oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Categories:

История производства артиллерийских орудий компанией «Солтам»

Компания «Солтам» была основана в 1950 г. как совместное предприятие израильской «Солель Боне» (принадлежавшей тогда концерну КУР, во владении «Гистадрут» – Израильской федерации профсоюзов) и финской «Тампела» (отсюда и слово «Солтам», по первым буквам названий фирм-основательниц). Идея создания компании принадлежала Шломо Заблудовичу (1914-1994) – польскому еврею, чудом выжившему в Катастрофе и после войны эмигрировавшему в Финляндию. Заблудович («Мистер Миномёт») принимал активное участие в работе «Солтам» до начала 80-х, после чего продал свою долю в компании. Завод компании расположен в городе Йокнаам на севере Израиля. В 2010 г. «Солтам» был куплен «Эльбит Маарахот».



«Тампела» передала «Солтам» технологии производства 81-, 120- и 160-мм миномётов и боеприпасов к ним, а в 60-е гг. – технологию 122-мм орудия 122K/60 (известного также как М-60). На базе него и было построено первое 155-мм орудие «Солтам» – М-68, длина ствола 33 калибра. Прототип был готов в 1968 г. (отсюда и номер в названии), первый производственный образец – в 1970 г.

Согласно Википедии и др. источников, история развития 122K/60 следующая:

  • 1957 г. – построен прототип 122K/57;

  • 1960 г. – построен первый серийный образец, 122K/60, выпущено 15 штук; «Солтам» проявило интерес к данному орудию, один экземпляр был доставлен в Израиль, установлен на шасси «Шермана» модели M4A3E8 и проходил испытания АОИ в 1966-1970 гг.;

  • 1967 г. – построен 152-мм вариант орудия – 152HX-K60;

  • 1968 г. – построен 155-мм вариант 155KAN68, позднее ставший «Солтам» М-68; более того, в 1970-1975 гг. «Тампела» выпустила для «Солтам» две партии по 12 орудий, одну из партий поставили Сингапуру; кстати, 1 такое орудие было в 1977 г. поставлено «Тампелой» в СССР;

  • 1971 г. – выпущено 2 орудия 155HX (155-мм), один из которых был поставлен «Солтам» – по-видимому прототип М-71.

В конце 60-х гг. АОИ находилась на стадии перехода от буксируемой артиллерии к самоходной, поэтому М-68 сама по себе армию не заинтересовала. Однако её самоходный вариант на базе танка «Шерман» (L-33 «Роэм») был принят на вооружение. Сколько было построено L-33 – официально не опубликовано. «Джейнз» приводил цифру в 200 штук. Известно, что к войне 1973 г. успели построить примерно 36 штук (3 дивизиона). В войне в Ливане 1982 г. участвовал один артполк, вооружённый L-33, 4 дивизиона (т.е. 48 до 72 орудий, в зависимости от числа орудий в дивизионе – 12 или 18). Война не была тотальной, далеко не все дивизии приняли в ней участие, таким образом в АОИ вполне могло быть 2-3 полка этих орудий. Сообщалось об экспорте буксируемой М-68 в Таиланд и Сингапур.

В 1974 г. было изготовлено новое орудие – М-71, по-сути усовершенствованное М-68 со стволом длиной 39 калибров. Серийное производство началось в 1975 г. Орудие поставлялось в Сингапур, ЮАР (G-4), Таиланд и др.

В середине 70-х гг. партию из 50 М-71 заказал Иран (есть источники утверждающие, что М-71 как вариант М-68 была создана на средства Ирана). Однако после Исламской революции 1979 г. все связи Израиля и Ирана были прерваны, орудия остались в Израиле и в 1981 г. приняты на вооружение АОИ под названием «Хатран».

Были разработаны и самоходные варианты М-71 – L-39 (как модернизация L-33), М-72 (на базе «Центуриона») и Rascal (оно же Diabillo, на лёгком гусеничном шасси), на вооружение они не принимались. Кстати есть утверждения, что специалисты «Тампела» имели отношения к созданию как L-33, так и М-72.

В 1977-1994 гг. «Солтам» принимала активное участие в разработке САУ «Шолеф» (Slammer) на шасси танка «Меркава» в соответствии с требованиями Артиллерийского корпуса АОИ. Первый прототип был готов в июне 1983 г. и был передан АОИ для испытаний в 1984 г. Второй прототип был построен в 1986 г. Хотя в целом разработка была завершена и САУ заслужила самые лучшие характеристики, АОИ отказалась от её закупок по финансовым причинам.

В 80-е гг. были разработаны новые варианты М-71 – т.н. Model 839 с длиной ствола 39 калибров (1983 г.) и Model 845 с длиной ствола 45 калибров (1984 г.). Оба варианта имели т.н. «самодвижущиеся» варианты (Model 839P и Model 845P, буква ‘P’ от Propulsion), на станине орудия монтировался двигатель мощностью 80 л.с. (APU – Auxiliary Power Unit), позволявший орудию перемещаться своим ходом на скорости по шоссе до 17 км/ч. Данный режим мог использоваться при смене позиций. Сообщалось о поставках до 50 таких орудий АОИ, однако действительности это не соответствовало. На экспорт орудия поставлялись в Камерун, Словению, Ботсвану.

В конце 90-х гг. «Солтам» представила TIG 2000 (Towed Independent Gun) – дальнейшее развитие Model 839/845. По желанию заказчика мог устанавливаться ствол длиной 39, 45 или 52 калибра, можно было устанавливать и APU.

К 1999 г. был представлен самоходный вариант TIG 2000 на автомобильном шасси – SPWG (self-propelled wheeled gun). Прототип имел ствол длиной 52 калибра и использовал шасси Tatra (6×6), хотя по желанию заказчика можно было использовать другие базы и стволы меньшей длины. В 2001 г. название было изменено на ATMOS-2000 (Autonomous Truck-Mounted Howitzer System).

И наконец, в начале 2000-х гг. появилось ATHOS (Autonomous Towed Howitzer System) – буксируемый/самодвижущийся аналог ATMOS. Встречаются обозначения ATHOS-2025 (возможно ошибочное) и ATHOS-2052 (по длине ствола, 52 калибра, опять же, по желанию заказчика можно установить 39- и 45-калиберные стволы). На сайте «Эльбит» ATHOS и ATMOS называют просто Soltam ATHOS и Soltam ATMOS. ATHOS участвовала в конкурсе армии Индии, а также изучалась для покупки Филиппинами, но так и небыла выбрана.

Кроме производства собственных орудий, «Солтам» предлагает модернизацию существующих образцов других производителей:

  • M114S – модернизация американских 155-мм М114, оригинальный ствол длиной 23 калибра заменён на ствол длиной 33 или 39 калибров;

  • M-46S – модернизация советских 130-мм М-46 и их китайских клонов Type 59-1 в 155-м вариант с длиной ствола 39 или 45 калибров; также предлагался самоходный вариант аналогичный ATMOS 2000; 180 M-46S были поставлены Индии в 2001-2006 гг.

  • Soltam ATMOS D-30 – специально для Казахстана (местное название – Semser): вариант ATMOS 2000 на шасси КАМАЗ, орудие – 122-мм Д-30; был создан прототип, серийное производство – в Казахстане.


В списке ниже – экспорт ствольной артиллерии из Израиля до 2015 г. включительно, по данным SIPRI. Миномёты и РСЗО не рассматриваются. Не рассматриваются также поставки трофейных систем (100-мм БС-3, 122-мм Д-30, 130-мм М-46, 155-мм Model-50) ливанским христианам и Армии Южного Ливана. Данные упорядочены в хронологическом порядке по году заключения контракта.

  • Сингапур: 45 М-68, заказ 1971 г., поставки в 1971-1972 гг.;

  • Таиланд: 44 М-68 (две партии, 20 и 24 штуки); заказ 1974 г., поставки в 1975 г.;

  • Сингапур: 38 М-71, заказ 1976 г., поставки в 1977 г.;

  • ЮАР: 24 М-71, заказ 1976 г., поставки в 1977 г.; местное название – G-4; в 1998 г. все были перепроданы в Чили;

  • Филиппины: 7 М-71 в 1983 г.;

  • Чили: 12 M-71, заказ 1983 г., поставки 1984 г.; в 1998 г. ещё 24 таких орудия были куплены Чили у ЮАР (G-4);

  • Таиланд: 32 М-71 в заказ 1988 г.;

  • Словения: 18 Model 839, заказ в 1996 г., поставки в 1996-1997 гг. (включая сборку в Словении);

  • Камерун: 18 Model-839, возможно подержанных; две партии, 12 и 6 штук; первая заказана в 1996 г., поставки 1997-1999 гг. (по 4 в год); вторая заказана в 2000 г., поставки в 2001 г.;

  • Бирма: 16 подержанных М-71, заказ 1998 г., поставки 2000 г.; возможно прошли модернизацию перед поставкой (в Израиле или Сингапуре) до уровня Model 845P;

  • Индия: модернизация 180 М-46 в М-46S за 48 млн долларов; заказ в 2000 г., поставки в 2001-2006 гг.;

  • Уганда: 18 Model 839 в 2002 г.;

  • Уганда: 6 ATMOS-2000 двумя партиями по 3 штуки, первая заказана в 2003 г. за 5 млн долларов и поставлена в 2005 г., вторая заказана в 2008 г. и поставлена в 2009 г.;

  • Казахстан: лицензия на производство САУ Semser – 122-мм Д-30 на шасси КАМАЗ; заказ 2006 г, поставки 2008-2009 гг.; часть 120-млн $ сделки, включающей и другое военное оборудование; в Израиле построены примерно 6 экземпляров;

  • Азербайджан: примерно 5 САУ ATMOS-2000, заказ 2008 г., поставки 2010 г.;

  • Неназванная страна, возможно в Африке: 3 ATMOS-2000, заказаны в 2011 г. за 24 млн долларов, поставлены в 2013 г.

  • Таиланд: 12 ATMOS-2000 двумя партиями по 6 штук, первая заказана в 2012 г. за 30 млн долларов и поставлена в 2014-2016 гг., вторая заказана в 2015 г.;

  • Польша: лицензия на производство 24 САУ ATMOS-2000; заказ 2014 г., поставки с 2017 г.; польское название – Kryl; шасси и ряд других компонентов – польского производства.


Как обычно для SIPRI, список имеет немало неточностей и ошибок (впрочем, почти все цифры и годы указаны как примерные). Некоторые уточнения:

  • Согласно Википедии, у Филиппин 14 М-71. В 2014 г. сообщалось, что Филиппины приняли решение закупить 12 ATHOS, но в дальнейшем оно было отменено. Однако, в июне 2015 г. Филиппины подписали крупный контракт с «Эльбит», включавший, среди прочего поставку в 2017 г. 6 М-71.

  • В Словению были поставлены не Model 839, а Model 845 (местное название – TN90), 10 орудий поставлены в 1996 г. и 8 – в 1998 г.

  • Неназванная страна в Африке – по-видимому Руанда, во всяком случае ATMOS-2000 на шасси Tatra T815 VVN (6x6) была продемонстрирована на учениях 04.11.16.

  • По данным «Джейнз» поставки М-71 в Таиланд – 27, а не 32 штуки. В Википедии фигурирует 32. Там же сказано, что Таиланд заказал 14 или 18 ATMOS-2000, первая поставлена из Израиля, остальные изготавливаются по лицензии в Таиланде.

  • Для Румынии с 2003 г. построено 3 прототипа ATROM - ATMOS-2000 на шасси ROMAN 26.360 DFAEG (6x6).

  • Выше я писал об экспорте Model 839 (или Model 845) в Ботсвану. Согласно Википедии, армия этой страны имеет 12 М-71. Кстати, SIPRI сообщает о поставке Ботсване примерно 5 М-68 или М-71, возможно подержанных, из неназванного источника. Контракт подписан в 1997 г., поставки – в 1998 г.


Таким образом, за почти 50-летнюю историю артиллерийского производства, «Солтам» построила/установила на САУ (не считая прототипов и считая ещё не выполненные заказы): примерно 400 М-68/71/Model 839/Model 845, 200 L-33, 180 М-46S и до 60 ATMOS-2000.

P.S.1. 14.04.17 MaxDefense опубликовал, что первая партия из 3 М-71 плюс боеприпасы для Армии и Морской пехоты Филиппин прибудут в эту страну до конца апреля 2017 г., а оставшееся – через несколько месяцев. В начале июня 2017 г. появились дополнительные подробности. Контракт 2015 г. включал 12 М-71, а также 240 фугасных выстрелов к ним. Стоимость контракта – всего 410.84 млн филиппинских песо (около 8.3 млн долл), что связано с поставкой подержанных орудий. Из 12 М-71 шесть предназначены для морской пехоты Филиппин, а шесть – для филиппинской армии (по одной батарее из 6 орудий для каждого рода войск). Первые 3 М-71 прибыли в конце апреля 2017 г., оставшиеся 9 – примерно в начале июля (09.07.17 филиппинские источники подтвердили, что поставка завершена). Все орудия перед поставкой проходили проверки на полигоне АОИ. Филиппины заинтересованы в покупке и ATMOS, но пока на это нет средств. Тем не менее, в рамках программы модернизации армии Филиппин на 2018-2022 гг. Horizon 2, закупка ATMOS вполне возможна.

P.S.2. 04.05.17 блог Thaimilitaryandasianregion опубликовал, что Морская пехота Таиланда также хочет закупить орудия ATMOS в варианте 155 mm / 52. Переговоры с «Эльбит Маарахот» уже идут. Для обозначения орудия используется сокращение ATMG – Autonomous Truck Mounted Gun. В настоящее время МП Таиланда уже имеет 18 155-мм орудий: 12 буксируемых GC-45 с 1980 г. и 6 самодвижущихся GHN-45 A1 APU с 1988 г. В статье также подтверждается, что армия Таиланда ранее закупила 18 (а не 14) ATMG.

P.S.3. 25.05.17 было опубликовано, что индийский концерн Kalyani Group показал 155/L52 буксируемое орудие Bharat-52, базирующееся на ATHOS 2052. Орудие участвует в конкурсе индийской армией на поставку 1580 орудий (400 импорт, 1180 местное производство), победитель должен быть выбран до конца года. Kalyani Group подписала соглашение о сотрудничестве с «Эльбит Маарахот» в 2003 г.

P.S.4. 11.04.18 было опубликовано, что Морская пехота Таиланда (RTMC) подписала в конце марта 2018 г. договор с «Эльбит Маарахот» на покупку 6 ATMOS на сумму 26 млн долларов. Окончательная сборка орудий будет происходить в Таиланде на предприятии Weapon Production Centre (WPC). Возможны дополнительные заказы.

P.S.5. 15.04.18 статью о поставках 6 ATMOS МП Таиланда опубликовал и bmpd. Данные те же, но также сказано: ранее 18 самоходных гаубиц ATMOS в варианте на шасси автомобиля Tatra T815 VVN (6х6) заказала армия Таиланда. По контракту 2012 г. стоимостью 30 млн долл Elbit поставила армии Таиланда первые шесть 155-мм/52 САУ ATMOS, пять из которых были собраны на предприятии WPC, с завершением поставки армии к началу 2016 г. Позднее в 2017 г. был заключён контракт на поставку армии Таиланда ещё 12 САУ ATMOS по той же схеме. Заказанные теперь 6 САУ для МП пехоты Таиланда, видимо, тоже будут выполнены на шасси Tatra T815 VVN. Таиланд стал четвёртым известным, и, видимо, самым крупным заказчиком САУ серии ATMOS. Ранее небольшие партии этих систем (по пять-шесть установок) закупили, по известным данным, Руанда, Уганда и Азербайджан. Качающаяся часть ATMOS использовалась также в качестве основы для создания «локализованных» схожих артсистем в нескольких странах, однако до настоящего времени так и не пошедших в серию (например, румынской ATROM и польской Kryl).

P.S.6. 05.02.19 на israeldefense со ссылкой на таиландские источники появилась публикация, согласно которой в середине января 2019 г. «Эльбит» поставила Таиланду дополнительную партию орудий ATMOS и точных миномётов «Кардом». Часть орудий и боеприпасы производятся в Таиланде по лицензии «Эльбит». Сейчас Армия Таиланда получила 12 орудий (хотя по фото можно сосчитать 13), которые поступят на вооружение 721-го артдивизиона. Всего Армия Таиланда получит 36 ATMOS, ещё 6 – МП этой страны (за 26 млн долларов), итого – 42 орудия. Поставленные 120-мм миномёты (6 по фото) также частично изготавливаются в Таиланде и устанавливаются на базу лёгких грузовиков TATA 715c (4х4).

P.S.7. 26.01.20 блог bmpd опубликовал статью «Индийская модернизация советской 130-мм пушки М-46 в 155-мм/45 гаубицу Sharang». Среди прочего в ней сказано: ... 21 января 2020 года на индийском артиллерийском полигоне ... прошли успешные квалификационные испытательные стрельбы 155-мм/45 буксируемой гаубицы Sharang, представляющей собой индийский вариант модернизации старой советской 130-мм буксируемой пушки М-46. Успешные испытания открывают дорогу началу поставок модернизированных орудий индийской армии, первые 18 серийных модернизированных систем должны быть переданы армии в конце марта 2020 года. Система Sharang ... представляет собой установку 155-мм/45 ... качающейся части, изготавливаемой в Индии по лицензии израильской компании Soltam Systems (ныне в составе Elbit Systems) на лафет советской 130-мм пушки М-46 вместо старой 130-мм качающейся части. ... В 2000 году был подписан контракт на сумму 48,16 млн долл с израильской компанией Soltam Systems на модернизацию 180 пушек М-46 индийской армии путем оснащения их новой качающейся частью калибра 155-мм c длиной ствола 39 и 45 калибров. В дальнейшем планировалось аналогичным образом модернизировать еще 220-250 орудий по лицензии в Индии. Испытания модернизированных Soltam орудий в Индии сопровождались многочисленными рекламациями, и фактически, видимо, по 2004 год была модернизирована только 71 система, после чего контракт был расторгнут. После этого индийская армия в течении полутора десятилетий планировала проведение модернизации М-46 силами индийской промышленности, но с применением все тех же качающихся частей на основе лицензии, полученной от Soltam Systems, но только сейчас, видимо, программы дошли до стадии серийной модернизации.

P.S.8. 29.01.20. Филиппины купили 12 орудий ATMOS – по 6 в 2019 и 2020 гг. Подробности в отдельной статье.

P.S.9. Состояние программы закупки орудий ATHOS Индией на конец 2020 г. – в отдельной статье.



Ссылки:

  1. Обзор бронетанковой техники АОИ - Часть 3. Самоходная артиллерия и миномёты.

  2. Сайт «Бейт hа-Тотхан».

  3. База данных SIPRI.

  4. ATHOS на сайте defense-update.

  5. ATHOS 2052 на сайте survincity.com.

  6. Kryl 155mm Self-Propelled Howitzer, Poland, на сайте army-technology.

  7. 155-мм САУ L-33, ЖЖ Буквоеда, 25.09.13.

  8. САУ М-72, ЖЖ Буквоеда, 08.11.14.

  9. САУ «Шолеф», ЖЖ Буквоеда, 09.11.14.

  10. САУ «Раскал», ЖЖ Буквоеда, 13.11.14.

  11. М-68 и М-71, ЖЖ Буквоеда, 23.11.14.

  12. M-46S, ЖЖ Буквоеда, 27.11.14.

  13. M114S, ЖЖ Буквоеда, 31.12.14.

  14. 122K60 на шасси M4A3E8 на испытаниях в Израиле, ЖЖ Буквоеда, 22.01.16.

  15. ATHOS, ЖЖ Буквоеда, 23.12.16.

  16. Строили, строили и, наконец, построили, ЖЖ ru-artillery, 10.05.12.

  17. Артиллеристы словенской армии на практических стрельбах из 155-мм гаубиц TN-90; январь 2017-го года, ЖЖ 477768, 18.01.17.

  18. «Эльбит» поставит орудия М-71 Филипинам, israeldefense, 18.04.17.

  19. Elbit Systems' ATMOS Arrived to Thailand, israeldefense, 29.03.15.

  20. The Royal Thai Marine Corps plans to acquire 155 mm / 52 ATMG from Elbit Systems, thaimilitaryandasianregion, 04.05.17.

  21. ВМС Таиланда хотят орудия «Эльбит Маарахот», israeldefense, 08.05.17.

  22. Индийская «Калиани» демонстрирует орудие Bharat-52, созданное на базе ATHOS 2052 «Эльбит Маарахот», israeldefense, 25.05.17.

  23. Филиппины получили партию М-71 от «Эльбит Маарахот», israeldefense, 06.06.17.

  24. Филиппины приобрели израильские 155-мм буксируемые гаубицы М-71, bmpd, 10.06.17.

  25. Армия Филиппин получила все 12 орудий М-71 от «Эльбит Маарахот», israeldefense, 16.07.17.

  26. Таиланд покупает 6 орудий ATMOS у «Эльбит Маарахот», israeldefense, 12.04.18.

  27. Морская пехота Таиланда приобретает израильские самоходные гаубицы ATMOS, bmpd, 15.04.18.

  28. Артиллерия ВС Азербайджана: самоходная артиллерийская установка ATMOS 2000, istiglal.com, 10.03.15.

  29. «Эльбит» поставила Таиланду дополнительную партию орудий и точных миномётов, israeldefense, 05.02.19.


Дата последнего обновления: 12.01.21.
Tags: Артиллерия, Военпром, Экспорт
Subscribe

  • GBU-31 с БЧ BLU-109

    На фото ниже – подвеска УАБ семейства JDAM (Joint Direct Attack Munition) под самолёт F-16D («Барак») 105-й эскадрильи…

  • «Дольфин» в Эйлате

    На форуме Фреш опубликовали фото подводной лодки класса «Дольфин» в Эйлате (Красное море). Фото сделано 22.03.21 Моше Соломоном,…

  • Корветы «Саар-6», статус на 22.03.21

    На форуме Фреш опубликован очередной статус по «Саар-6» в Германии. Напомню, что в 07-11.03.21 третий корвет серии, «Ацмаут»…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 8 comments