oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Categories:

166-я эскадрилья отмечает 20-летие

БПЛА были приняты на вооружение ВВС в 1971 г., тогда же была создана первая эскадрилья для их эксплуатации: 200-я. Около 28 лет она была единственной эскадрильей БПЛА, эксплуатируя все типы данных ЛА: как реактивных американского производства – «Мабат» (Firebee Model 124I компании Teledyne Ryan), «Тэлем» (MQM-74A Chukar компании Northrop), «Шадмит» (Firebee Model 232 компании Teledyne Ryan), так и винтовые, вначале также американские – «Баз Нодед» (Prairie IIB компании Ford Aerospace), «Баз Гамади» (mini-RPV компании Teledyne Ryan, проект прекращён) и «Баз Ран» (Е-130 фирмы E-Systems), а затем – израильские компании IAI: «Заhаван» (Scout, 1979 г.), далее «Хугла» (Searcher Mk I, 1992 г.), «Кохав Ляван» (Searcher Mk II, 1998 г.) и, наконец, «Шоваль» (Heron-1, 2005 г.).



Вторая эскадрилья, 166-я, была создана только в 1999 г., в эти дни она отметила 20-летие. Как и 200-я, базируется в Пальмахим, имеет на вооружении БПЛА «Зик» (Hermes-450) компании «Эльбит Маарахот», а с 2015 г. – «Кохав» (Hermes-900) того же производителя. В 2012 г. (по другим данным в 2013 г.) была создана ещё она эскадрилья «Зик», 161-я, поэтому 166-ю называют или «1-я эскадрилья Зик» («Таесет hа-Зик hа-Ришона») или «2-я эскадрилья БПЛА» («Таесет hа-МАЛАТим hа-Шния»).

На сегодняшний день 166-я эскадрилья – самая большая эскадрилья БПЛА ВВС, а до недавнего времени и самая большая эскадрилья ВВС. Сейчас она вторая по размеру, самой большой с конца декабря 2018 г. стала 100-я эскадрилья, после её объединения со 135-й. В 166-й эскадрилье служат многие десятки операторов и она эксплуатирует параллельно 2 платформы – 2 типа БПЛА, «Зик» и «Кохав». Эскадрилья прочно удерживает в ВВС первое место по числу оперативных лётных часов.

История эскадрильи начинается в 90-е гг. Это был строго секретный проект, только для военного времени, никакого применения в повседневной работе и обеспечении безопасности в мирное время (БАТАШ). «Зик» хранились разобранными в ящиках и должны были быть собраны только перед использованием. Прошло несколько лет, ограничения были сняты и началось повседневное применение данных аппаратов. Практически нет какой-либо операции, где они не принимали бы участие. На сегодняшний день «Зик» – ещё и самый массовый БПЛА ВВС.

Сейчас все операторы эскадрильи могут управлять обеими платформами. В прошлом это было не так и обучением на вторую платформу занимались в самой эскадрилье. Сейчас этим занимаются уже в школе БПЛА и вот уже полтора года (3 последних курса) все новые операторы эскадрильи сразу способны управлять и «Зик», и «Кохав».

В ближайшем будущем в эскадрилье будет открыт новый защищённый ангар (ДАТАК) для «Кохав». В дальнейшем парк этих БПЛА будет расти и постепенно именно он станет основным для ВВС, заменив в этой роли «Зик».









Ссылки:

  1. 20 лет эскадрильи «hа-Зик hа-Ришона», сайт ВВС, 13.02.19.

  2. 166-я эскадрилья, статья Википедии.

  3. Статья «Подразделения БПЛА» в Веб-архиве.

Tags: БПЛА, ВВС - эскадрильи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments