oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Category:

ВВС изучают закупку нового учебного вертолёта

На сегодняшний день для подготовки лётчиков вертолётов ВВС используют Bell 206 Jet Ranger («Сайфан»). Данные машины поступили на вооружение в 1971 г., а в 1984 г. были дополнены удлинённой версией - Bell 206L Long Ranger («Сайфанит»). Долгое время использовались и как вертолёты связи, т.е. перевозили командиров и небольшие срочные грузы. Выполняли они и другую работу: погони за террористами, поиск и спасение, эвакуация раненных. Вертолёты состояли на вооружении 125-й эскадрильи («Таесет Масоким а-Калим» - «Лёгкая вертолётная эскадрилья»), действовавшей с авиабазы Сде-Дов в Тель-Авиве.



В 2003 г. 125-я эскадрилья была закрыта, с тех пор Bell 206 использовались только как учебные в Лётной школе ВВС в Хацерим, а также как вертолёты имитации сил противника в 115-й «Красной» эскадрилье ВВС (сайт ВВС, 12.03.17). По-видимому 115-я эскадрилья получила «Сайфан» в 2014 г., после снятия с вооружения ранее использовавшейся для той же цели вертолётов AH-1 Cobra («Цефа»).

Кроме АОИ, Bell-206 используются и в Авиационном подразделении полиции Израиля (с 1993 г.). Имелись 4 Bell-206B и 2 Bell-206L-3 (последние бывшие вертолёты ВВС, переданные полиции после 2003 г.). В 2017 г. началась их замена на Airbus Helicopters H125/H145 (в сентябре 2015 г. «Эльбит Маарахот» заказала для полиции Израиля 4 H125 и 2 H145. H125 были поставлены в Израиль в конце 2016 г. и введены в эксплуатацию 21.08.17, а 19.12.17 в США прошла церемония передачи полиции H145).

По сегодняшнему (02.02.17) сообщению сайта israeldefense, МО Израиля находится на продвинутом этапе переговоров по закупке новых учебных вертолётов для ВВС. Хотя казалось бы, наиболее приемлемый для Израиля вариант – закупка американских вертолётов с использованием средств американской военной помощи, на данном этапе переговоры идут с итальянскими фирмами, по схеме, аналогичной закупке ранее учебных самолётов М-346 («Лави»): правительство Италии должно будет обязаться сделать взаимные закупки в Израиле примерно на ту же сумму, что и Израиль – в Италии.

Тип вертолёта не сообщается. Говорится о закупке 7 вертолётов на первом этапе и ещё 7 – на втором, долговременный (20 лет) договор на техническую поддержку, общая цена контракта – несколько сот млн долларов.

08.06.16 сайт газеты globes уже сообщал, что Израиль ведёт переговоры о закупке новых вертолётов с итальянской компанией AgustaWestland. Потребности оценивались в 10-15 вертолётов.

15.08.16 сайты nrg и flightglobal сообщали, что рассматриваются варианты AgustaWestland AW119 Koala (итальянский, AgustaWestland принадлежит концерну Leonardo S.p.A., в прошлом Leonardo-Finmeccanica), Bell 407GXP (американский компании Bell Helicopter) и Airbus Helicopters H125 (вариант Eurocopter AS350 Écureuil). При этом nrg писал, что ВВС нужны 16 вертолётов, правда сумма называлась нереально маленькая – 35 млн долларов.

С закупкой новых вертолётов завершится обновление авиапарка лётной школы, начавшаяся в начале 2000-х гг.:

  • Bell 212 («Анафа») – использовались для продвинутой подготовки лётчиков транспортно-десантных вертолётов; «Анафа» была снята с вооружения ВВС в 2002 г., лётная школа не получила прямой замены, курсанты продолжили тренироваться на UH-60 Black Hawk («Яншуф») 123-й эскадрильи;

  • Beechcraft B80 Queen Air («Замир») – использовались для базовой подготовки лётчиков и штурманов транспортных самолётов; сняты с вооружения в июне 2003 г., заменены на Beechcraft B200 Super King Air («Цофит»);

  • Piper PA-18 Super Cub – использовались для начальной подготовки лётчиков и экзаменационных полётов («Чек-5», «Чек-10» и «Чек-15»); сняты с вооружения 05.06.03, заменены на немецкие Grob G 120A («Снунит»);

  • Fouga CM-170 Magister («Фуга», модернизированный вариант – «Цукит») – использовались для базовой подготовки лётчиков и штурманов боевых самолётов; сняты с вооружения в 2010 г., заменены на Beechcraft T-6 Texan II («Эфрони»);

  • Bell AH-1 Cobra («Цефа») – использовались для продвинутой подготовки лётчиков боевых вертолётов; «Цефа» была снята с вооружения ВВС в 2014 г., по-видимому примерно тогда же эти вертолёты покинули лётную школу, без прямой замены; это означает, что до конца лётного курса лётчики отделения боевых вертолётов продолжают тренироваться на «Сайфан», а затем сразу переходят на AH-64А Apache («Петен») 190-й эскадрильи и AH-64D Apache Longbow («Сараф») 113-й эскадрильи;

  • Douglas A-4 Skyhawk («Аит») – использовались для продвинутой подготовки лётчиков боевых самолётов, а также курсов оперативной подготовки после окончания лётной школы (КААМ и КААМАМ); сняты с вооружения в 2015 г., заменены на Alenia Aermacchi M-346 Master («Лави»).



P.S. 08.02.17 на сайте ВВС было опубликовано, что прибытие нового вертолёта ожидается в 2020 г. Вместе с ним будет закуплен современный симулятор. Пока же (с начала 2017 г.) лётная школа объединила факультеты лётчиков боевых вертолётов и лётчиков транспортно-десантных вертолётов. Сейчас все лётчики вертолётов после базовой подготовке на «Сайфан» будут проходить продвинутую подготовку на «Яншуф». И лишь после окончания лётного курса лётчиков будут делить по отделениям. Связано это с тем, что прямой переход с «Сайфан» на «Петен»/«Сараф» для лётчиков боевых вертолётов был слишком сложен. «Яншуф» же по размерам и ТТХ близок к «Петен»/«Сараф», что даст лётчикам необходимую практику пилотирования более сложных и крупных чем «Сайфан» вертолётов. После прибытия новых вертолётов факультеты вновь будут разделены.

P.S.2. 31.05.18 на сайте ВВС было опубликовано, что ВВС находятся в процессе подписания сделки по новому учебному вертолёту для лётной школы. Выбранная модель не называется.  Сказано, что новые вертолёты должны прибыть в Израиль «примерно через 3 года» (т.е. середина 2021 г.) и когда это произойдёт качество тренировок вертолётчиков должно возрасти примерно так, как оно возросло для лётчиков боевых самолётов после замены «Аит» (А-4 «Скайхок») на «Лави» (М-346).

Приложение 1. Закупки Bell-206 АОИ.

По данным SIPRI, было закуплено около 52 вертолётов семейства:

  1. примерно 24 военных OH-58 Kiowa в 1971 г., поставка в 1972-1974 гг.;

  2. примерно 10 AB-206 из Италии в 1974 г., поставка в 1975 г. (лицензионное производство компанией Agusta-Bell);

  3. два Bell-206B в 1978 г., поставка в 1984-1985 гг.;

  4. примерно 10 Bell-206B-3 в 1978 г., поставка в 1979 г.;

  5. примерно 6 Bell-206L-3 Long Ranger в 1983 г.,  поставка в 1984 г.



Как обычно, данные SIPRI не совсем точные, по другим источникам (сайт ВВС, книга Дани Шалома, Википедия, сайт «Маркиа Шхаким») вырисовывается следующая картина:

В конце 60-х гг. ВВС рассматривали закупку различных лёгких вертолётов: американские Hughes OH-6 Cayuse, Fairchild Hiller FH-1100, Bell 206 Jet Ranger и немецкий MBB Bo 105. Bell 206 был признан лучшим, дополнительными факторами был его выбор армией США и начало его гражданского использования в Израиле в 1970 г. Первые Bell 206 для ВВС прибыли 24.07.71.

Первыми были куплены AB-206А гражданской модификации, получили обозначение «Сайфан Алеф» в ВВС. В 1974 г. начали прибывать военные OH-58B Kiowa, куплено 23-24 штуки, получили обозначение «Сайфан Бет». Далее были куплены Bell-206B-3, получили обозначение «Сайфан Гимель». В 1981 г. один AB 206A был куплен у Австрии (где имел регистрационный номер OE-DXL), вместе с двумя CH-53 (S-65OE).  Bell-206L-3 были куплены в мае 1984 г., поступили на вооружение в конце того же года.

OH-58B Kiowa были оригинально заказаны для вооружённых сил Австралии, но затем выкуплены ВВС Израиля. Поскольку их кабины отличались от уже используемых в 125-й эскадрилье вертолётов, их передали в лётную школу. Большинство Bell-206B-3 также служили в лётной школе.

На 2002 г. (т.е. незадолго до закрытия 125-й эскадрильи) на вооружении имелось 38 Bell 206/Bell 206L (по JCSS) или 43 (по Jane's), а IISS сообщал о 36 Bell 206 и 10 Bell 206L-3. При этом все вертолёты указывались как AB-206/AB-206-3, т.е. итальянского производства. На 2016 г. IISS сообщал о наличии на вооружении 6 Bell-206B.

Приложение 2. Аварии и катастрофы Bell 206 в ВВС Израиля.

В ходе службы в ВВС Израиля, Bell 206 не имели боевых потерь. Однако в авариях и катастрофах было потеряно не менее 8 вертолётов.

  • Б/Н 017 (AB 206A итальянского производства) – 22.01.76 во время ночного учебного полёта вертолёт столкнулся с землёй. Второй пилот был легко ранен.

  • Б/Н 022 (AB-206B-1 итальянского производства) – 20.01.87 во время учений на Голанских высотах вертолёт столкнулся с землёй. Второй пилот капитан Гади Эяль погиб.

  • Б/Н 029 (AB 206A итальянского производства) – 06.01.75 во время ночных учений на Синае, в районе Рафидим лётчик потерял контроль над вертолётом, возможно из-за поднятой лопастями пыли при заходе на посадку. Командир экипажа старший лейтенант Дани Гранот и второй пилот лейтенант Шимшон Ларс погибли.

  • Б/Н 032 (OH-58B американского производства) – 31.08.98 при посадке в ОП Длаат в Зоне Безопасности в Южном Ливане, из-за ошибки экипажа вертолёт зацепил скалы и разбился. Экипаж получил ранения лёгкой до средней степени тяжести, пассажиры не пострадали. Через неделю вертолёт был эвакуирован в Израиль на грузовике, но восстановлению не подлежал.

  • Б/Н 101 (также известен как Б/Н 001; AB 206A итальянского производства, первый купленный у Agusta-Bell, прибыл в Израиль 24.07.71) – 21.11.78 врезался в дюны в ходе патрулирования побережья на севере Синая. Экипаж не пострадал, но вертолёт был списан.

  • Б/Н 131 (OH-58B американского производства) – 08.11.77 вертолёт разбился в районе Герцлии из-за разрушения хвостового винта. Причина: некачественно проведённый ремонт. Экипаж получил ранения.

  • Б/Н 133 (OH-58B американского производства) – 13.01.94 примерно в 01:45 ночи вертолёт зацепился за антенну и разбился при заходе на посадку в Мецудат Кфир (штаб ЦВО) возле Иерусалима. Все находившиеся на борту погибли: Командующий ЦВО генерал-майор Нехамия Тамари; майор Офир Кауфман; экипаж вертолёта: капитаны Асаф Ашер и Офри Йоэли. Причина катастрофы – плохие погодные условия (туман, видимость 12 м) и усталость экипажа, по-видимому потерявшего ориентацию и вошедшего в состояние «вертиго».

  • Б/Н 141 (OH-58B американского производства) – 11.12.77 во время учебного полёта в районе горы Кармель вертолёт зацепился за провода линии электропередач и разбился. Командир экипажа получил ранения.



Приложение 3. Судьбы списанных Bell 206 ВВС Израиля.


  • Б/Н 040 (AB 206A итальянского производства) – ранее служил в армии Австрии. После снятия с вооружения помещён в экспозицию авиационного музея в Хацерим.

  • Б/Н 134 (OH-58B американского производства) – использовался в лётной школе, списан после тяжёлой посадки, при которой сломал полозковое шасси («лыжи»). Долгие годы оставался на авиабазе Хацерим.

  • Б/Н 153 (Bell-206B-3 американского производства, получен 02.11.78) – использовался в лётной школе, списан после 7,719 часов налёта. Выставлен на продажу, куплен израильским бизнесменом в 2013 г., перепродан в одну из стран Африки.

  • Б/Н 157 (Bell-206B-3 американского производства, получен 07.11.78) – использовался в лётной школе, списан после 7,183 часов налёта. Продан компании Cessna Spain, отправлен на ремонт в ангары компании на аэродроме Сабадель, Испания.

  • Б/Н 159 (Bell-206B-3 американского производства, получен 01.12.78) – использовался в лётной школе, списан после 7,705 часов налёта. Выставлен на продажу, куплен израильским бизнесменом в 2013 г., перепродан в одну из стран Африки.

  • Б/Н 161 (Bell-206B-3 американского производства, получен 21.09.78) – использовался 125 эскадрилье, с 2003 г. – в лётной школе, списан после 7,518 часов налёта. Продан компании Cessna Spain в июле 2005 г., отправлен на ремонт в ангары компании на аэродроме Сабадель, Испания, однако ремонт был не завершён и вертолёт находился на хранении. В мае 2011 г. конфискован полицией Испании по подозрению, что Cessna Spain готовит вертолёты Bell-206 и Bell-212 (также купленные в Израиле) для продажи в Иран (на запчасти).

  • Б/Н 163 (Bell-206B-3 американского производства, получен 25.01.79) – использовался в лётной школе, списан после 5,706 часов налёта. Выставлен на продажу, куплен израильским бизнесменом в 2013 г., перепродан в одну из стран Африки.

  • Б/Н 165 (Bell-206B-3 американского производства, получен 05.01.79) – использовался в лётной школе, списан после 7,459 часов налёта. Продан компании Cessna Spain, далее судьба аналогична Б/Н 161.

  • Б/Н 167 (Bell-206B-3 американского производства, получен 15.01.79) – использовался в лётной школе, списан после 7,441 часов налёта. Продан компании Cessna Spain в июле 2005 г., далее судьба аналогична Б/Н 161.

  • Б/Н 169 (Bell-206B-3 американского производства) – использовался в лётной школе, списан. Выставлен на продажу, куплен израильским бизнесменом в 2013 г., перепродан в одну из стран Африки.

  • Б/Н 201 (Bell-206L-3 американского производства) – получен ВВС в 1984 г., использовался в 125-й эскадрилье. Списан в 2003 г. с закрытием эскадрильи, имея 4,545 часов налёта. Продан испанской фирме LINNEO S.L, далее компании New Africa Developments в ЮАР. 07.09.05 зарегистрирован в ЮАР как ZS-RUX.

  • Б/Н 205 (Bell-206L-3 американского производства) – получен ВВС в 1984 г., использовался в 125-й эскадрилье. Списан в 2003 г. с закрытием эскадрильи, имея 4,231 часов налёта. Продан испанской фирме LINNEO S.L, далее компании New Africa Developments в ЮАР. 07.09.05 зарегистрирован в ЮАР как ZS-RXM. Далее вновь перепродан 19.07.11.

  • Б/Н 207 (Bell-206L-3 американского производства) – получен ВВС в 1984 г., использовался в 125-й эскадрилье. Списан в 2003 г. с закрытием эскадрильи, имея 4,700 часов налёта. Передан полиции Израиля, получил обозначение 4X-BMH и название «Ханит», летает с базы полиции в Латрун.

  • Б/Н 210 (Bell-206L-3 американского производства) – получен ВВС в 1984 г., использовался в 125-й эскадрилье. Списан в 2003 г. с закрытием эскадрильи, имея 4,795 часов налёта. Передан полиции Израиля, получил обозначение 4X-BMI и название «Кидон», летает с базы полиции в Латрун.

  • Б/Н 213 (Bell-206L-3 американского производства) – получен ВВС в 1984 г., использовался в 125-й эскадрилье. Списан в 2003 г. с закрытием эскадрильи, имея 4,208 часов налёта. Продан испанской фирме LINNEO S.L. С марта 2007 г. был зарегистрирован в Испании как EC-KCC, с 27.02.08 – как EC-KON.



Ссылки:

  1. Продвигаются переговоры по покупке учебных вертолётов для ВВС, israeldefense, 02.02.17.

  2. Необходимы: 16 новых вертолётов ВВС, nrg, 15.08.16.

  3. Israeli air force seeks new training helicopter, flightglobal, 15.08.16.

  4. Israel mulls buying Italian training helicopters, globes, 08.06.16.

  5. «Сайфан» и «Сайфанит» на сайте ВВС.

  6. Списки аварий и катастроф на сайте «Маркиа Шхаким».

  7. Списки судеб списанных самолётов на сайте «Маркиа Шхаким».

  8. Пилотируемая авиация ВВС Израиля, статья 2002 г.

  9. База данных SIPRI.

  10. Дани Шалом «Самолёты ВВС. От ‘Тайгер Мот’ до ‘Суфа’» («Матосей Хейль hа-Авир. Ми-hа-Тайгер Мот ад hа-Суфа»), стр. 110-111.

  11. Изменения в подготовке лётчиков вертолётов ВВС. Сайт ВВС, 08.02.17.

  12. Пурим каждый день: эскадрилья ВВС по имитации противника. Сайт ВВС, 12.03.17.

  13. Год драматических решений в ВВС. Сайт ВВС, 31.05.18.



Дата последнего обновления: 04.06.18.
Tags: aw119, bell-206, h125/h145, Авиапроисшествия, ВВС, ВВС - эскадрильи, Подготовка лётчиков, Полиция
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments