oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Categories:

Управление операциями ВВС Израиля

Боевое управление ВВС Израиля осуществляется из командного бункера, глубоко под землёй под штабом ВВС в Кирия, Тель-Авив. На сленге место называется «Яма» («hа-Бор»).



Собственно управление и контроль операциями осуществляется из т.н. «ячеек управления» (ед.ч. «Та Шлита», мн.ч. «Таэй Шлита») в рамках данного бункера. По-сути это и есть КП ВВС (ХАМАЛь, «Хедер Мильхама»). Подразделение, в рамках которого действует данный КП называется ЙАШАМ («Йехидат hа-Шлита вэ-hа-Мивцаим», «Подразделение управления и контроля»; в прошлом назывался «ЙАШАМ Крав 333») и относится к Оперативному управлению штаба ВВС («Лаhак Мивцаэй Авир»). Во главе ЙАШАМ стоит офицер в звании полковник, недавно подразделение получило приз НГШ как отличное подразделение боевого обеспечения («Йехида Томехет Лехима»).

КП функционирует круглый год, 24/7 (24 часа в суки, 7 дней в неделю), отслеживая и управляя всеми операциями ВВС, как явными, так и особо секретными. Количество подобных операций в последние годы огромно. Во время операций в ячейках управления находится командующий ВВС и начальники управлений штаба ВВС, но в любое время в «Яме» находится один из старших офицеров, исполняющий обязанности дежурного командующего ВВС («МАХА Торан»).

Каждая ячейка управления имеет командира («Мефакед hа-Та», на сленге «Шолет», т.е. «Владыка»), кроме этого в её состав входят офицеры из отдела планирования («Махлекет hа-Тихнун»), офицеры разведки из разведывательного управления штаба ВВС («Лаhак Модиин»), офицеры управления воздушными и наземными силами («Кциней Шлита», КАШЛАТ), метеорологи («Хазаим»), специалисты РЭБ («Ламед-Алеф», «Лохама Электронит») и связи («Кешер вэ-Бакара»).

В отличии от СВ, где управления войсками осуществляется через штабы военных округов, управление ВВС централизованное. Планирование операций осуществляются совместными усилиями отдела планирования и разведывательного управления штаба ВВС, далее приказы параллельно направляются в оперативные подразделения (эскадрильи, спецподразделения, подразделения авиаконтроля и т.п.) и в ЙАШАМ. В ходе операции ячейки управления синхронизируют и контролируют различные силы, участвующие в той или иной операции. Таким образом, оперативный прцесс включает 3 основных элемента –  разведка, планирование, управление – и ЙАШАМ отвечает за последний.

ЙАШАМ отвечает и за ряд других задач:

  • обеспечение работы оперативного штаба ВВС («hа-Мате hа-Мивцаи»);

  • обеспечение работы метеорологического центра ВВС, дающего услуги всем силам безопасности Израиля;

  • подготовка оперативных приказов подразделениям («Пкудот Мивцаийот», «Мивраким ле-Саде»).



На этапе подготовки операций ЙАШАМ оповещает командиров оперативных подразделений о различных изменениях, связанных с новыми разведданными. На этапе проведения операций ЙАШАМ является мостом между командующим ВВС и лётчиками в кабинах самолётов. В свете постоянного усложнения ситуации в 2017 г. вошла в силу новая тактика управления и контроля («Торат Шлита Мивцаит ле-Хайль»), но подробности не указываются. Ясно только, что управление подстраивается под конкретную операцию, но есть целый ряд базовых принципов, единый для управления любой операцией.

Часто место командира ячейки управления занимают начальники управлений штаба ВВС (т.е. офицеры в звании бригадный генерал). В длительных войнах и операциях должность в рамках дежурств по очереди занимают резервисты, в звании полковник и бригадный генерал (обычно они служат от 20 до 50 дней резервной службы в год). В прошлом нередко были ситуации, когда резервисты командовали ячейками на учениях, в ходе же реальных операций командование брали на себя офицеры регулярной службы, к большому неудовольствию резервистов. По указанию командующего ВВС, в ходе операции «Могучий утёс» 2014 г. резервисты занимали должности командиров ячеек управления в течении всей операции.

Мало что известно о внутренней структуре ЙАШАМ. В нём есть отдел боевых самолётов («Гаф Крав») и отдел взаимодействия («Гаф Мешулавим», по-видимому вертолёты и транспортная авиация), но возможно этот список не полон. Офицеры управления (КАШЛАТ) на практике в большинстве случаев солдаты срочной службы. Часть из них – отчисленные курсанты лётного курса, часть – обычные призывники, отобранные на должность. Они проходят курс длительностью 2.5 месяца в Школе специальностей авиауправления на базе Увда, в т.ч. месяц общие основы, далее специализация по видам управления. Далее курс оперативной тренировки (КААМ), включающий множество экзаменов.

КАШЛАТы выполняют различную вспомогательную работу, но часть по ходу службы становятся Старшими офицерами управления (РАВКАШ, «Рав-КАШЛАТ») и могут выполнять задания самостоятельно или являются прямыми советниками дежурного командира ЙАШАМ (РАМАШЛАТ – «Рош Мерказ Шлита»). В зависимости от специализации, КАШЛАТы могут иметь особые названия, например офицер управления вертолётами называется КАШМАС («Кцин Шлита Масоким»).

Не ясен вопрос с видами и количеством ячеек управления. Так, есть постоянно действующие ячейки ПВО и ПРО. Могут создаваться временные ячейки, например для управления спасательной операцией. В ходе войн и операций, связанных с ударными задачами, есть различные ячейки управления ударными задачами. Но не ясно, сколько таких ячеек действует одновременно в обстановке, когда в сутки выполняются сотни ударных боевых вылетов.

В статьях о ЙАШАМ приведено всего несколько примеров работы ячеек управления, в связи со спасательными операциями.

  • В начале 2017 г. автобус скатился ночью в ущелье («Вади») глубиной около 300 м. Два человека погибли, 3 получили тяжёлые ранения. Ряд других, получив лёгкие ранения и психологический шок, разбрелись по местности, пытаясь самостоятельно выбраться из ущелья. Была создана специальная ячейка управления во главе с РАМАШЛАТ («Та РАМАШЛАТ ле-Шлита»). Один из офицеров управления установил связь с близлежащей к месту событий территориальной дивизией, чьи силы уже были задействованы в спасательной операции, для получения информации о числе раненных и их состоянии. Офицер управления вертолётами поднял в воздух дежурные спасательные вертолёты для эвакуации.  С местности сообщили, что в ночных условиях есть сложности с поиском раненных, покинувших автобус. С разрешения дежурного командира ВВС в воздух были подняты боевые самолёты, сбросившие осветительные бомбы («Нурей Теура»).

  • 26.07.10 израильский вертолёт «Ясъур» (CH-53D) разбился в горах Карпатах в Румынии во время учений. 6 израильтян (4 лётчика и 2 бортмеханика) и румынский офицер связи погибли. ВВС Израиля направили в Румынию поисковую группу и группу расследования происшествия. Была создана специальная ячейка управления, координировавшая работу групп в Румынии, израильтян, участвовавших в учениях в Румынии, базы ВВС Тель-Ноф, командования ВВС и др. Ячейка работала в течении недели.


P.S. 21.02.19 сайт ВВС опубликовал ещё одну статью по теме. К сказанному выше можно добавить:

  • РАМАШЛАТ («Рош Мерказ Шлита») иногда расшифровывается и как «Рош Муцав Шлита», а ячейка управления во главе с ним называется «Та РАМАШЛАТ»;

  • в подчинении РАМАШЛАТ есть несколько КАШЛАТов, причём они могут быть в звании младший сержант и сержант;

  • по ходу службы КАШЛАТ накапливает опыт и получает квалификацию («hасмаха») управлять тем или иным видом деятельности ВВС; РАВКАШ – финальная квалификация;

  • в ходе трагедии в нахаль Цафит (26.04.18) в воздух было одновременно поднято 6 спасательных вертолётов.














Ссылки:

  1. Бьющееся сердце ВВС, сайт ВВС, 31.10.12.

  2. Всё под контролем, сайт ВВС, 14.08.16.

  3. Солдаты срочной службы, управляющие ВВС, сайт ВВС, 14.02.17.

  4. 24/7: взгляд на «Яму» ВВС, сайт ВВС, 15.07.18.

  5. Офицер авиауправления рассказывает: самая оперативная должность в «Яме», сайт ВВС, 21.02.19.

  6. Оперативное управление штаба ВВС, статья Википедии.


Дата последнего обновления: 25.02.19.
Tags: ВВС - авиауправление, ВВС - подразделения
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 14 comments

Recent Posts from This Journal