oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Categories:

Краткая история МАША-7000

2 недели назад я писал о закладке 11.10.18 нового единого Ремонтно-восстановительного центра АОИ, МАША-7000 (МАША – «Мерказ Шикум вэ-Ахзака»). Там же описаны организационное объединение разных центров (7100, 7200 и 7300) в один (7000) и внутренняя структура центров (Завод – Мастерские – Отделы). Эта статья посвящена краткой истории МАША до начала процесса объединения, т.е. до 1995 г.


В 1941 г. в составе штаба организации «Хагана» был создан Отдел вооружений (МАХАШ – «Махлекет Химуш»), а в 1944 г. – Отдел тылового обеспечения («Махлекет Афсанаут» или «Махлекет hа-Мешек»). 20.07.47 штаб «Хагана» прошёл серьёзную реорганизацию, были созданы 4 Главных управления («Агаф»): Оперативный (АГАМ – «Агаф Мивцаим»), Кадров (АКА – «Агаф Коах Адам»), Тылового обеспечения и финансов («Агаф Ксафим вэ-Мешек») и Вооружений («Агаф Химуш»). Вскоре два последних объединили в один, Вооружений и тылового обеспечения («Агаф Химуш вэ-Мешек»), а уже 01.02.48 тот был переименован в Главное управление складов (АГА – «Агаф Афсанаут»), название, сохранявшееся в АОИ до 1972 г.

В конце 1947 г. – начале 1948 г. в составе «Хагана» был создан ряд служб («Ширут»), на базе которых впоследствии были созданы рода войск («Хейль») АОИ. Среди прочего – службы, связанные с тыловым обеспечением, т.е. находившиеся в подчинении АГА:

  • Транспортная служба («Ширут Циюд вэ-hаспака», далее «Ширут Тахбура») – середина декабря 1947 г.;

  • Служба хранения («Ширут Ихсун») – январь 1948 г.;

  • Служба вооружений («Ширут Химуш») – январь 1948 г.;

  • Служба военной почты («Ширут Доар Цваи») – апрель 1948 г.;

  • Служба ездовых и вьючных животных («Ширут Беhемот Маса вэ-Рехива») – апрель 1948 г.



Среди боевых родов войск 24.02.48 была создана Бронетанковая служба («Ширут Мешурьяним»). Ровно через 3 месяца, 24.05.48, на её базе сформировали 8-ю бригаду, единственную бронетанковую бригаду АОИ в период Войны за Независимость 1947-1949 гг.

То, что впоследствии стало Службой вооружений АОИ («Хейль hа-Химуш», с 2016 г. – «Хейль hа-ТАНА», ТАНА – «hа-Технология вэ-hа-Ахзака»), было разделено между 3 службами: Транспортной, Вооружений и Бронетанковой. Первая среди прочих задач занималась ремонтом и обслуживанием автотранспорта (включая всех типов БА, гусеничных и полугусеничных  БТР, а заодно сама строила БА на базе различных шасси, см. приложение), вторая – обслуживанием и ремонтом всех видов вооружений СВ (кроме транспорта, т.е. стрелковым оружием, гранатомётами, орудиями, миномётами, огнемётами, боеприпасами, оптикой и др.), в составе же 8-й бригады была собственная мастерская по ремонту танков («Садна ле-Тикун Танким», создана в конце мая 1948 г.).

Наиболее крупной была транспортная служба: она эксплуатировала значительные количества автотранспорта (см. приложение), а её мастерские ремонтировали весь транспорт, имевшийся в «Хагане», а затем  и в АОИ.  Обслуживание всего этого хозяйства требовало колоссальных усилий, тем более что машины были в основном старые и очень разнотипные.

Кроме гаражей и мастерских для обслуживания и мелкого ремонта, Транспортная служба начинает создавать ремонтные заводы для капитального и восстановительного ремонта. В Великобритании подобные предприятия назывались BWS (Base Work-Shop), соответственно на иврит этот термин перевели дословно как БАМАБ («Бейт Мелаха Бсиси»), т.е. «Базовая мастерская» (в смысле «Стационарная мастерская»). Все первые подобные заводы создавались на месте оставляемых англичанами военных баз похожего профиля. Хотя британцы вывозили или уничтожали всё оборудование, на этих базах имелись сеть дорог, гаражи и навесы, рабочие столы в мастерских.

БАМАБ-1 был создан в марте 1948 г. вблизи выставочного комплекса («Миграшей hа-Тааруха») у порта в северном Тель-Авиве, на месте британского BWS. В августе 1948 г. переехал в «Махане Сарафанд» (Sarafand, по названию арабской деревни Царафанд аль-Амар, английская военная база была создана здесь ещё в 1917 г.), в навесы, ранее использовавшиеся двумя британскими транспортными ротами. Начал работу на новом месте 15.08.48. Впоследствии база была переименована в «Махане Црифин» по названию еврейского поселения, существовавшего в том же районе в 1-м веке до нашей эры.

БАМАБ-2 был создан в начале июня 1948 г. к югу от Хайфы, т.н. «Махане Киат Бич», ранее здесь также располагался британский BWS. Впоследствии базу начали называть «Тира», по названию арабской деревни А-Тира. Жители деревни активно участвовали в боях против Израиля, деревня была взята штурмом 16.07.48, вскоре на её месте был создан посёлок (в наши дни город) Тират hа-Кармель.

БАМАБ-3 был создан с конца октября 1948 г. в «Махане Тель Литвинский» на базе Мастерской по ремонту танков из состава 8-й бригады, расположившейся на этой же базе с конца мая 1948 г. «Махане Тель Литвинский» – по названию близлежащего мошава. База построена американцами в годы Второй Мировой войны, затем передана англичанам, те значительно расширили её, превратив в важный центр тылового обеспечения своих войск на Ближнем Востоке. После ухода англичан, арабы попытались захватить базу первыми, но были выбиты бригадой «Александрони» в ходе боёв 15.04.48 и 28-31.04.48. На месте была создана военная больница номер 5 (позднее больница Тель hа-Шомер, по её имени база была переименована в «Махане Тель hа-Шомер») и ремонтные мастерские, ставшие основой БАМАБ-3.

11.01.49 номера БАМАБ были изменены, с 1/2/3 на 681/682/683 соответственно. Тогда же на базе мастерских в Бейт-Даган (или, как говорили тогда, Бейт-Дагон) был сформирован БАМАБ-684, с июля 1949 г. он начал специализироваться на ремонте агрегатов машин (БАШЕМ – «Басис ле-Шикум Михлалим»). В отличии от предыдущих баз, БАМАБ-684 разместился в здании заброшенной арабской ткацкой фабрики «Золотое веретено» (Gold Spindle), созданной в 1944 г. по соседству с арабской деревней Бейт Даджан и одноимённой британской полицейской станцией (взята бригадой «Кирьяти» 14.05.48). Описание района и фотографии заброшенной базы в 2012 г. – на ЖЖ  «Пещера злобного Буквоеда».

Таким образом, в период с января (и по август) 1949 г. имелось 4 БАМАБ:

  • БАМАБ-681 – Црифин;

  • БАМАБ-682 – юг Хайфы, Киат Бич;

  • БАМАБ-683 – Тель hа-Шомер;

  • БАМАБ-684 – Бейт-Даган.



Что касается Службы вооружений, то фактически она делилась на 2 отдельные службы: собственно Службу вооружений («Ширут Химуш») занимавшуюся приёмкой, хранением и распределением оружия и боеприпасов и на Инженерную службу вооружений («Ширут hандасат Химуш»), занимавшуюся ремонтом стрелкового оружия, гранатомётов, миномётов и артиллерии. На первом этапе деление было оформлено в виде Направлений («Анаф») в штабе службы (с 30.07.48, «Анаф hахсана вэ-hоцаа» и «Анаф hандасат Химуш» соответственно), на местности они функционировали полностью отдельно. Ситуация была официально зафиксирована 26.11.48, когда  Инженерная служба вооружений была выделена в отдельную службу.

На август 1948 г. Инженерная служба вооружений имела 6 мастерских:

  • 1 – стрелковое оружие;

  • 2 – боеприпасы;

  • 3 – артиллерийские орудия;

  • 4 – выпуск запчастей;

  • 5 – столярная;

  • 6 – точные приборы.



Далее мастерские сконцентрировали в рамках «Баз Инженерной службы» («Басис hандасат Химуш», БАhАХ), вначале их номер были 1/2/3 далее 631/632/633 соответственно:

  • БАhАХ-631 – Кирьят Шауль в Тель-Авиве (Тель Барух);

  • БАhАХ-632 – Хайфа;

  • БАhАХ-633 – Иерусалим.



Для подготовки кадров в марте 1949 г. был создан 636-й учебный центр («Мерказ hадраха 636»), в начале в квартале Сарона в Тель-Авиве, затем в Црифин. 09.01.50 его закрыли, объединив с 6-й учебной базой профессий тылового обеспечения БААД-6 (БААД – «Басис hадраха»), а 20.07.55 подготовку ремонтников выделили в отдельную базу, БААД-20, также в Црифин.

24.08.49 транспортная служба (с конца октября 1948 г. именовалась «Хейль hа-Тахбура», с декабря 1948 г. – «Хейль hоваля») была расформирована. На её базе, базе инженерная службы вооружений и собственно службы вооружений было сформировано 3 новых рода войск:

  • Служба снабжения («Ширут hа-hаспака», далее «Хейль hа-hаспака вэ-hа-Товаля»);

  • Служба вооружений (с 01.09.49 – «Ширут hа-Тикуним», с 19.09.49 – «Хейль Технаим», с 01.04.51 – «Хейль Химуш»);

  • Служба оборудования и вооружения («Хейль Циюд вэ-Химуш»).



Только после этого все вопросы ремонта техники и вооружений СВ были сосредоточены в одних руках – в Службе вооружений. Таким образом, в АОИ создали аналог английской системы ТО того времени, с разделением на RASC (Royal Army Service Corps – различные услуги ТО и перевозки), REME (Royal Electrical and Mechanical Engineers – ремонт, модернизация и испытания вооружений) и RAOC (Royal Army Ordnance Corps – приёмка, хранение и распределение оружия и боеприпасов).

Было решено сохранить принятое в транспортной службе название БАМАБ, соответственно базы инженерной службы 30.11.49 были переименованы: БАhАХ-631 в БАМАБ-685 (в Тель Барух), БАhАХ-632 в БАМАБ-686 (в Хайфе), а БАhАХ-633 был расформирован. Далее началось объединение БАМАБ:

  • конец августа 1948 г. – БАМАБ-683 подчинён БАМАБ-681 и превращён в Бет-Мем-3 по ремонту танков;

  • 19.09.49 – БАМАБ-684 подчинён БАМАБ-681 и превращён в Бет-Мем-2; штаб БАМАБ-681 переехал в Бейт-Даган;

  • 1950 г. – БАМАБ-685 подчинён БАМАБ-681 и превращён в Бет-Мем-4 (с 20.07.50);

  • 1950 г. – БАМАБ-686 подчинён БАМАБ-682.



БАМАБ-681 был крупнейшим из БАМАБ и включал мастерские на 4 разных базах. Вот как выглядела его структура и штаты на апрель 1951 г.:

  • Штаб – Бейт Даган; по штату включал 11 офицеров и 96 прочих;

  • Бет-Мем-1 – Црифин; включал 4 мастерские: автомашины (легковые, джипы, командкары, грузовики Форд), бронеавтомобили (БА) и полугусеничные БТР, ремонт тяжёлого оборудования (оборудование инженерных войск), дизельные двигатели; плюс центральный склад; по штату включал 3 офицеров и 173 прочих;

  • Бет-Мем-2 – Бейт Даган; включал 4 мастерские: 3-я (электрика), 4-я (вспомогательные работы: жестяные, кузнечные, столярные, покраска и набивка), 5-я (разборка и сборка, главным образом работы на грузовиках GMC 6х6), 6-я (двигатели); плюс центральный склад; по штату включал 5 офицеров и 304 прочих;

  • Бет-Мем-3 – Тель hа-Шомер; включал 3 мастерские: танков, полугусеничных БТР и сборочная (танков); плюс склад инструментов и запчастей; работы проводились не только на танках и БТР, но и на тяжёлых бронемашинах; по штату включал 3 офицеров и 124 прочих;

  • Бет-Мем-4 – Тель Барух; включал 6 мастерских: пушек, стрелкового оружия, точных приборов, огнемёты и гранатомёты PIAT, механический, починка оборудования; по штату включал 7 офицеров и 254 прочих.



В конце 1951 г. все работы из Црифин были перенесены в Бейт Даган. Изменилась и нумерация мастерских, до 1956 г. БАМАБ-681 включал:

  • Бет-Мем-1 – Бейт Даган;

  • Бет-Мем-2 – Тель hа-Шомер;

  • Бет-Мем-3 – Тель Барух.



В 1958 г. штаб БАМАБ-681 перевели из Бейт-Даган в Тель hа-Шомер, где он и находится по сей день (сейчас – как штаб МАША-7000). Бет-Мем-3 в Тель Барух закрыли, мастерские перевели в Бейт-Даган и Тель hа-Шомер. Все работы над стрелковым оружием, машинами, БА и БТР сосредоточили в БАМАБ-682, над оптикой и точными приборами – в БАМАБ-681.

На начало 1959 г. БАМАБ-681 включал 6 мастерских на 2 базах. В связи с пониманием центральной роли танков для СВ, мастерская по их ремонту получила номер 1, соответственно были изменены номера и других мастерских:

  • Бет-Мем-1 (Тель hа-Шомер) – танки;

  • Бет-Мем-2 (Тель hа-Шомер) – механизмы;

  • Бет-Мем-3 (Тель hа-Шомер) – артиллерия и миномёты;

  • Бет-Мем-4 (Бейт Даган) – производство запчастей и вспомогательные работы;

  • Бет-Мем-5 (Бейт Даган) – оптика и электроника («Бет-Мем ле-Махширим Медуяким»);

  • Бет-Мем-6 (Бейт Даган) – двигатели.



Данных по истории БАМАБ-683 (и далее МАША-683, МАША-7300) очень мало. Как сказано выше, как отдельное подразделение БАМАБ-683 прекратил существование в конце августа 1949 г. Позднее БАМАБ-683 был воссоздан в Црифин, уже в новом качестве: ремонт средств связи и другой электроники СВ («БАМАБ ле-Циюд Кешер»). В каком году это произошло не ясно, скорее всего где-то в начале 50-х. Более по истории этого предприятия я практически ничего не нашёл, кроме современной структуры, приведенной в предыдущей статье.

01.08.66 вступила в силу масштабная реформа системы тылового и технического обеспечения АОИ. В прямом подчинении АГА было создано 9 центров («Мерказ») различных услуг:

  • Продовольственный центр («Мерказ Мазон»);

  • Центр общего снаряжения («Мерказ Циюд Клали»);

  • Топливный центр («Мерказ Делек»);

  • Транспортный центр («Мерказ hоваля»);

  • Центр вооружений и запчастей («Мерказ ЦЕЛЕМ вэ-Халафим 687», ЦЕЛЕМ – «Циюд Лехима Мевукар»);

  • Центр боеприпасов («Мерказ Тахмошет 645»);

  • 3 центра технического обеспечения МАША, сменившие бывшие БАМАБ.



Таким образом, БАМАБ были переименованы в МАША:

  • БАМАБ-681 стал МАША-681 – тяжёлое вооружение и БТТ («Нешек Кавед вэ-РЕКЕМ»);

  • БАМАБ-682 стал МАША-682 – лёгкое вооружение и транспорт («Нешек Каль вэ-Рэхев»);

  • БАМАБ-683 стал МАША-683 – средства связи («Циюд Кешер»).



15.01.72 произошла смена номеров, с 681/682/683 на 7100/7200/7300 соответственно.

После Шестидневной войны 1967 г. в связи с продолжающимся ростом АОИ и СВ в частности, задачи МАША расширялись, начинается процесс превращения мастерских в заводы («Мифъаль») или объединения нескольких мастерских в один завод. Так, в составе МАША-681 (и далее МАША-7100):

  • 1968 г. – Бет-Мем-1 становится Мифъаль-1 («Мифъаль hа-Танким»);

  • апрель 1971 г. – из состава Мифъаль-1 выделена модельная мастерская (Бет-Мем-8, «Бет-Мем ле-Дгамим»); именно там создаётся прототип танка «Меркава», в дальнейшем создан завод «Меркава» («Мифъаль Меркава»), объединивший Бет-Мем-8 и новые Бет-Мем-9 и Бет-Мем-10;

  • октябрь 1973 г. – Бет-Мем-4 становится Мифъаль-4;

  • на 1997 г. в МАША-7100 три завода (танков, «Меркава» и производства) и 4 отдельные мастерские (Бет-Мем-2/3/5/6);

  • 1978 г. – на базе Бет-Мем-5 создаётся завод электрооптики («Мифъаль hа-Оптроника»);

  • конец 1987 г. – Бет-Мем-2/3/6 объединены в завод агрегатов («Мифъаль hа-Михлалим»), после чего и до объединения МАША-7100 с МАША-7200 в 2001 г. в составе МАША-7100 уже небыло отдельных мастерских, только 5 заводов;

  • филиал в Бейт Даган существовал до 2000 г.; лишь после этого МАША-7100 была полностью объединена в Тель hа-Шомер.



Что касается БАМАБ-682/МАША-682/МАША-7200, то известно следующее:

  • в организационной структуре использовались как названия Бет-Мем, так и «Садна» (как и «Бейт Мелаха», означает «мастерская»): так, в июне 1949 г. была создана Мастерская двигателей («Саднат Маноим-6»), существовали Мастерские производства («Сандат hа-Эцур») и Агрегатов («Саднат Михлалим»);

  • как и в МАША-7100, в МАША-7200 происходил процесс создания заводов: на каком-то этапе «Сандат hа-Эцур» стала «Мифъаль hа-Эцур», в конце 60-х был создан Сборочный завод («Мифъаль hаркава»), а в его составе – мастерская полугусеничных БТР («Бет-Мет ЗАХЛАМим») и мастерская БТР («Бет-Мем НАГМАШим», видимо позднее, поскольку массовая поставка М113 из США началась в 1971 г.); в 1988 г. Мастерские оружия («Саднат hа-Нешек»), Электрики («Саднат hа-Хашмаль») и Агрегатов («Саднат hа-Михлалим») были объединены в Завод агрегатов («Мифъаль Михлалим»);

  • после объединения в составе МАША-7100, а затем и МАША-7000, бывшая МАША-7200 называлась Заводом машин-7200 («Мифъаль hа-Рехев 7200») в их составе;

  • в рамках объединения МАША (процесс начался в сентябре 1995 г. с создания комиссии по проверке реорганизации МАША) все задачи работы с БТР были переведены в Тель hа-Шомер; соответственно число работников Завода машин-7200 сократилось с 1,600 (в МАША-7200 до объединения) до 600, организованных в рамках 5 мастерских и небольшого штаба;

  • в 2004 г., с завершением создания единой МАША-7000, число работников Завода машин-7200 сократилось до 450, организованных в рамках 3 мастерских, ещё 100 в штабе предприятия.


Фотогалереи:
Приложение: количества транспорта, БТТ и вооружений СВ у «Хагана» и АОИ в 1947-1949 гг.

Рост количества автотранспорта у «Хагана» и АОИ:

  • 01.10.47 – 88 (56 мотоциклов, 7 пикапов, 2 грузовика, 23 легковые машины);

  • ноябрь 1947 г. – штат автотранспорта «Хагана» определён в 175 машин (83 мотоцикла, 55 пикапов и джипов, 4 грузовика, 33 легковые машины);

  • 27.01.48 – 220 (103 мотоцикла, 23 БА, 94 машины различных типов);

  • начало марта 1948 г. – примерно 600;

  • 15.05.48 – 921 (190 мотоциклов, 29 топливозаправщиков, 12 машин скорой помощи, 64 джипа, 23 командкара, 149 пикапов, 100 грузовиков, 185 БА, 158 легковых машин, 16 – разное, в т.ч. 1 танковый транспортёр);

  • июнь 1948 г. – 2,688;

  • сентябрь 1948 г. – 6,380;

  • 31.10.48 – 7,983 (783 мотоциклов, 71 топливозаправщик, 228 машин скорой помощи, 728 джипов, 81 командкар, 1,130 пикапов, 2,117 грузовиков, 457 БА, 1,815 легковых машин, 1,356 – разное);

  • июнь 1949 г. – 9,450.



Всего с октября 1947 по октябрь 1948 гг. было принято на вооружение до 7 тысяч машин. На июнь 1949 г. лишь 12% машин были относительно новые, к тому же автотранспорт  относился к 250 разновидностям 95 различных типов.

Число танков у АОИ в ходе войны было мизерным:

  • 14.05.48 – у британских солдат куплен подлежавший уничтожению «Шерман» модели М4А2 с 75-мм пушкой М3 (пушка была неисправная).

  • Бои с сирийцами за кибуцы Дгания и Цемах 18-21.05.48 – подбито и захвачено 5 лёгких танков «Рено» (Renault R35), из них 3 вывезены, 1 отремонтирован и ограничено использовался.

  • В мае или начале июня у Египта был захвачен как минимум 1 британский лёгкий танк MarkVI (Tank, Light, Mk VI).

  • 15.06.48 – морем из Франции в порт Тель-Авив прибыли 10 лёгких танков «Гочкис» (Hotchkiss H39). Двигатели танков были изношены, поэтому исправность танков была крайне низкая и толку от них было мало. В конце 1948 г. были получены 10 новых двигателей, но в то время ресурсы уже были сосредоточены на ремонте «Шерманов».

  • Ночь 29/30.06.48 – с британской военной базы в районе Хафы похищены 2 танка «Кромвель» (Tank, Cruiser, Mk VIII, Cromwell, A27M).

  • 12.07.48 у кибуца Негба подорвался на мине и был брошен египетский танк итальянского производства Fiat M13/40 (возможно, числился в АОИ под обозначением «Сефи»).

  • В августе 1948 г. в Италии куплены 30 танков «Шерман» модели М4А1 со 105-мм гаубицами М4. Танки были «демилитаризованы»: ведущее колесо разрушено, затвор пушки снят, в стволе пушки проделаны отверстия. В Израиль в порт Хайфа танки прибыли 17.11.48 (10), 24.11.48 (12) и 04.01.49 (8). Из-за отсутствия запчастей ремонт затянулся и реального толку во время войны от этих танков почти небыло.

  • Операция «Асаф» (05-07.12.48) против египетской армии – подбито и захвачено 9 (или даже 11) лёгких танков «Локаст» (M22 Locust), из них 3 можно было восстановить.



Отчёт от 15.11.48 сообщает о 11 танках в 8-й бригаде: 1 «Шерман», 2 «Кромвель», 5 «Гочкис», 2 «Рено» и 1 MarkVI. На конец 1948 г. разные источники говорят о 13-14 танках. Как результат, реальное участие танков в боевых операциях было небольшим. Так, в последнюю крупную операцию Войны за Независимость – «Хорев» (22.12.48-07.01.49) – АОИ вышла, имея 4 исправных танка: 2 «Шерман» и 2 «Кромвель». После выхода 3 танков из строя на фронт прибыл ещё 1 «Шерман».

На 01.03.49 в АОИ числились 10 исправных танков: 6 «Шерман» (только 3 имели пушки, остальные использовались как тягачи и учебные), 2 «Кромвель», 1 «Локаст» и 1 «Гочкис». Ещё 34 танка были на ремонте: 21 «Шерман», 8 «Гочкис», 2 «Локаст» и 3 других трофейных танков.

Для компенсации отсутствия танков АОИ оснащалась боевыми джипами (с 15.05.48 и до февраля 1949 г. армии переданы 243 таких джипа), полугусеничными БТР (на 15.05.48 имелось 13 таких БТР, всего до конца декабря 1948 г. получено 119, из них 22 потеряны, из оставшихся 97 на ремонте были 41, из них 7 впоследствии списаны), но главное – бронеавтомобилями (БА), главным образом самодельными.

Боевые действия Войны за Независимость начались 30.11.47 и уже в декабре началось бронирование автотранспорта. Стальные листы нужной толщины отсутствовали, поэтому для бронирования использовали композитную броню, т.н. «Сэндвич», отсюда такие БА называли «Ширъонийот-сэндвич». «Сэндвич» состоял из дубовой доски толщиной 1.1 дюйм, оббитой с двух сторон кровельным железом (впрочем, были различные варианты).  К 15.04.48 было изготовлено 127 таких БА, а на 15.05.48 имелось 185 единиц БТТ всех типов (сюда входил 1 танк, 13 полугусеничных БТР, несколько стандартных БА, похищенных или купленных за взятки у англичан и несколько самодельных БА нового типа, таким образом общее число изготовленных БА-сэндвич было примерно 150).

БА-сэндвич подходили для сопровождения колон, но не для полноценных боевых действий. Поэтому уже в начале мая 1948 г. началось изготовление т.н. «башенных» БА («Ширъонийот-цариах»), т.е. имеющих вращающуюся башню с пулемётным (а изредка и пушечным) вооружением. Вначале толстых стальных листов всё ещё не хватало, поэтому использовалось смешанное бронирование: спереди стальные листы, сзади – сэндвич. И только с конца июня 1948 г. использование сэндвич полностью прекратилось.

Большинство башенных БА производилось на базе демилитаризованных БА. Англичане разоружали их, частично срезали броню и продавали на металлолом, а в некоторых случаях сбрасывали в ущелье (вади) Фалах (Бейт Орен) на склонах горы Кармель. Основные типы БА:

  • «Вайт» – на базе M3A1 Scout Car;

  • GMC – на базе G.M., M1, Otter I;

  • «Додж» – на базе небронированного командкара («Нун-Нун», «Носет Нешек»).



К началу июля 1948 г. АОИ было передано 50 башенных БА, в т.ч. 40 «Вайт» и 6 «Додж», а также 47 полугусеничных БТР. Всего с 15.05.48 по 15.08.48 АОИ были поставлены 76 башенных БА (43 «Вайт», 20 GMC, 13 «Додж»), 13 открытых БА, 62 отремонтированных БА-сэндвич и 60 полугусеничных БТР.

В феврале 1949 г. производство башенных БА прекратилось и усилия были сосредоточены на ремонте и модернизации имеющихся. На конец марта 1949 г. в АОИ числились 149 башенных БА: 74 «Вайт» (в т.ч. 3 с пушкой), 32 GMC (в т.ч. 2 с пушкой), 36 «Додж», 5 «Бэдфорд» и 2 «Форд». Кроме того, имелось 27 трофейных БА, итого 176. Из этого количества 97 числились на ремонте.

Таким образом, за войну было построено примерно 150 БЭ-сэндвич и 150 башенных БА, итого 300. Реально эта цифра не учитывает списание и потери в ходе войны, речь идёт ещё о нескольких десятках машин. Некоторые источники говорят о бронировании 500-600 машин с с октября 1947 по октябрь 1948 гг. и 700-800 за всю войну, возможно эти цифры включают повторные работы на одной и той же машине и ограниченное бронирование некоторых грузовиков (только кабины). Есть также цифра о наличии в АОИ 460 единиц БТТ на конец 1948 г., включая технику на ремонте, т.е. примерно 42 танка, 97 полугусеничных БТР, 33 трофейных (захвачены у Египта) гусеничных БТР Universal Carrier (Bren Gun Carrier, на иврите «Носет Брен») и около 300 БА различных типов, в основном самодельные.

Всей этой техникой занимались БАМАБы. Для сравнения, вооружение, которым занималась Инженерная служба вооружений, кроме стрелкового оружия, огнемётов, авиационных пушек и пулемётов, включала (данные на январь 1949 г.):

  • 35 миномётов калибра 120-мм (23 куплены во Франции, 12 собственного производства);

  • 12 миномётов «Фриц» калибра 6 дюймов;

  • 158 орудий полевой артиллерии (калибры – от 65 до 105 мм, но в основном – 65- и 75-мм);

  • 56 противотанковых пушек;

  • 53 20-мм пушки (у полевых войск, были ещё в ВВС и ВМС, всего по одному из источников было закуплено 100 пушек калибра 20 мм: 70 HS и 30 IF; по другому 82: 50 HS, 27 IF и 5 не указанного типа на морских турелях);

  • 12 морских орудий (по шесть 76-мм и 102-мм);

  • 1,706 лёгких (2-х дюймовых) и 678 средних (3-х дюймовых) миномётов (на март 1949 г.).



Ссылки:

  1. Ссылки к статье «Заложен краеугольный камень нового ремонтно-технического комплекса АОИ».

  2. История МАША-7300.

  3. Под редакцией Шалом Якир и Адив Халаби, «Мерказ Шикум вэ-Ахзака 7200», январь 1998 г.

  4. Моше Гивати, «Бэ Ядейхем Хушля hа-Плада» («В их руках закалялась сталь», 1998 г.). Книга имеется и в сети.

  5. Амира Шахар, «Толдот Хейль Химуш» 1948-1967 и 1967-1985 («История Службы вооружений», 1986 г.). Данная книга имеется в сети в формате pdf: Том 1 (1948-1967) и Том 2 (1967-1985).

  6. Зохар Левкович, История Главного управления тылового обеспечения (АГА, 1995 г.) – первые два тома, 1948-1949 («Агаф hа-Афсанаут вэ-hа-Маарах hа-Логисти бэ-Мильхемет hа-Ацмаут») и 1949-1966 («Итпатхут Агаф hа-Афсанаут вэ-hа-Маарах hа-Логисти бэ-ЦАХАЛь»).

  7. Амиад Брезнер, «Ницаней hа-Ширъон» («Создание бронетанковых войск», 1995 г.).

  8. Амицур Илн «Эмбарго. Оцма вэ-hахраа бэ-Мильхемет ТАШАХ» («Эмбарго. Сила и военная победа в Войне за Независимость», 1995 г.).

  9. Захава Осфельд «Цва Нолад» («Рождение армии», том 2, 1994 г.).

Tags: Автотранспорт, Война 1948 г., Служба вооружений
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 22 comments