, в рамках MLU должны быть модернизированы кабины пилотов, что позволит ускорить принятие ими решений в ходе выполнения заданий.

  • Новые «Адир» (F-35I) не подменяют, а дополняют «Раам». Есть множество параметров, по которым «Раам» по прежнему лучший самолёт ВВС.








Ссылки:

  1. F-15I - стратегический самолёт ВВС, сайт ВВС, 19.01.17.

  2. F-15I продолжит быть стратегическим самолётом ВВС, сайт ВВС, 19.01.16.

  3. F-15I Ra'am (Thunder), сайт airwar.ru.

  4. F-15I на сайте ВВС.

  5. Обсуждение оружия «воздух-земля» на Фреш.

  6. Обсуждение оружия «воздух-воздух» на Фреш.

  7. Обсуждение «Оружие и оборудование ВВС АОИ» на waronline.

  8. 20 лет «Раам» в ВВС, сайт ВВС, 21.01.18.

Дата последнего обновления: 22.01.18.
Tags: #232, f-15, ВВС - вооружения, ВВС - эскадрильи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments