oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Categories:

Качественный обзор современной авиации, часть 1.

06.11.18 были опубликованы подробности т.н. «дела Дмитриева» – приговор к 4.5 годам лишения свободы по обвинению в государственной измене Романа Дмитриева, жителя Комсомольска-на-Амуре и технолога авиационного завода имени Гагарина. О деле можно прочесть в следующих статьях/форумах:

В статьях фигурирует имя «Бен-Ицхак», интернет ник  Михаила Цайгера. В связи с этим – статья, написанная мною в свою время как приложение к статье «Баланс Военно-воздушных Сил на Ближнем Востоке» для сайта «Иудея.ру», а позже переработанная совместно с Бен-Ицхаком (в статье – Михаил Бен-Ицхак) для сайта waronline.org. Статью до сих пор можно найти в веб-архиве, опубликована она была 16.09.03, последний раз редактировалась 23.09.08. В текст ниже я внёс несколько мелких поправок.

Качественный обзор современной авиации

Данная статья – краткое качественное описание авиапарка боевой авиации, стоящего на вооружении Израиля, арабских стран и Ирана. Мы не собираемся рассматривать ТТХ отдельных летательных аппаратов. Те, кого это интересует, с лёгкостью найти их в Интернете. Здесь же мы хотим провести лишь общие линии классификации боевой авиации и её качественного деления. Ударные БПЛА в статье не рассматриваются.


Бомбардировщики

До начала 2000-х гг. ряд стран Ближнего Востока использовал бомбардировщики средней дальности Ту-16 (включая китайский вариант B-6D/H-6D) и Ту-22. Арабские страны (Египет, Ирак, Ливия) применяли эти самолёты в войне в Иракском Курдистане (1961–1975), арабо-израильских войнах 1967 и 1973 гг., Ирано-иракской войне (1980–1988 гг.) и в войне Ливии против Республики Чад (1981–1987 гг.). Есть также сообщения, что Ливия использовала свои Ту-22 (получены в 1979 г.) в конце Угандийско-танзанийская войны (1978–1979 гг.). В Ливии последний полёт Ту-22 зарегистрирован 07.09.92 (далее самолёты не летали из-за отсутствия запчастей), Египет снял с вооружения последний B-6D в 2000 г., а последний иракский самолёт того же типа – в 2003 г. (свои Ту-22 Ирак потерял ещё раньше, в 1991 г.). В любом случае, на начало 2000-х гг. эти машины, созданные к тому времени 40 и более лет назад (Ту-16 – 1954 г., Ту-22 – 1962 г.), устарели. Их живучесть над современным полем боя низка, а на земле большие размеры не позволяют укрывать их в защищённых ангарах. Обслуживание и обучение лётчиков дороги. То, ради чего они были созданы – большой радиус действия и масса боевой нагрузки, сегодня уже не впечатляет при сравнении их характеристик с тяжёлыми истребителями-бомбардировщиками, такими как «Торнадо», F-15E (и его «национальных» вариаций: F-15I, F-15S и т.п.), Су-30.

Другое дело фронтовой бомбардировщик Су-24, состоящий на вооружении Сирии, Алжира, Ливии и Ирана (а до 2003 г. – и Ирака). Это самолёт с изменяемой геометрией крыла, созданный в 1974 г., по габаритам и характеристикам близок к истребителю-бомбардировщику «Торнадо». Су-24 всё ещё обладает значительными боевыми возможностями, хотя и нуждается в модернизации, и в первую очередь – радиоэлектронного оборудования и вооружения.

В большинстве стран мира фронтовые бомбардировщики заменены на тяжёлые истребители-бомбардировщики. Так, Израиль ещё в начале 70-х годов сменил «Вотур» на F-4E (использовался до 2004 г.), а с 1998 г. на вооружении состоит F-15I. В России для замены Су-24 на базе истребителя-перехватчика Су-27 создан Су-34 (ранее был известен также как Су-27ИБ, Су-32 и Су-32ФН). Хотя Су-34 тоже классифицируют как «фронтовой бомбардировщик», он способен нести весь арсенал ракет «воздух-воздух» самолёта Су-27, т.е. по сути является истребителем-бомбардировщиком. Другой вариант Су-27 – Су-30 – является прямым аналогом американского F-15E.

Штурмовики

Штурмовики – это самолёты непосредственной поддержки сухопутных войск и изоляции района боевых действий. Они имеют дозвуковую скорость полёта, относительно простую авионику, вооружены встроенными и подвесными (в контейнерах) пушками и способны нести около 4 т боевой нагрузки (верно для типов, используемых на Ближнем Востоке; американский тяжёлый штурмовик А-10 «Тандерболт-2» способен нести свыше 7 т). Опыт последних войн, в т.ч. с Ираком 1991 г., показал, что дозвуковая скорость полёта и простое оборудование снижают их живучесть над современным полем боя. Поэтому, в большинстве стран они уступают место истребителям-бомбардировщикам (например Израиль заменил A-4 «Скайхок» на F-16, с 90-х гг. A-4 использовались как учебные и для вспомогательных задач, окончательно сняты с вооружения в 2015 г.), а ряд выполнявшихся штурмовиками задач переходит к боевым вертолётам и ударным БПЛА.

Учебно-боевые самолёты – лёгкие штурмовики – это реактивные двухместные дозвуковые самолёты для базовой и конечной подготовки лётчиков, пригодные к использованию в качестве штурмовиков. Им присуще все те же недостатки, что и штурмовикам, поэтому многие страны отказались от их боевого использования. Так, Израиль использовал в войне 1967 г. свои учебно-боевые самолёты «Фуга Мажистер» (вооружение – два 7.62-мм пулемёта (по 200 патронов у каждого) и всего 140 кг боевой нагрузки, обычно - две 50-кг бомбы или две ПУ НАР – 12 80-мм ракет). Их эскадрилья понесла очень тяжёлые потери (7 самолётов сбиты, 6 лётчиков, в т.ч. командир эскадрильи, погибли) и с тех пор в боевых действиях «Фуга Мажистер» не использовалась. Египет применял в конце Войны Судного дня 1973 г. свои L-29 «Дельфин» в качестве штурмовиков, они также понесли значительные потери. В ходе гражданской войны в Сирии (с 2011 г.) САА широко использует для этих задач L-39 «Альбатрос».

Хотя планы боевого применения подобных самолётов неясны, они имеются у почти что всех стран Ближнего Востока. Наиболее современные из них – чешский L-59 (способен нести 1700 кг боевой нагрузки), итальянские MB-326/339 (1815 кг), франко-германский «Альфа-джет» (2500 кг) и английские «Хок-60/100» (3084 кг). Самолёт «Хок-200» (3490 кг) – это специально разработанный одноместный штурмовик, созданный на базе двухместного учебно-боевого «Хок-100». Израиль закупил 30 M-346 Master («Лави», первые прибыли летом 2014 г.), но планов использования их в качестве штурмовиков нет. Не отстают и арабские страны. Так, Алжир закупил Як-130, Ирак – T-50IQ и L-159BQ ALCA.

Мода последнего времени – лёгкие штурмовики на базе турбовинтовых учебных или сельскохозяйственных самолётов. Например, Air Tractor AT-802. Египет закупил 12 AT-802U (на вооружении с января 2018 г.), Иордания – 10 AT-802i (также с января 2018 г.), возможно Йемен, ранее использовались ОАЭ (были закуплены 24 AT-802i). Кстати, Израиль имеет 14 AT-802F, но в другой роли: тушение пожаров. Другой самолёт этого класса – Embraer EMB 314 Super Tucano. Штурмовики на его базе используются Ливаном (6 А-29, получены в 2017-2018 гг.).

Боевые вертолёты

Боевые вертолёты предназначены как для непосредственной поддержки сухопутных войск с использованием пушек, пулемётов, автоматических гранатомётов и НАР, так и для уничтожения точечных целей (БТТ, в первую очередь танков, а также огневых средств и полевых укреплений) противника с использованием ПТУР. Применяют их и для других целей. Так, именно боевые вертолёты AH-64A «Апачи» произвели первый выстрел в начале войны 1991г., уничтожив 2 иракских подразделения воздушного контроля (в каждом по несколько РЛС) и тем самым пробив брешь системе ПВО, в которую и устремились ударные самолёты стран коалиции.

Условно можно разбить боевые вертолёты на 2 класса: к первому машины специальной разработки (AH-64A/D «Апачи», AH-1E/G/J/S «Кобра», Ми-24/25/35, Ми-28, Ка-52), ко второму – лёгкие боевые вертолёты, созданные на базе гражданских или военных связных вертолётов (SA-316/319 «Алуэт-3», SA-341/342 «Газель», ВО-105, «Бэлл-206», MD-500 «Дэфендер»).

Вертолёты первого класса несут встроенное вооружение, обычно 20-30мм пушки, и способны брать на внешней подвеске ПУ НАР и/или ПТУР. Например, «Кобра» несёт до 8 ПТУР «Тау» и 2 ПУ НАР, а «Апачи» на каждом из 4 узлов подвески способен нести ПУ с 4 ПТУР «Хелфайер» либо ПУ с 19 70-мм НАР либо ПТБ. При этом вертолёты этого класса имеют большую дальность полёта и гораздо лучшую живучесть. Для самозащиты от истребителей и уничтожения вертолётов противника боевые вертолёты могут оснащаться УР «воздух-воздух» малой дальности. Обычно в качестве таких ракет используются УР от ПЗРК («Стингер», «Стрела-2/3», «Игла», «Мистраль»).

Стоит отметить, что «Апачи» оснащён сложными оптоэлектронными системами ночного видения, а последняя версия – AH-64D «Апачи Лонгбоу» – может нести РЛС миллиметрового диапазона AN/APG-78 (способна одновременно обнаруживать до 1023 целей, движущиеся на дальности 8 км, стоящие на 6 км, отображает до 256 из них на экран, выделяет 16 для атаки с помощью ПТУР AGM-114L «Хелфаер-2» с РЛС-наведением).

Боевые возможности вертолётов второго класса куда более ограниченны. Их вооружение состоит из 4-6 ПТУР, на некоторые вместо ПТУР можно устанавливать 20мм пушку или ПУ НАР. Система наведения оружия включает лишь простейший стабилизированный дневной прицел (это относится и к не прошедшим модернизацию АН-1 «Кобра»; впрочем, современные оптоэлектронные системы достаточно компактны, чтобы ставить их и на лёгкие вертолёты). Эти машины имеют низкую живучесть, малую дальность и продолжительность полёта. Их достоинством является разве что низкая стоимость (включая и эксплуатационные расходы), позволяющая закупать такие вертолёты в больших количествах.

Продолжение.
Tags: Арабы, ВВС
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 11 comments