oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Categories:

Вертолётоносные корабли ВМС Израиля

На сегодняшний день в ВМС Израиля есть 3 корабля, способные принимать на борт вертолёты: корветы типа «Саар-5» («Эйлат»). Они имеют посадочную площадку и ангар для базирования вертолётов AS565 Panther («Аталеф»), в прошлом – HH-65A Dolphin (SA.366G.1, «Дольфин»), подробнее об этом – в статье «193-я эскадрилья – эскадрилья морских вертолётов ВВС Израиля». Начиная с конца 2019 или начала 2020 гг. в Израиль начнут прибывать корветы типа «Саар-6» («Маген»), способные нести вертолёт SH-60 Seahawk.



Но какие корабли ВМС были способны обеспечить базирование вертолётов в прошлом?

В 1967 г. на вооружение ВМС были приняты 3 десантных корабля израильской постройки длиной 60 и и водоизмещением 730 тонн, т.н. «60-метровые десантные корабли»: «Ашдод», «Ашкелон» и «Ахзив» (на вооружении до 1993 г.). Уже с 1968 г. отрабатывалась посадка на них вертолётов Bell-205, вскоре после их начала эксплуатации в ВВС Израиля (первые Bell-205 в Израиле были итальянского производства, AB205, прибыли морем в Хайфу 15.12.67 и совершили первый полёт в Израиле 29.12.67). С 1975 г. на смену Bell-205 приходит близкий к нему Bell-212. Также была отработана взаимодействие 60-метровых десантных кораблей с вертолётами «Супер-Фрелон».

В июне 1969 г. в Израиль прибыл купленный за границей десантный корабль водоизмещением 1,892 тонн, получил название «Бат-Шева» (на вооружении до 1990 г.). «Бат-Шева» мог принять на борт 2 «Супер-Фрелон». Уже осенью 1969 г. началась отработка взаимодействия корабля с этими вертолётами. Первую посадку на «Бат-Шева» совершил генерал-майор Эзер Вайцман (в то время заместитель НГШ), его сопровождал командующий ВМС генерал-майор Авраам Боцер.

По-видимому отрабатывались посадки вертолётов и на крупные вспомогательные суда ВМС. В любом случае, посадки и взаимодействие вертолётов с десантными кораблями и вспомогательными судами небыло полноценным базированием, ангара ни один из этих кораблей и судов не имел.

С конца 70-х гг. начинается отработка вопроса базирования вертолётов на ракетных катерах. Первым был «Таршиш» класса «Саар-4» (длина 58 м, стандартное водоизмещение 415 тонн, максимальное – 450 тонн). В 1978 г. с него было снято кормовое 76-мм орудие и установлена специальная посадочная площадка для вертолётов. Далее проводились испытания посадок на катер вертолёта Bell-212, днём и ночью (некоторые источники говорят о Bell-205, но на то время эти вертолёты уже были сняты с вооружения АОИ). По завершении эксперементов площадку демонтировали.

В 1980-1981 гг. на вооружение поступают 2 специализированных катера-вертолётоносца типа «Саар-4.5 Хухит»: «Алия» и «Геула» (длина 61.7 м, водоизмещение 488 тонн). Данные катера являются самыми маленькими специализированными вертолётоносцами в мире, имея как ВПП, так и ангар. На вооружении ВМС они стояли до 2004 г., далее были проданы в Мексику.

«Дольфин» прибыли в Израиль в 1985 г., до этого с «Алия» и «Геула» эксплуатировались вертолёты Bell-206 («Сайфан»), Bell-212 («Анафа»), а также ударные MD 500 Defender («Ляhатут»). В целом до прибытия «Дольфин» объём взаимодействия катеров с вертолётами был небольшим.

Наиболее интересный момент этого периода – использование «Ляhатут» для атаки с моря целей террористов в лагере беженцев Наhар Аль-Барад в Ливане, в 16 км к северу от города Триполи. Было проведено 2 такие атаки: 01.08.84 (операция «Некудат Зинук») и 10.07.85 (операция «Арвей Нахаль 4»). Цели располагались внутри жилого района, поэтому нужно было точечное поражение с использованием ПТУР. Но расстояние от северной границы Израиля (170 км) было слишком большим для ударных вертолётов ВВС того времени: «Ляhатут» и AH-1 Cobra («Цефа»).

Поэтому было решено использовать «Ляhатут» с борта «Алия» и «Геула». Для первой операции использовалось 2 вертолёта (но с борта одного катера, «Геула»), во второй – 4 с борта обоих катеров. Поскольку на ВПП катера помещался только один «Ляhатут», каждая операция была довольно сложной. Для каждого из участвующих катеров требовалось:

  • посадка 1-го вертолёт на катер вблизи побережья Израиля, складывание лопастей и перемещение вертолёта в ангар;

  • посадка 2-го вертолёта на тот же катер;

  • катер выдвигается в район цели, примерно 8 часов пути;

  • взлёт 2-го вертолёта;

  • выкатка 1-го вертолёта из ангара, раскладывание лопастей, взлёт;

  • атака целей и возврашение к катерам;

  • далее всё то же самое повторяется для возвращения вертолётов в Израиль.



Складывание лопастей главного винта и их раскладывание – критическая часть данного процесса. В эскадрилье (190-я «Мага hа-Кесем») были созданы специальные команды техников постоянного состава, отрабатывавшие данную операцию как днём, так и ночью при свете фонарей, и соревновавшиеся между собой. Им была сшита специальная рабочая одежда с карманами для каждого инструмента, использовавшегося в процессе работы. Отработка процесса дала результаты, так рекорд времени складывания и вталкивания вертолёта в ангар составлял 7 минут (и не более 10 минут).

Первая операция прошла гладко, во второй после первой посадки 2-го вертолёта на «Геула» произошла поломка. В результате ни он сам, ни 1-й вертолёт в ангаре не смогли принять участие в операции, та проводилась силами 2 вертолётов с «Алия». Оба вертолёта получили лёгкие повреждения от зенитного огня, но задача была выполнена и «Ляhатут» успешно вернулись на «Алия».

Атаки в районе Наhар Аль-Барад стали самыми дальними атаками боевых вертолётов ВВС Израиля. Данный рекорд не был побит и в дальнейшем (во всяком случае, до конца 90-х), был лишь повторён примерно через 10 лет вертолётами AH-64A Apache («Петен», на вооружении с 1990 г.), также атаковавшими цели в данном районе. Радиус полёта «Петен» с использованием ПТБ позволяла напрямую действовать с обычного аэродрома в Израиле.

Кстати, наличие ангара позволяло использовать «Хухит» и в других ролях. Так, во время войны 1982 г. «Геула» использовался как командный корабль. Штаб был размещён в ангаре, антенны многочисленных дополнительных средств связи – позади носового орудия, на корме и на крыше ангара. Другой вариант – транспортировка морского спецназа. В ангаре размещались катера или иные средства 13-й флотилии, на ВПП – краны для их спуска на воду.


Посадка Bell-205 на 60-метровые десантный корабль.


«Супер-Фрелон» отрабатывает взаимодействие с 60-метровым десантным кораблём.


Взлёт вертолёта Bell-212 с борта «Бат-Шева».


Bell-212 на «Таршиш».


Bell-212 на «Таршиш».


Bell-212 на «Таршиш».


«Ляhатут» на борту «Хухит», 1984 г.


«Ляhатут» взлетает с «Хухит».


«Сайфан» на борту «Хухит».


Первая посадка «Дольфин» на «Геула», 06.08.85.


«Дольфин» садится на «Хухит».


«Дольфин» садится на «Хухит».


«Дольфин» садится на «Хухит».


«Дольфин» на борту «Хухит».


«Дольфин» на борту «Хухит».


«Дольфин» на борту «Хухит».


Проект вертикального ангара (ВПП – лифт - ангар) «Израильской Авиационной Промышленности», 80-е гг. Реализован не был.


«Геула» как командный корабль летом 1982 г.


«Хухит» в варианте транспортировки спецназа.

Ссылки:

  1. Обсуждение на Фреш.

  2. Флотилия десантных кораблей, статья Википедии.

  3. Атака из глубины моря, сайт ВВС, статья из журнала ВВС №130 (231), 01.12.99.

Tags: md500, saar-4.5, Морская авиация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments