oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Categories:

Авиаконтроль 122-й эскадрильи

На базе ВВС Неватим среди прочего находится 122-я эскадрилья «Нахшон» («Таесет hа-Нахшон», в прошлом «Таесет hа-Дакота»). Эскадрилья была создана 01.06.71 на базе ВВС Лод (БАХА-27) и долгие годы эксплуатировала самолёты «Дакота» (Douglas DC-3, C-47 Skytrain, Dakota), отсюда и первое название эскадрильи. 03.08.00 «Дакота» была снята с вооружения (официальная церемония прощания с самолётом была проведена 30.01.01). Кроме того, эскадрилья имела на вооружении «Аталеф» (OV-1 Mohawk, два самолёта в 1974-1982 гг.) и «Арава» (IAI 201 с 30.10.83 и IAI 202А с 1987 г.). В середине 2004 г. «Арава» была снята с вооружения, после чего 122-я эскадрилья была закрыта.



Вскоре эскадрилья была открыта вновь, на этот раз с самолётами «Нахшон» (Gulfstream G500/G550), в связи с чем изменилось и название эскадрильи. Первый «Нахшон» был получен эскадрильей 26.06.05, а в 2008 г. эскадрилья вместе со всей прочей тяжёлой транспортной авиацией перебазировалась в Неватим (БАХА-28).

Gulfstream V (Gulfstream G-5 или Gulfstream GV) — реактивный двухмоторный самолёт бизнес-класса (business jet), выпускавшийся американской  корпорацией Gulfstream Aerospace. Поднялся в воздух в 1995 г., а в 1997 г. началось его коммерческое использование. Военная модификация известна как C-37A. В 2003 г. началось серийное производство усовершенствованной модели Gulfstream GV-SP, позже переименованного в Gulfstream G500/G550 (военная модификация G550 известна как C-37B). Модели G500 и G550 отличаются между собой объёмом топливных баков: G550 несёт больше топлива и имеет большую дальность полёта, зато G500 способен поднимать большую полезную нагрузку.

В ноябре 2001 г. Израиль подписал договор с Gulfstream Aerospace на закупку нескольких G500/G550 и переоборудование их в Израиле компанией IAI в специальные варианты:

  • «Нахшон Шавит» (на базе G500, по некоторым источникам на базе Gulfstream V, но на сайте ВВС указан именно G500) – самолёт электронной разведки, т.н. SEMA (Special Electronic Mission Aircraft);

  • «Нахшон Эйтам» (на базе G550) – самолёт ДРЛОиУ, т.н. CAEW (Conformal Airborne Early Warning), несут РЛС EL/W-2085.



Всего ВВС Израиля получили 5 «Нахшон»: 3 «Шавит» и 2 «Эйтам». Кроме того, IAI поставила 6 CAEW на экспорт: 4 Сингапуру и 2 Италии. Собственно G550 прибыли в Израиль в сентябре 2006 г., а на вооружение 122-й эскадрильи (после установки РЛС и всех испытаний) поступили в 2008 г. Кстати, в те годы было много различных цифр о закупках «Эйтам»: писали о 4 плюс 2 опция, потом о 6. Связано это было с тем, что IAI закупила G550 одновременно для ВВС Израиля и для Сингапура. Таким образом, из первых 4 половина (и оба опции) были для Сингапура.

В состав экипажей «Нахшон Эйтам» входят борт-авиадиспетчеры («Бакар Мутас»), объединённые в отдел борт-авиадиспечеров («Гаф Бакара»). Командир отдела в звании майор.

Прежде чем стать борт-авиадиспетчером, необходимо прослужить как минимум 2 (чаще 3) года обычным наземным авиадиспетчером в одном из районных подразделений воздушного контроля ВВС (ЙАБА – «Йехидат Бакара Эйзорит») и быть квалифицированным на выполнение всех видов задач, выполняемых наземными авиадиспетчерами.

Практически все наземные авиадиспетчеры мечтают стать борт-авиадиспетчерами, поэтому есть из кого выбирать и на должность отбираются лучшие из лучших. Далее они начинают службу в 122-й эскадрилье, где проходят дополнительную подготовку, длящуюся от 3 до 6 месяцев. Изучаются системы самолёта и методики работы с воздуха. Следует отметить, что уровень стресса у борт-авиадиспетчера гораздо выше, чем у его наземного коллеги. Он гораздо более самостоятельный, ему некому помочь и не с кем разделить работу, при этом в полёте есть гораздо больше отвлекающих факторов.

Во время полёта в грузовом отсеке «Нахшон Эйтам» работают несколько борт-авиадиспетчеров, у каждого свои задачи. Есть командир задачи («Менаhель Месима»), управляющий работой остальных и находящийся на постоянной связи с командиром самолёта («Кабарнит», КВС – командир воздушного судна). Вместе командир задачи и КВС проводят инструктаж («Тадрих»)  перед полётом, руководят экипажем в воздухе и проводят разбор полётов («Тахкир») после посадки. Ещё один борт-авиадиспетчер – оператор систем. Он же координирует маршрут полёта относительно месторасположения целей. Остальные борт-авиадиспетчеры занимаются собственно авиауправлением: поддерживают связь с командиром задачи на КП ВВС («Шолет бэ-Бор»), с наземными подразделениями авиаконтроля и с самолётами других типов в воздухе.

Во многих случаях наземного авиаконтроля в ЙАБА вполне хватает для выполнения операций. Но если есть задачи, где у самолётов ДРЛОиУ есть преимущества (обнаружение низколетящих целей, удаление от границ и т.п.), и тогда в воздух подымают «Нахшон Эйтам».

При взаимодействии с боевой авиацией планирование, инструктаж и последующий разбор полётов экипажи «Нахшон Эйтам» и экипажи истребителей-бомбардировщиков проводят совместно. Самолёты ДРЛОиУ прикрывают боевые самолёты с точки зрения РЛС-дозора, а те, в свою очередь, обеспечивают истребительное прикрытие самолётов ДРЛОиУ.

Нередко «Нахшон Эйтам» работают самостоятельно. Тут и задачи РЛС-дозора в рамках ПВО страны, и РЛС-разведка, но подробности не упоминаются. В целом можно сказать, что эскадрилья занята 24/7 (круглосуточно 7 дней в неделю). Нередки полёты на большом удалении от границ страны.

Для подготовки борт-авиадиспетчеров в июне 2007 г. на авиабазе Неватим был открыт специальный тренажёр. На нём проводится треть учебных часов борт-авиадиспетчеров. В отличии от обычных симуляторов, на этом у девушек-операторов есть задача играть по «радиосвязи» роли различных соответствующих инстанций: авиадиспетчеры в ЙАБА, командир на КП, пилот истребителя-бомбардировщика. И если борт-авиадиспетчеры в среднем имеют звание капитан, то операторы тренажёра – солдаты срочной службы.

При работе авиадиспетчера нередко приходится устанавливать связь с иностранными самолётами, в этом случае переговоры ведутся на английском, в соответствии со стандартами НАТО. Соответственно при тренировках на симуляторе и девушки-операторы должны уметь вести переговоры на английском.



















Ссылки:

  1. Как осуществляется авиаконтроль с воздуха? Сайт ВВС, 16.05.18.

  2. Авиаконтроль между небом и землёй, сайт ВВС, 19.06.17.

  3. Израильская гордость: 10 лет самолётам «Нахшон», сайт ВВС, 19.07.15.

  4. Gulfstream V («Нахшон») на сайте ВВС.

  5. «Самолёты Нахшон (Эйтам, Шавит)» – обсуждение на waronline.org.

Tags: g-550, ВВС - авиауправление, ВВС - симуляторы, ВВС - эскадрильи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Ицхак Таито демобилизуется после 62 лет службы

    Я уже писал о Главном прапорщике (РАНАГ) Ицхаке Таито в 2018 г., когда он отметил 50 лет в должности ответственного за дисциплину («Нагад…

  • «Арад» в Румынии

    Я уже писал о штурмовой винтовке «Арад» компании «Израильская Оружейная Промышленность» (IWI), клоне AR15, представленной в…

  • Коронавирус и АОИ, ситуация на 24.07.21

    4 дня назад я публиковал статус со вспышкой коронавирусной инфекции COVID-19 в Израиле и в АОИ, на 20.07.21. На эту дату в Израиле было 854,434…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments