В настоящее время основной программой закупки в интересах ВВС является закупка F-35I. Кроме того, 3.3 млрд шекелей выделено на закупку ракетного оружия. Конкретные параметры новых сделок будут зависеть от того, какие средства получит ВВС в рамках 5-летней программы развития АОИ «Гедеон» и вступлением в силу в 2018 г. нового 10-летнего договора о военной помощи США Израилю.
Первая сделка, о которой идёт речь, – закупка новых F-15I. Я уже писал об этом в статье «Израиль изучает вопрос закупки новых F-15I»: после 2018 г. правительство Израиля должно решить, какой следующий самолёт заказать для ВВС. Будет ли это новая партия F-35I, возможно с вертикальным/укороченным взлётом/посадкой (т.е. на базе F-35B), или же F-15I. В любом случае, ВВС и МО должны подготовить для правительства всю необходимую информацию и рекомендации для принятия решения о покупке одного из этих самолётов. Об этом было сказано в итоговом документе по закупке 17 F-35I (последние из 50 F-35I, заказанных на сегодняшний день), утверждённом правительством 27.11.16. В случае если правительство примет решение о закупке F-15I – речь будет идти о 50 самолётах для замены F-15A/B/C/D («Баз») в 2 эскадрильях. Стоимость подобной сделки составит примерно 5 млрд долларов.
30.03.17 сайт israeldefense вновь поднял вопрос закупки 50 новых самолётов. Вновь сообщалось, что возможно 3 варианта: F-35A по 90 млн долларов штука, F-35B по 120 млн долларов или F-15I примерно по той же цене, что и F-35A, т.е. 90 млн долларов. Возможен и смешанный вариант сделки: покупка двух типов самолётов, по 25 (т.е. для одной эскадрильи) каждого. В случае выбора F-15I, речь будет идти о т.н. «Advanced F-15», т.е. самолётов аналогичных поставляемых Саудовской Аравии (F-15SA) и заказанных Катаром (F-15QA). Самолёты скорее всего будут оснащаться двигателями General Electric F-110-GE-132 максимальной тягой 32,000 фунтов-сил (142 kN), в отличии от Pratt & Whitney F100-PW-229 максимальной тягой 29,160 фунтов-сил (129.7 kN) на израильских F-15I. Самолёты будут иметь на два бомбодержателя больше, чем F-15I и самую современную авионику. Например бортовой вычислительный комплекс самолёта будет задействован на момент поставки самолётов всего на 40%, для сохранения значительного резерва для будущих модернизаций.
Вторая сделка – закупка новых тяжёлых транспортных вертолётов, как замена CH-53D Sea Stallion (Sikorsky S-65, «Ясъур» в ВВС Израиля), находящимся на вооружении АОИ с 1969 г., т.е. уже почти 50 лет. МО Израиля уже обратилось с соответствующим запросом к МО США, ответ должен быть получен летом этого года. Речь идёт об информации о ТТХ вертолётов, рассматриваемых как возможная замена «Ясъур», темпах производства, возможности установки израильских систем и т.п. На следующем этапе, в 2018 г., речь пойдёт о цене.
Существует 2 возможности замены «Ясъур»: Sikorsky CH-53K King Stallion и Boeing CH-47F Block 2 Chinook. Первый – дальнейшее развитие CH-53E Super Stallion (Sikorsky S-80), серийно выпускавшийся с 1978 г. CH-53K выполнил первый полёт 27.10.15, серийное производство должно начаться в 2018 г. Авиация КМП США намеревается заказать 227 таких вертолётов. CH-47F – дальнейшее развитие CH-47, выпускаемый с 1962 г. Модель CH-47F выпускается с 2001 г.
В прошлом Израиль уже взвешивал покупку Chinook, как в 60-е гг. (когда был выбран CH-53D), так и в дальнейшем. С точки зрения ТТХ CH-53K предпочтительней (см. ниже), проще переучивать лётчиков и техников, ранее работавших с CH-53D, но CH-47F значительно дешевле: стоимость CH-47F около 40 млн долларов, CH-53K – почти 100 млн.
P.S. 09.04.17 на israeldefense опубликована очередная статья по вопросу закупки CH-53K. По словам представителя фирмы Sikorsky, Израилю нужно 25 таких вертолётов. В случае положительного решения, Sikorsky готов сотрудничать с израильскими компаниями в вопросе производства вертолётов. Заявление прозвучало в связи с утверждением Пентагоном 08.04.17 закупки 200 CH-53K по цене 87 млн долларов штука.
P.S. 2. 04.05.17 на israeldefense опубликована ещё одна статья по вопросу закупки CH-53K. Цена вертолёта названа как «около 90 млн долларов».
Приложение: Сравнение ТТХ CH-53K и CH-47F.
Сравнение некоторых характеристик CH-53K и CH-47F. Первая цифра – CH-53K, вторая – CH-47F.
- Экипаж, человек: 5 / 3
- Десант, человек: 37-55 /33-55
- Полезная нагрузка, кг: 15,900 / 10,886
- Масса пустого, кг: 15,071 / 11,148
- Нормальная взлётная масса, кг: 33,600 / ?
- Максимальный взлётный вес, кг: 38,400 / 22,680
- Длина, м: 30.2 / 15.8 (30.1 включая винты)
- Диаметр несущего винта, м: 24 / 18.3
- Высота, м: 8.46 / 5.7
- Ширина корпуса, м: ? / 3.78
- Площадь диска несущего винта, м2: 460 / 2х260
- Число лопастей главного винта: 7 / 2х3
- Число лопастей хвостового винта: 4 / -
- Двигатели, тип: турбовальные / турбовальные
- Двигатели, количество и марка: 3 General Electric GE38-1B / 2 Lycoming T55-GA-714A
- Двигатели, мощность одного: 7,500 л.с. (5,600 кВт) / 4,733 л.с. (3,529 кВт)
- Максимальная скорость, узлов (км/ч): ? / 170 (315)
- Крейсерская скорость, узлов (км/ч): 170 (315) / 160 (296)
- Дальность полёта, км: 852 / 741
- Боевой радиус, км: 204 / 370
- Рабочий потолок полёта, м: 4,380 / 6,100
- Скороподъёмность, м/с: 13 / 7.73
Ссылки:
- На пути к огромным сделкам: АОИ готовится к закупке десятков боевых самолётов и транспортных вертолётов, walla, 08.03.17.
- Бой за новый самолёт и будущая война в Газе, israeldefense, 30.03.17.
- Сикорский: Израилю нужно 25 тяжёлых транспортных вертолётов для замены «Ясъур», israeldefense, 09.04.17.
- Бой за новый вертолёт ВВС набирает обороты, israeldefense, 04.05.17.
- Бой за новый вертолёт ВВС набирает обороты, nrg, 04.05.17.