oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Categories:

F-16C/D «Барак» отмечают 30 лет в ВВС

09.02.17 исполнилось 30 лет со дня посадки первых F-16C/D «Барак» в Израиле. Дождливым днём 09.02.87 два F-16C, управляемые американскими лётчиками, сели на авиабазе Рамат-Давид и вошли в состав «Первой реактивной эскадрильи» (117-я, см. приложение 1). На сегодняшний день парк «Барак» – самый крупный в ВВС, 5 эскадрилий, сосредоточенных на авиабазах Рамат-Давид и Хацор.

Подготовка к абсорбции «Барак» в Израиле началась в начале 1986 г. 6 лётчиков изучили системы самолёта по технической литературе, а затем вылетели на переподготовку в США, на авиабазе Люк. Пилоты также посетили завод фирмы-производителя General Dynamics. Основное отличие F-16C/D от F-16A/B («Нец») было в авионике и возможностях подвески вооружения, но в целом оба самолёта были похожи, так что переподготовка была достаточно проста. Лётчики вернулись в Израиль за месяц до прибытия самолётов. Как уже было сказано, первые самолёты прибыли в Израиль 09.02.87, а уже на следующий день состоялся первый учебный вылет «Барак» в Израиле.

После завершения абсорбции самолётов в Рамат-Давид, «Барак» получила «Первая истребительная эскадрилья» (101-я) в Хацор, а далее – «Рыцари севера» (110-я) в Рамат-Давид.

Всего в рамках двух контрактов АОИ получила 135 «Барак», все – самолёты новой постройки:

  • 75 F-16C/D Block 30 (51 F-16C и 24 F-16D): сделка «Peace Marble 2»; первый прибыл 09.02.87, поставки завершились в 1988 г.; в ВВС известны как «Барак-1».

  • 60 F-16C/D Block 40 (30 F-16C и 30 F-16D): сделка «Peace Marble 3»; первый прибыл 21.08.91, поставки завершились в 1993 г.; в ВВС известны как «Барак-2».


«Барак» интенсивно используются в боевых действиях с 1988 г. Боевых потерь самолёты не имели, но несколько машин разбились в авариях и катастрофах (см. приложение 2). Побед в воздушных боях «Барак» не имеют, если не считать перехвата нескольких БПЛА.

В 2007 г. ВВС начали проект «Барак-2020» – модернизация некоторых систем авионики F-16C/D по стандарту самолётов F-16I («Суфа»), призванная продлить срок службы самолётов до 2030 г. Серийная модернизация проводилась в 2011-2015 гг., работы шли на авиабазах Хацор и Рамат-Давид (т.е. в рамках среднего ремонта самолёта). Среди прочего, работы включали: заменена бортовых ЭВМ самолёта, новое ПО (написанное внутри ВВС подразделением «Офек», работы над ПО шли 4 года; позволяет быстро устанавливать на самолёт различные новые приложения, и в этом смысле «Барак-2020» превосходит даже «Суфа»); замена системы «разбора полётов» – с кассетной (VCR) на дигитальную; новые каски пилота с нашлемным дисплеем/прицелом; модернизация системы управления полётом; новая кодированная система связи; замена экранов в кабинах на новые цветные; замена всей электропроводки (самая трудоёмкая часть модернизации).

В 2017 г. должна начаться новая программа модернизации «Барак» – «Барак-2030», призванная продлить срок службы самолётов и после 2030 г. Что именно она будет включать не сообщается.

Приложение 1. Эскадрильи самолётов «Барак».

В составе ВВС 5 эскадрилий «Барак» – 3 F-16C/D Block 30 поставки 1987-1988 гг. и две F-16C/D Block 40 поставки 1991-1993 гг. Первоначально все эскадрильи были смешанные (гетерогенные), т.е. эксплуатировали и одноместные, и двухместные модели. В 2005 г. было решено превратить эскадрильи в гомогенные. На авиабазе Рамат-Давид (F-16C/D Block 30) 109-я эскадрилья получила F-16D, 110-я и 117-я – F-16C. На авиабазе Хацор (F-16C/D Block 40) 105-я эскадрилья получила F-16D, а 101-я – F-16C. Список эскадрилий:

  • 101-я «Первая истребительная» («Таесет hа-Крав hа-Ришона»), база Хацор. Получила F-16С/D Block 30 в 1987 г., став второй эскадрильей «Барак» ВВС (ранее имела самолёты «Кфир», с 1975 г.). С прибытием F-16C/D Block 40 в ВВС было решено сосредоточить самолёты одной модели на одной базе: все Block 30 в Рамат-Давид, все Block 40 – в Хацор. С 22.08.91 эскадрилья переходит на F-16C/D Block 40. С 2005 г. – эскадрилья F-16C Block 40.

  • 105-я «Скорпион» («Таесет hа-Акрав»), база Хацор. Была вооружена «Фантомами» («Курнас», с 1975 г.), в 1987 г. закрыта из-за бюджетных сокращений. В 1991 г. открыта вновь, получив F-16C/D Block 40 вместе со 101-й эскадрильей. С 2005 г. – эскадрилья F-16D Block 40.

  • 109-я «Долина» («Таесет hа-Эмек»), база Рамат-Давид. Была вооружена самолётами «Кфир» в 1977-1985 гг. Далее – закрыта из-за бюджетных сокращений. В 1991 г. открыта вновь, получив F-16C Block 30, ранее стоявшие на вооружении 101-й эскадрильи. С 1994 г. использует американскую прицельно-навигационную систему LANTIRN, с 1999 г. – аналогичную израильскую систему Lightning компании «Рафаэль». Благодаря этим системам эскадрилья выполняла наибольшее число бомбардировочных вылетов в Ливане по состоянию на конец 90-х - 2000 г. В 1998 г. в эскадрилье начала службу первая в ВВС женщина-штурман боевых самолётов. С 2005 г. - гомогенная эскадрилья F-16D Block 30. Во время Второй Ливанской войны 2006 г. сбила БПЛА Ababil-T организации «Хизбаллы». Кроме истребительных и бомбардировочных задач, выполняет и аэрофотосъёмку.

  • 110-я «Рыцари Севера» («Таесет Абирей hа-Цафон»), база Рамат-Давид. В 1980-1986 гг. была вооружена F-16A/B («Нец»). В рамках подготовки к абсорбции «Барак» «Нец» были переданы в 140-ю и 253-ю эскадрильи на авиабазе Рамон, а 110-я была перевооружена (с 1987 г.) на F-16C/D Block 30. С 2005 г. – гомогенная эскадрилья F-16C Block 30. 07.08.06, во время Второй Ливанской войны, F-16C Б/Н 364 эскадрильи сбил над Средиземным морем ракетой «Питон-5» БПЛА Ababil-T организации «Хизбалла».

  • 117-я «Первая реактивная» («Таесет hа-Силон hа-Ришона»), база Рамат-Давид. Как и 110-я эскадрилья, в 1980-1986 гг. имела на вооружении «Нец». В 1987 г. получила F-16C Блок 30, став первой эскадрильей «Барак» ВВС. С 2005 г. – гомогенная эскадрилья F-16C Block 30.


В 2017 г. одну из эскадрилий F-16C Block 30 закроют. Часть её самолётов пойдёт на усиление второй эскадрильи той же модели, а основная масса будет передана 115-й эскадрилье «Летающий дракон» («Таесет hа-Дракон hа-Меофеф»), она же «Красная эскадрилья» («hа-Таесет hа-Адума») – эскадрилья имитации сил противника ВВС. В конце 2016 г. с вооружения были сняты «Нец», ранее используемые этой эскадрильей. 31.01.17 сайт ВВС сообщал, что лётчики эскадрильи в процессе переучивания на «Барак».

Приложение 2. Аварии и катастрофы самолётов «Барак».

Приведенный ниже список включает 4 безвозвратные потери и 4 самолёта, которые удалось отремонтировать. Список скорее всего неполный. Так, например, в середине 90-х гг. были сообщения, что несколько F-16 Block 40 разбились из-за поломок двигателей.

  • Б/Н 041 – F-16D Block 30. 03.05.05 при посадке в Рамат-Давид самолёт потерял управление на ВПП. Как позже выяснилось, из-за поломке в системе запирания стоек шасси. Экипаж благополучно катапультировался. Самолёт перевернулся и сгорел. «Барак» был отремонтирован и вернулся в строй в июне 2012 г.

  • Б/Н 074 – F-16D Block 30 (F-16D-33F-LM). 03.01.13 при посадке в Рамат-Давид у самолёта сломалась правая стойка основного шасси. Экипаж благополучно катапультировался. «Барак» был отремонтирован и вернулся в строй в июле 2014 г.

  • Б/Н 077 – F-16D Block 30. 27.03.00 самолёт врезался в воду в ходе ночных учений. Экипаж, пилот майор Йонатан Бегин (внук бывшего премьер-министра Менахема Бегина) и штурман капитан Лиор Харари погибли.

  • Б/Н 088 – F-16D Block 30. 03.04.02 во время взлёта с Рамат-Давид у самолёта сломалась левая стойка основного шасси. Экипаж смог взлететь, сбросил вооружение над морем (но оставил ПТБ), был направлен на авиабазу Рамон где смог относительно благополучно сесть. Самолёт был отремонтирован и вернулся в строй.

  • Б/Н 304 – F-16С Block 30 (F-16C-30-LM). 23.12.97 при посадке в Рамат-Давид у самолёта не вышли шасси. Лётчику удалось аккуратно посадить машину на ПТБ. По-видимому был отремонтирован.

  • Б/Н 368 – F-16С Block 30. 09.08.98 во время учений у самолёта остановился двигатель. Завести его повторно не удалось. Самолёт был далеко от ВПП и на малой высоте, лётчику пришлось катапультироваться.

  • Б/Н 606 – F-16D Block 40 (Block 40H) и Б/Н 660 – F-16D Block 40 (Block 40L). 18.07.95 во время ночных учений самолёты столкнулись. Экипажу 606 удалось благополучно катапультироваться, экипаж 660 погиб: командир эскадрильи подполковник Рони Шломи и штурман капитан Йоваль Беньямин.




Ссылки:

  1. Буря продолжается: «Барак» отмечает 30 лет в ВВС, сайт ВВС, 09.02.17.

  2. F-16 «Нец»/«Барак» на сайте ВВС.

  3. Списки аварий и катастроф на сайте «Маркиа Шхаким».

  4. Эскадрильи ВВС Израиля.

  5. Пилотируемая авиация ВВС Израиля, статья 2002 г.

  6. Лётчики «Нец» переучиваются на «Барак», сайт ВВС, 31.01.17.

  7. АОИ закроет эскадрилью F-16 в 2017 г. haaretz, 05.12.15.

  8. Абсурд: АОИ готовится к войне, но закрывает эскадрилью. Mako, 19.06.16.

Tags: f-16, Авиапроисшествия, ВВС - эскадрильи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments