oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Categories:

Модернизация F-16I («Суфа»)

F-16I («Суфа») – один из самых массовых самолётов ВВС. По числу эскадрилий (4) уступает только F-16C/D («Барак»). Самолёт состоит на вооружении с 19.02.04 (см. приложение 1), т.е. уже более 13 лет. За годы службы боевых потерь небыло, в авариях и катастрофах потеряно 4 самолёта (см. приложение 2).

«Суфа» выполняют десятки видов (практически все) задач самолётов боевой авиации ВВС Израиля: «воздух-воздух», «воздух-земля», аэрофотосъёмка. В среднем выполняют 11,000 лётных часов в год. Широко использовались во Второй Ливанской войне 2006 г. и в различных операциях в секторе Газа. 06.10.12 «Суфа» осуществила первый успешный перехват воздушной цели: был сбит БПЛА организации «Хизбалла», вторгшийся в воздушное пространство Израиля.


Сегодня, 07.03.17, на сайте ВВС было опубликовано, что в октябре 2016 г. на авиабазе Хацерим открылась линия по модернизации авионики самолёта. Работы на 100% осуществляют гражданские компании. 5 «Суфа» уже модернизированы. По плану до 2020 г. модернизацию пройдут все самолёты этого типа.

Кроме авионики, запланирован ряд других усовершенствований. Упомянуты два: модернизация системы управления полётом самолёта, для снижения вероятности аварий при посадке, и дополнительная система очистки воздуха, подаваемого в кабины пилотов.

Вооружение «воздух-воздух» «Суфа» состоит из ракет средней дальности AIM-120 AMRAAM («Ашуах») и ракет малой дальности «Питон-4» («Пантер») и «Питон-5» («Херев»). «Суфа» стала вторым самолётом ВВС после «Раам», вооружённым AMRAAM. Как и для «Раам», основное оружие «Суфа» – ракеты и бомбы «воздух-земля». F-16I использует ракеты «Далила» («Ханит Заhав»), УАБ Spice-2000 («Барад Плада»), JDAM («Барад Кавед»), Paveway («Заръит»). Сейчас планируется абсорбция «Суфой» нового вооружения. Эскадрильи самолётов на авиабазе Рамон должны получить УАБ SPICE-1000 («Барад Каль»), ранее уже полученных самолётами «Барак». Что касается 107-й эскадрильи на авиабазе Хацерим, то ещё в середине 2015 г. она получила УАБ GBU-39 SDB («Барад Хад»), второй после 69-й эскадрильи самолётов F-15I («Раам»), последние имеют эти бомбы с 2010 г.

Приложение 1. Закупка и эскадрильи F-16I.

В сентябре 1997 г. Израиль обратился к американским производителям самолётов «Локхид Мартин» (F-16) и «Боинг» (F-15)  с просьбой представить предложения для нового контракта по закупке истребителей-бомбардировщиков для нужд ВВС Израиля. В июле 1999 г. предпочтение было отдано F-16D Block 52+, получившему обозначение F-16I и название «Суфа» в ВВС Израиля. 14.01.00 был подписан контракт (Peace Marble V) на покупку 50 самолётов за 2.5 млрд долларов с опцией на ещё 60. 19.12.01 был подписан дополнительный контракт – на закупку 52 самолётов в счёт опции. Таким образом, всего Израиль закупил 102 F-16I. Общая стоимость Peace Marble V составила 4.5 млрд долларов.

14.11.03 на заводе «Локхид Мартин» состоялась церемония выкатки первого F-16I. Через месяц с небольшим, 23.12.03, самолёт впервые поднялся в воздух. В конце января 2004 г. израильские лётчики совершили первый полёт на «Суфа» в США. 19.02.04 первые 2 F-16I сели в Израиле, на авиабазе Рамон в Негеве. Прибытие всех 102 самолётов завершилось в 2008 г.

«Суфа» состоят на вооружении 4 эскадрилий ВВС: трёх на авиабазе Рамон (253-я, 119-я и 201-я) и одной на авиабазе Хацерим (107-я):

  • 253-я «hа-Негев» – существует с 1976 г.; до марта 2003 г. была вооружена F-16A/B («Нец»), после чего была закрыта, в июле того же года открылась вновь как 1-я эскадрилья «Суфа» ВВС, 19.02.04 получила свои первые F-16I;

  • 119-я «Летучая мышь» («hа-Аталеф») – существует с 1956 г.; в 1970-2003 гг. была вооружена «Фантомами», закрылась и вновь открылась 29.12.04 открылась вновь как 2-я эскадрилья «Суфа» ВВС;

  • 107-я «Рыцари оранжевого стабилизатора» («Абирей hа-Занав hа-Катом») – с перерывами существует с 1953 г., в 1971-1997 гг. была вооружена «Фантомами», после чего была закрыта на 9 лет; вновь открылась 05.07.06 как 3-я эскадрилья «Суфа» ВВС;

  • 201-я «Первая» («hа-Ахат») – с перерывами существует с 1969 г., с момента создания и до 2004 г. была вооружена «Фантомами» (первая эскадрилья «Фантомов» ВВС и последняя, эксплуатировавшая этот самолёт); вновь открылась 09.07.08 как 4-я эскадрилья «Суфа» ВВС.


Нумерация самолётов: первые 50 «Суфа» получили номера вида 4ХХ (большинство служат в 253-й и 119-й эскадрильях), следующие 52 – номера вида 8ХХ (большинство служат в 107-й и 201-й эскадрильях). Позднее 4 самолёта были перенумерованы, став «флагманскими» самолётами своих эскадрилий: 107, 119, 201 и 253 (107 и 119 разбились в 2013 и 2016 гг. соответственно, см. приложение 2).

Приложение 2. Аварии и катастрофы F-16I.

  • Б/Н 107 – 07.07.13, во время учений самолётов 107-й эскадрильи над морем, в 50 км от побережья сектора Газа, у самолёта прекратил работать двигатель. Лётчик попытался вновь запустить его, после ряда неудачных попыток экипаж благополучно катапультировался. Через неделю двигатель был обнаружен и поднят. Расследование показало, что поломка произошла в системе управления двигателем.

  • Б/Н 480 – 10.11.13, во время отработки ночного воздушного боя самолётами 119-й эскадрильи, самолёт внезапно начал пикировать с высоты 12,000 футов и врезался в землю в кратере Рамон. Экипаж, лётчик майор Амихай Иткис и штурман майор Эмануэль Леви, погибли. Причина – предположительно потеря ориентации («вертиго»).

  • Б/Н 489 – 19.07.06, во время Второй Ливанской войны, самолёт 119-й эскадрильи начал разбег на ВПП авиабазы Рамон, в рамках вылета на бомбардировку в Ливан. Внезапно у самолёта взорвалась одна из покрышек. Экипаж сбросил вооружение на ВПП и благополучно катапультировался. Самолёт загорелся, в виду тяжёлых повреждений был списан. В 2010 г. кабина самолёта была превращена в симулятор для нужд пожарников – для отработки эвакуации экипажа из кабины самолёта в случае, когда экипаж не может это сделать самостоятельно. Раследование аварии показало, что на самолёт по ошибке были установлены покрышки «Барак», не подходящие для «Суфа».

  • Б/Н 119 (ранее Б/Н 441) – 05.10.16 самолёт 119-й эскадрильи вернулся на авиабазу Рамон после бомбардировки в секторе Газа. Самолёт был в ассиметричной конфигурации: под одним из крыльев весела тонная бомба. Подобная ситуация вполне обычна для современных самолётов, тем не менее в данном случае произошла катастрофа: лётчик посчитал, что первый заход на посадку неудачен и решил выйти на второй круг. При попытке набора высоты самолёт потерял управление. Экипаж катапультировался, штурман уцелел, но лётчик, заместитель командира эскадрильи майор Охад Коэн-Нов, погиб.








Ссылки:

  1. Время говорить о «Суфе», сайт ВВС, 07.03.17.

  2. 10 лет парку «Суфа» ВВС, сайт ВВС, 16.02.14.

  3. F-16I на сайте ВВС.

  4. F-16I на сайте israeli-weapons.com.

  5. Списки аварий и катастроф на сайте «Маркиа Шхаким».

  6. Обсуждение оружия «воздух-земля» на Фреш.

  7. Обсуждение оружия «воздух-воздух» на Фреш.

  8. Обсуждение «Оружие и оборудование ВВС АОИ» на waronline.

Tags: f-16, Авиапроисшествия, ВВС - вооружения, ВВС - эскадрильи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments