oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Хронология принятия решения о закупке третьей партии ПЛ «Дольфин» и связи с Ираном

В середине октября 2016 г. израильские СМИ сообщили, что Израиль ведет переговоры с Германией о закупке трех новых подводных лодок (ПЛ) типа «Дольфин». В общем-то сразу было ясно, что данные ПЛ должны заменить «Дольфин» первой партии, полученные в 1999-2000 гг. Однако в израильских СМИ почему-то развернулась дискуссия, зачем АОИ ещё три ПЛ, подразумевая, что после абсорбции этих субмарин в ВМС будут 9 ПЛ.

Достаточно было вспомнить прошлые контракты, чтобы понять, что процесс закупок от первичных переговоров и до прибытия ПЛ в состав ВМС занимает около 10 лет, таким образом новые ПЛ должны прибыть в ВМС примерно в 2025 г. Например, контракт на закупку тех самых «Дольфин» первой партии: первичное обсуждение с правительством Германии началось в 1990 г., контракт с фирмами HDW и TNSW на строительство лодок был заключён в апреле 1991 г., первая ПЛ заложена 01.10.94, спущена на воду 12.04.96 и вошла в строй ВМС 30.07.99. Последняя (третья) лодка была получена ВМС 25.07.00.

К 2025 г. «Дольфин» первой партии будут на вооружении уже 25-26 лет и это вполне приемлемый срок для замены. Да, конечно можно тянуть ещё лет 10, можно провести модернизацию стоимостью примерно 100 млн долларов на лодку и продержать их на вооружении ещё лет 15, но скорее всего это будет означать, что лодки будут всё больше и больше времени проводить на ремонте и всё меньше – в море.

Довольно быстро дискуссии прекратились – правительство подтвердило, что новые ПЛ действительно предназначены для замены лодок первой партии. Стоимость подлодок для Израиля составит 1.2 млрд евро после 30% скидки, которую предоставит правительство Германии.

В середине ноября 2016 Штаб национальной безопасности обнародовал хронологию принятия решения о закупке новых ПЛ. Далее цитирую по newsru:

  • 12.10.15. Уполномоченный представитель минобороны передал начальнику Штаба национальной безопасности в период подготовки визита премьер-министра Нетаниягу в Германию документ, в котором были подробно изложены требования по закупке трех субмарин. Новые субмарины предназначались для замены действующих подлодок. Из документа: “The proposal and the request: To sign a framework agreement for the provision of three more submarines”.

  • 21.10.15. Премьер-министр Нетаниягу с начальником Штаба национальной безопасности Йоси Коэном вылетел в Германию. На встрече с канцлером Ангелой Меркель он поднял вопрос о возможности закупки трех подводных лодок и получил положительный ответ.

  • 14.11.15. Премьер-министр Нетаниягу проинформировал членов военно-политического кабинета, включая министра обороны Яалона, о встрече с канцлером Германии и о ее ответе на запрос.

  • 07.02.16. В преддверии встречи премьер-министра с канцлером Германии в Берлине исполняющий обязанности начальника Штаба национальной безопасности Яаков Нагель передал гендиректору минобороны и военному секретарю этого министерства проект Меморандума о намерениях между Израилем и Германией, и попросил их высказать свое мнение.

  • 09.02.16. Гендиректор минобороны Дан Харель дал принципиальный положительный ответ касательно закупки подводных лодок в будущем, но попросил сохранить гибкость графика. Спустя несколько дней Штаб национальной безопасности провел рабочую встречу с сотрудниками минобороны, чтобы внести поправки в проект Меморандума о намерениях, в соответствии с пожеланиями Минобороны. После обсуждения и внесения корректировок была сформулирована окончательная версия проекта Меморандума для передачи Германии.

  • 16.02.16. Премьер-министр Нетаниягу представил канцлеру ФРГ Меркель проект Меморандума о намерениях в рамках межправительственной встречи (GPG) в Берлине.

  • 18.02.16. Исполняющий обязанности начальника Штаба национальной безопасности Яаков Нагель письменно уведомил министра обороны и гендиректора министерства обороны о встрече премьер-министра с канцлером ФРГ. В этом письме сообщалось о согласии сторон начать переговоры по проекту Меморандума о намерениях по вопросу закупки трех подводных лодок, в соответствии с критериями, определенными Минобороны. Штаб национальной безопасности провел рабочую межминистерскую встречу с сотрудниками минобороны, ЦАХАЛа, минфина и МИДа.

  • 30.06.16. Межминистерская делегация во главе с исполняющим обязанности начальника Штаба национальной безопасности Яаковом Нагелем, в состав которой вошли высокопоставленные представители Министерства обороны и ЦАХАЛа, вылетела в Германию, чтобы начать переговоры по Меморандуму о намерениях.

  • 05.10.16. Премьер-министр Биньямин Нетаниягу и исполняющий обязанности начальника Штаба национальной безопасности Яаков Нагель проинформировали военно-политический кабинет о ходе переговоров о приобретении подводных лодок.

  • 26.10.16: Итоги переговоров с Германией были представлены кабинету министров, и проект был единогласно утвержден.


Ещё один вопрос, подымаемый в связи с покупками новых ПЛ, – связь их производителя с Ираном. Хорошую статью по данному вопросу опубликовали 05.12.16 на сайте newsru, несколько пунктов оттуда:

ПЛ для Израиля строятся кильской верфью HDW. В 2005 г. концерн ThyssenKrupp приобрёл HDW у их прежнего хозяина, фонда One Equity Partners, причём фонд сохранил за собой 25% акций. HDW стало частью ThyssenKrupp Marine Systems (TKMS), дочернего предприятия ThyssenKrupp.

В 1974 г., ещё во времена шаха, Иран купил 7% акций ThyssenKrupp. В 90-е гг. акции были переданы иранской компании по управлению заграничными инвестициями IFIC. В 2003 г., под давлением США, ThyssenKrupp вынудила IFIC расстаться с частью акций и теперь ей принадлежат 4.5% акций. В 2004 г. из наблюдательного совета при руководстве корпорации был исключен единственный представитель Ирана. В 2007 г. директор IFIC Мехди-Реза Дарвишзаде оценивал принадлежащий IFIC пакет акций в 600-700 млн евро.

Таким образом, сделки HDW с Израилем до 2005 г. Ирану вообще никакого отношения не имеют. После 2005 г. Иран, владея всего 4.5% акций и не имея представителей в совете директоров  ThyssenKrupp и в наблюдательном совете при руководстве компании, не имеет никакого доступа к  TKMS или HDW, т.е. не имеет возможности получать информацию о подлодках или как-то влиять на принятие решений.

Иран может только иметь дивиденды с прибыли, получаемой ThyssenKrupp, что включает и прибыль TKMS. Допустим, при сделке 1.2 млрд евро (и даже 1.714 млн, учитывая немецкие дотации) 100 млн – чистая прибыли компании. ThyssenKrupp владеет 75% акций, т.е. получит 75 млн евро. Иран, владея 4.5% акций, получит всего 3.375 млн. Но и это происходит не автоматически при  каждой сделке. Нужно помнить о общей экономической ситуации компаниии и решениях совета директоров, куда вложить средства прибыли. Ведь далеко не всегда принимаются решения о выплате дивидентов владельцам акций: средства могут быть вложены, например, в НИОКР или покупку концерном ещё одной и более компаний.

В мире глобальной экономики подобные ситуации могут происходить постоянно, будь то Иран или одна из арабских стран. И по моему мнению это не должно нас заботить: куда важнее закупка АОИ первоклассного вооружения (а в категории дизельных ПЛ продукция HDW по-видимому лучшая в мире). Другой вопрос – насколько АОИ вообще нужны ПЛ, тем более 6 штук. Но тут у меня нет ответа: данные о целях и задачах ПЛ в ВМС Израиля строго засекречены. Предположения о том, что ПЛ несут ядерное оружие и являются частью израильской ядерной триады, остаются предположениями.

P.S. По сообщению maariv от 02.04.17, подписание меморандума о взаимопонимании по закупке 3 новых ПЛ между Израилем и Германией должен быть подписан в ближайшее время.



Ссылки:

  1. Израиль ведет переговоры с Германией о приобретении дополнительных подводных лодок, bmpd, 15.10.16.

  2. Правительство Израиля одобрило закупку трех новых подлодок за 1,2 млрд евро, newsru, 01.11.16.

  3. Израиль намерен приобрести еще 3 немецкие субмарины, mignews, 02.11.16.

  4. Штаб национальной безопасности обнародовал хронологию приема решений о закупке субмарин, newsru, 17.11.16.

  5. «Иранский след» в сделке по закупке Израилем подлодок у Германии. Комментарий эксперта, newsru, 05.12.16.

  6. Статья 2002 г. «Корабельный состав ВМС Израиля».

  7. Корабли защиты газовых платформ будут стоить на 160 млн евро больше запланированного, maariv, 02.04.17.

Дата последнего обновления: 03.04.17.
Tags: ПЛ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments