oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Category:

ЙаhАК – подразделение передовой посадки ВВС

Подразделение передовой посадки ВВС ЙаhАК 5700 («Йехида hа-hанхата hа-Кедмит») – одно из спецподразделений ВВС Израиля, вместе с «Шальдаг» и 669 подчиняется Штабу сил специальных операций ВВС (МАКААМ – «Мифкедет Кохот Авир Миухадим», создан в 80-е гг.). Задача подразделения – обнаружить, проверить, подготовить к использованию, утвердить и обеспечить эксплуатацию передовых аэродромов, включая полевые (без твёрдого покрытия) ВПП, как внутри, так и за пределами Израиля. Подразделение работает с различными типами ЛА ВВС, но основные «клиенты» – эскадрильи военно-транспортных самолётов «Геркулес», т.н. «Карнаф» (C-130H) и «Шимшон» (C-130J). В ВВС США аналогичную работу выполняет подразделения ССТ (United States Air Force Combat Control Teams).



10.11.47 в составе организации «Хагана» была создана «Авиационная служба» («Ширут hа-Авир») – предтеча ВВС («Хейль hа-Авир», с апреля 1948 г.). Уже тогда на базах Службы начали действовать группы («Шлухот»), призванные обеспечить посадку самолётов вне постоянных баз. Первое боевое применение – операция «Хасида» в ночь 31.03/01.04.48,  посадка самолёта C-54 Skymaster (Douglas DC-4, позывной «Балак-1») с грузом оружия из Чехословакии на заброшенной ВПП Бейт-Дарас, в преддверии операции «Нахшон» (05-16.04.48, прорыв блокады Иерусалима и зачистка иерусалимского коридора).

В дальнейшем подобные группы были созданы на всех основных базах ВВС. На начало 70-х было 5 таких групп. В июне 1972 г. всех их перевели на базу ВВС Лод (БАХА-27) и было создано единое подразделение ЙаhАК. Возможно, его создание напрямую связано с закупкой «Геркулес»: первые 2 самолёта этого типа прибыли в Израиль в октябре и в ноябре 1971 г.  В 2008 г. база Лод была закрыта, тяжёлая транспортная авиация перебазировалась в Неватим (БАХА-28). ЙаhАК покинула Лод последней, в 2009 г., и также перебралось в Неватим.

Об оперативной деятельности подразделения известно очень мало, многие операции засекречены и останутся таковыми ещё долгие годы. То, что известно:

  • сотрудничает с «Моссад» и наиболее элитными спецназами АОИ, такими как «Саерет МАТКАЛь» и «Шальдаг»;

  • возможно, участвовало в операции «Энтебе» 1976 г.;

  • во время Ливанской войны 1982 г. была захвачена и эксплуатировалась ВПП Анцар на берегу моря к югу от Бейрута (3 фото ниже); позднее была создана ещё одна ВПП, в долине Бекаа;

  • операция «Моше» 1984-1985 гг. - репатриация эфиопских евреев через Судан; частично морем, частично по воздуху;

  • различные гуманитарные операции, например в Руанде (1994 г.), Болгарии (после теракта в Бургасе 18.07.12), Индии, Мексике.









Подразделение небольшое, командир в звании майор. О внутренней структуре известно немного. Как это принято в ВВС, делится оно на отделы («Гаф»):

  • «Гаф hанхата» – отдел посадки – оперативный отдел, собственно команды бойцов;

  • «Гаф Бхинат Афар» – отдел анализа почвы, включает геологов и специалистов по анализу аэрофотоснимков; занимается предварительным анализом местности, до проведения операций;

  • «Гаф hадраха» – учебный отдел (во всяком случае, есть должность «Кцин АГАМ вэ- hадраха» – оперативный офицер, он же офицер по учебной работе).



Долгие годы подразделение состояло из резервистов, отслуживших срочную в боевых подразделениях и далее прошедших спецподготовку ЙаhАК. Из-за высокой нагрузки на резервистов подразделение в начале текущего десятилетия превратили в регулярное, резервисты используются для усиления. При этом вначале подразделение считалось профессиональным не боевым, уровень пехотной подготовки был минимальный («Роваи-02»). На 2016 г. подразделение уже было боевым (подготовка «Роваи-03»), сейчас бойцы проходят полноценную пехотную подготовку («Роваи-05»).

 
Новый (слева) и старый (справа) знаки подразделения.

Новобранцы подразделения – только мужчины, добровольцы, обладающие пехотным медицинским профилем (82 и выше), высоким психологическим уровнем (КАБА 53 и выше), прошедшие дополнительные медпроверки в Подразделении авиационной медицины (ЙАРПА-112) и имеющие высокий уровень допуска («Сивуг Битхони»). Призыв в подразделение раз в год, в конце ноября. Призыв очень маленький, например в ноябре 2017 г. – всего 10 новобранцев.

Подготовка бойца подразделения занимает 10 месяцев. Вначале – пехотный КМБ («Тиронут») на учебной базе бригады НАХАЛь (БАХ НАХАЛь) в Тель-Арад (4 месяца). Там же делают КМБ и «Шальдаг» с 669. Далее курс продвинутой подготовки («Тиронут Йехида», 1 месяц). Далее начало службы в подразделении и 3-х месячная базовая профессиональная подготовка («Шлав hа-hасмаха») для получения специальности «Специалист передовой авиапосадки уровня 05» («Манхит Саар Кидми 05»). На этом этапе изучается оборудование подразделения, проводятся маршброски, навигация на местности, дополнительные тренировки с оружием, изучаются вопросы организации обороны полевого аэродрома (хотя из-за малочисленности каждой команды.основная тяжесть по обороне ложится на плечи подразделения, с которым команда взаимодействует в каждой конкретной миссии). Но главное – изучаются общие основы специальности.

Далее инструктора и командиры делят курсантов по профессиям: аналитик почвы («Бохен Афар»), авиаконтролёр («Паках Тиса»), боевой санитар («Ховеш Крави») и водитель («Наhаг»); на 2015 г. пожарник-спасатель было отдельной специальностью. Подготовка каждой профессии проводится отдельно.

  • Аналитик почвы – профессия уникальная для подразделения, соответственно подготовка ведётся внутри ЙаhАК. Начальная подготовка позволяет работать в простых случаях, далее с опытом и дополнительной подготовкой аналитик будет способен работать в любой ситуации. Кроме вопроса подходит ли местность для посадки, решения аналитика накладывают ограничения на взлётный и посадочный вес и конфигурацию самолёта.

  • Курс авиаконтроля проводится вместе с обычными авиаконтролёрами в Школе специальностей авиауправления на базе Увда. Далее – опыт в подразделении по авиаконтролю в условиях полевого аэродрома.

  • Водители проходят курс оперативного вождения («Неhига Мивцаит») и далее накапливают опыт внутри подразделения, в ходе многочисленных поездок по пересечённой местности, днём и ночью, в различную погоду.

  • Боевые санитары проходят соответствующий курс СВ и дополнительной подготовки внутри подразделения им не требуется.

  • Возможно также существует профессия (и соответствующий курс) пожарника-спасателя («Кабай вэ-Михалец»). Во всяком случае, она упомянута в более старых статьях о подразделении. Можно предположить, что сейчас данный курс проходят все специальности, на этапе базовой профессиональной подготовки.



По завершении всех курсов бойцы собираются вместе в подразделении в рамках команды («Цевет»), во главе с офицером, командиром команды («Мефакед Цевет»). Начинается этап оперативных тренировок («Шлав hа-hакшара hа-мивцаит»), ещё 2 месяца. Этап служит как для отработки работы в команде по специальностям, так и приобретения опыта в работе на различной местности. В конце – финальные учения («hа-Таргиль hа-Месакем») длительностью почти в неделю. Учения включают вызов по тревоге из дома, выполнения заданий в разных частях страны, задания могут длиться как несколько часов, так и по несколько суток. Например – подготовка ВПП ночью, с использованием ПНВ. Уровень физических и ментальных нагрузок на бойцов в ходе этих учений очень высокий. По-видимому по окончании этих учений уровень подготовки официально повышается до 07 («Манхит Саар Кидми 07»). В продолжении службы бойцы проходят и курс парашютно-десантной подготовки («Курс Цниха»).

Несколько недель назад завершился очередной курс бойца ЙаhАК. Данный курс стал первым, где после окончания финальных учений бойцы получили особый значок подразделения («Сикат hа-Лохем»).

Замечание: выше было сказано, что подготовка бойца подразделения длится примерно 10 месяцев (иногда указывается «10.5 месяцев»). Если пересчитать указанные выше сроки, получаем 4+1+3+2 – как раз 10 месяцев, потом неделя отпуска и неделя финальных учений – получаем 10.5. Однако, это не учитывает индивидуальные курсы. Возможно, они включены в срок этапа базовой профессиональной подготовки, кроме разве что курса боевых санитаров: он длится 13 недель (т.е. 3 месяца), в школе медицинских войск БААД-10. Другой вариант – 10 месяцев подготовки не с момента призыва, а с момента окончания КМБ.

































Ссылки:

  1. ЙаhАК, статья Википедии.

  2. ЙаhАК, статья на сайте ВВС.

  3. МАКААМ, статья Википедии.

  4. В любой точке глобуса: познакомьтесь с бойцами ЙаhАК. Сайт ВВС, 29.10.18.

  5. Мягкая посадка: финальные учения бойцов ЙаhАК. Сайт ВВС, 02.10.16.

  6. В любое время, в любом месте: бойцы ЙаhАК отрабатывают. Сайт ВВС, 04.08.15.

  7. Специально для призывников: передовая штурмовая посадка. Сайт ВВС, 25.03.15.

  8. Парк «Карнаф» отрабатывал доставку снаряжения на фронт, сайт ВВС, 04.12.13.

  9. Ночь с ЙаhАК. Как это, когда один «Карнаф» садится? Сайт ВВС, 09.10.11.

  10. ВВС провели учения в Румынии, октябрь 2004 г.

  11. В любую точку глобуса: бойцы ВВС, удлиняющие руку Израиля, walla, 30.11.17.

  12. Должность: оператор передовой посадки, mitgaisim.idf.il.

Tags: c-130, ВВС - подразделения, Символика, Спецназ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 10 comments