oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Categories:

Хронология принятия решения о закупке корветов «Саар-6»

С конца 60-х и до середины 90-х гг. основные силы флота ВМС Израиля (надводные корабли) были представлены исключительно ракетными катерами. Были ещё десантные корабли и сторожевые катера, но наступательные задачи в открытом море и у берегов противника велись именно ракетными катерами. Число последних в 1973 г. составляло 14 (из них 2 ещё не успели получить ПКР, т.е. являлись артиллерийскими катерами), достигло 21 в 1982 г. и далее сохранялось примерно на этом уровне до начала 90-х.

Поскольку ракетные катера, даже относительно крупные, сильно ограничены по системам вооружений, которые физически  можно на них разместить, катера имели специализацию: противолодочные, артиллерийские и даже катера-вертолётоносцы. При этом все они несли ПКР, что сохраняло за ними принадлежность к классу ракетных катеров. В 90-е гг. добавились и задачи ПВО: катера «Саар-4.5» получили ЗРК «Барак-1».

Однако, эксплуатация различных систем со столь небольших платформ накладывала много ограничений. Некоторые типы вооружений, требуемые ВМС Израиля, было просто невозможно установить. Как следствие стала закупка ракетных корветов – в 1994-1995 гг. ВМС получили 3 «Саар-5» («Эйлат») полным водоизмещением 1,227 тонн (для сравнения: водоизмещение самых крупных израильских ракетных катеров не превышала 500 тонн).

Не прошло и 10 лет, и ВМС занялись поиском следующего поколения относительно крупных кораблей. В статье «Корабельный состав ВМС Израиля» (2002 г.) я писал о двух таких проектах: закупка корветов «Саар-5+» и даже фрегатов водоизмещением 2,850 тонн. Несмотря на сообщения о уже подписанных контрактах и даже закладки первого корвета, данные проекты так и остались на бумаге.

Далее (2006-2007 гг.) Израиль изучал покупку LCS (Littoral Combat Ship), однокорпусный вариант компании Lockheed Martin (тип Freedom), полным водоизмещением около 3,500 тонн. Модель для Израиля даже получила обозначение LCS-I. Однако, крайне высокая цена (700 млн долларов за корабль) привела к отказу от LCS.

Следующими шагами было рассмотрение закупки немецких Meko A-100 (2009-2010 гг.), вопрос строительства в Израиле т.н. «Саар 5 дор Бет», возможно при содействии Германии (2010-2011 гг.), закупка 4 корветов в Южной Корее (2012 г.) и международный конкурс на закупку новых кораблей (2014 г.).

И наконец – отмена конкурса и договор с Германией (меморандум о взаимопонимании заключён в декабре 2014 г., контракт подписан в мае 2015 г.) о поставке в Израиль 4 корветов «Саар-6», водоизмещением 2,000 тонн, созданными на базе всё тех же Meko A-100 (а точнее т.н. Corvette K-130). Поставки должны начаться в 2019 г. Стоимость – 430 млн евро, в т.ч. 115 млн – дотация правительства Германии.

Вчера вечером, 29.01.17, канцелярия премьер-министра Израиля опубликовала хронологический перечень т.н. «военно-политических событий», касающихся приобретения «Саар-6» в Германии. Далее цитирую по newsru:

  • 24/04/2013 – Командующий ВМС рекомендует ускорить покупку судов в Германии.

  • 11/09/2013 – Генеральный директор министерства обороны инструктирует сотрудников своего ведомства, что в случае, если будет возможно достичь соглашения с Германией, нет необходимости в объявлении тендера.

  • 11/11/2013 – Генеральный директор министерства обороны вновь подчеркивает преимущества закупки в Германии, исходя из временных рамок, стоимости и наличия средств.

  • Ноябрь 2013 – Кабинет министров принимает решение закупить корабли, отдавая предпочтение договору с Германией.

  • 06/05/2014 – Немцы отказываются предоставить скидку.

  • 21/07/2014 – Министерство обороны объявляет международный тендер на закупку судов. Параллельно осуществляются контакты с немцами.

  • 17/08/2014 – В свете прогресса на переговорах генеральный директор МИД просит заморозить тендер.

  • 21/08/2014 – Германия утверждает с министром финансов Лапидом скидку в 27,5%.

  • 23/08/2014 – Канцлер Меркель подтверждает премьер-министру предоставление скидки.

  • 20/09/2014 – Военно-морской флот просит остановить тендер и ускорить подписание меморандума о взаимопонимании.

  • 21/09/2014 – Генеральный директор министерства обороны просит остановить тендер в свете происходящих событий.

  • 27/10/2014 – Министр обороны принимает решение остановить тендер.

  • Декабрь 2014 – Подписание меморандума о взаимопонимании по закупке судов между Израилем и Германией.


Ссылки:

  1. Канцелярия Нетаниягу опубликовала перечень событий, связанных с покупкой подлодок в Германии, newsru, 30.01.17.

  2. Нетаниягу: военные корабли куплены по совету специалистов, mignews, 30.01.17.

  3. Статья 2002 г. «Корабельный состав ВМС Израиля».

  4. Статья 2008 г. «Структура ВМС Израиля».

  5. Обсуждение «LCS - Littoral Combat Ship» на waronline (2007-2016 гг.).

  6. Обсуждение «Meko A-100 для Израиля?» на waronline (2009-2011 гг.).

  7. Обсуждение «Саар 5 дор Бет - собственные корветы для Израиля?» на waronline (2010 г.).

  8. Обсуждение «Немецкие корабли для Израиля - корветы ‘Саар-6’» на waronline (2013-2016 гг.).

  9. Какие корветы заменят «Саар-5»? israeldefense, 17.12.13.

  10. Israel signs €430m deal for German patrol vessels, globes, 11.05.15.

  11. Sa’ar 6 Class (Blohm+Voss 130).

Tags: saar-6
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments