После посадки экипаж прошёл медицинские проверки, которые показали, что состояние и пилота, и штурмана хорошее. Происшествие расследуется, на данном этапе парк «Баз» не летает в соответствии с приказом командующего ВВС генерал-майора Амикама Норкина (стандартная процедура в подобных случаях, речь идёт только об учебных вылетах). Сообщается, что есть несколько возможных причин срыва фонаря: поломка в системе запирания, поломка в системе пиротехники и др.
По словам начальника штаба ВВС бригадного генерала Томера Бара, подобная поломка – достаточно редкая как в Израиле, так и в мире. За последние 40 лет подобное случалось в Израиле 4 раза (включая и текущую аварию): 3 раза с F-15 и 1 раз с А-4 («Аит», сняты с вооружения в 2015 г.). В ходе происшествия экипаж действовал чётко в соответствии с инструкциями действия в подобных ситуациях (БАДАХ – «Бдикот Хиунийот»). По связи проверили взаимное самочувствие друг друга, опустили вниз кресла для снижения влияния ветра, сбросили скорость, оповестили наземный авиаконтроль, установили связь с контрольной вышкой аэродрома посадки. По словам Бара, данный вид поломки может с лёгкостью привести к потере контроля над самолётом и к необходимости катапультироваться.
ВВС опубликовали запись переговоров по связи: лётчиков между собой и лётчиков с наземным контролем. Пилот Й. спокоен на всём протяжении происшествия, штурман Р. (явно гораздо моложе и менее опытнее) на начальном этапе явно паниковал, далее спокойствие Й. передалось и ему. Затем к разговору подключается офицер наземного контроля, старший лейтенант Г., а в конце – женский голос авиадиспетчера контрольной вышки Неватим (имя и звание не указаны, условно «Н.»). Запись сокращена, не звучат имена участников, убран ряд деталей разговора.
- - Лётчики говорят между собой до аварии, о чём – не ясно, слышна фраза: «Какую высоту она будет сохранять?»
- - Момент срыва фонаря, сильный шум, крики Р., зовущего Й.
- - Й.: Я слышу, ты меня слышишь?
- - Й.: Беру на посадку на ближайшей базе, без фонаря, подтвердите.
- - Й.: Р., слышишь?
- - Й.: Да, ты слышишь?
- - Р.: Да, я слышу. Ты в порядке?
- - Й.: Да, всё в порядке.
- - Р.: Я в порядке.- Г.: Слышу, продолжайте.
- - Й.: Мы без фонаря, прекратили запланированный вылет, направление дальность к ближайшей базе.
- - Р.: Попробуй сбросить до 200 узлов.
- - Й.: ОК.
- - Й.: Получили 170/12 мы на посадку в Неватим.
- - Г.: Посадка в Неватим. Успеете ли вы достичь 8 миль в 165 от вас?
- - Й. У нас нет проблемы достичь базы, продолжай [передавать] данные всё время.
- - Й.: Р., ты со мной, брат?
- - Р.: Да.
- - Й.: Всё в порядке, твоё кресло внизу?
- - Р.: Положительно.
- - Й.: Прекрасно, брат.
- - Й.: Неватим, слышите?
- - Н.: Неватим, слышим.
- - Й.: Вызываю Неватим для немедленной посадки, пожалуйста включите освещение ВПП.
- - Н.: Приняла, освещение.
- - Й.: Принял, мы садимся на запад.
- - Й.: Принял, центральная [т.е. центральная ВПП], мы войдём на кабель трети.
- - Н.: Приняла, кабель трети.
- - Й.: Колёса к посадке.
- - Й.: Первый на центральной.
P.S. 08.01.19 было опубликовано, что фонарь найден днём ранее (07.01.19) и передан техническим службам ВВС, расследующим аварию. Фонарь нашли в зоне ответственности территориальной бригады «Йехуда» (Хеврон). Сайт ynet приводит допллнительные подробности: фонарь (фото добавлено ниже) нашли во дворе своего дома палестинцы, проживающие на окраине городка Самуа к югу от Хеврона. Они же передали фонарь АОИ. Судя по фото, фонарь упал на машину.
P.S.2. 12-й канал ИТВ передал 07.01.19 интервью с бывшим лётчиком, майором (рез.) Давидом Барекетом. У него произошла такая же авария на самолёте «Скайхок», 40 лет назад. Он был инструктором в лётной школе, находился в задней кабине 2-х местного варианта (ТА-4), в передней сидел курсант. После взлёта с Хацерим фонарь приподнялся и оторвался, произошло это днём и на высоте 2,000 футов. Потоком воздуха Давиду сорвало каску, он потерял связь, к тому же ему вывихнуло плечо (курсант был прикрыт лобовым щитком и ему каску не сорвало). Тем не менее, и он смог успешно посадить самолёт. Самолёт был вторым в паре, ведущий присоединился к Давиду и сопровождал его до посадки. Точная причина отрыва фонаря так и небыла выяснена – то ли механическая поломка, то ли ошибка при закрытии. В любом случае, фонарь поменяли и самолёт вернулся в строй.



Найденный фонарь:




Ссылки:
- Фонарь кабины отделился, экипаж благополучно сел, сайт ВВС, 07.01.19.
- Голоса по связи в ходе происшествия отделения фонаря кабины на боевом самолёте в ходе учебного полёта, сайт АОИ, 07.01.19.
- Сел без фонаря, israeldefense, 07.01.19.
- Серьёзная авария на высоте 30 тысяч футов: фонарь отвалился, лётчики сумели сесть, ynet, 07.01.19.
- «Мы без фонаря, ты меня слышишь?». Драматическая запись серьёзной аварии F-15, ynet, 07.01.19.
- «Ты меня слышишь?» Запись разговоров связи с самолёта ВВС, севшего без фонаря. Слушайте, maariv, 07.01.19.
- Фонарь самолёта отвалился. Лётчики решили не катапультироваться, 7-й канал, 07.01.19.
- Так был слышен момент срыва фонаря в боевом самолёте, 7-й канал, 07.01.19.
- «По пути на посадку, мы без фонаря!», mako, 07.01.19.
- ЧП в воздухе: экипаж посадил F-15 с разгерметизированным кокпитом, newsru, 07.01.19.
- Израиль: у F-15 сорвало фонарь кабины на высоте 10000 метров, mignews, 07.01.19.
- Палестинцы нашли фонарь F-15 во дворе своего дома и передали его АОИ, ynet, 08.01.19.
- Фонарь, отделившийся от самолёта в воздухе – найден, 7-й канал, 08.01.19.
- Найдена кабина F-15, оторвавшаяся на высоте 10 000 метров, mignews, 08.01.19.
- Обнаружен фонарь самолета F-15, отделившийся во время тренировочного полета, newsru, 08.01.19.
- Обсуждение на Фреш.
Дата последнего обновления: 11.01.19.