oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Categories:

Подразделение авиаконтроля Бааль-Хацор

Я уже писал о севером (ЙАБА-506) и южном (ЙАБА-509) подразделениях воздушного контроля ВВС Израиля. Существует ещё и центральное подразделение, расположенное на горе Бааль-Хацор в Самарии, к северо-востоку от Рамаллы. Данная гора (1,016 м над уровнем моря) – самая высокая среди гор Беньямина и Самарии. Входе в состав горного хребта Рамат Хацор. Назначение этого подразделения – наблюдение за воздушным пространством в центре страны и на восток, в сторону Иордании.



В отличии от 506 и 509, подразделение в Бааль-Хацор не является ЙАБА («Йехидат Бакара Эйзорит» – «Районное подразделение воздушного контроля»). Его статус – Йуд-Гимель («Йехидат Гилуй» – «Подразделение обнаружения»). Как и в ЙАБА, здесь имеются РЛС и системы связи, а также РЭБ, однако нет авиаконтролёров («Бакарим»), оно не имеет территориальной ответственности и играет вспомогательную роль в интересах других ЙАБА.

Недавно (по-видимому в декабре 2018 г.) подразделение отметило 40-летие. Подразделение было создано в январе 1978 г. (первая группа персонала включала всего 20 человек) для покрытия мёртвых зон других подразделений с точки зрения РЛС-поля  радиосвязи. В 1982-1985 гг. подразделение функционировала как полноценная ЙАБА, получив территориальную ответственность от Хадеры на севере и до Гедеры на юге, включая связь с гражданской системой авиаконтроля в районе аэропорта Бен-Гурион. По-видимому данное решение было связано с войной в Ливане и пребыванием частей АОИ на примерно трети территории этой страны.

В 1985 г. (точная дата не названа, но по-видимому после июня 1985 г., когда АОИ закончила вывод войск с территории Ливана, кроме Зоны Безопасности) ВВС решили, что 2 ЙАБА, северной и южной, достаточно и подразделение Бааль-Хацор прекратило функционировать как ЙАБА. С тех пор подразделение функционировало как Йуд-Бет («Йехидат Бакара» – «Подразделение контроля»), т.е играло вспомогательную роль. А в 2002 г. авиаконтролёры были переведены на другие ЙАБА и подразделение стало Йуд-Гимель (согласно facebook – Йуд-Гимель 503). Соответственно понизился и штат командира – до майора (ранее –  подполковник).

Роль подразделения стала куда более технической. Авиаконтролёров во главе смен сменили бригадиры («Ахраи Мишмерет»), основной задачей стало слежение за технической исправностью оборудования (РЛС, связь, электросистема и т.п.). Поэтому практически весь персонал подразделения после 2002 г. – техники различных специальностей, что делает её достаточно уникальной для ВВС. Есть конечно подразделения капитального ремонта («Дерег Далет»), но это – тыловые подразделения, а  Йуд-Гимель всё же оперативное.

Топографическое положение Йуд-Гимель, на самой высокой горе центра страны, делает её чрезвычайно важной. Кроме покрытия центрального направления далеко на восток и просмотр мёртвых зон, она играет роль резерва как для северной, так и для южной ЙАБА, на случай выхода из строя их РЛС.

В прошлом году подразделение прошло проверку боеготовности («Бикорет Кширут вэ-Коненут»). Среди прочего был задан вопрос, а нужно ли вообще это подразделение? Ответ был положительный, как следствие был принят долгосрочный план развития Йуд-Гимель. План включает подключение подразделения к постоянному водопроводу, строительство новых жилых помещений, модернизация топливной и инфраструктуры и электросистемы. Также модернизацию проходят и средства обнаружения подразделения. Модернизированные инфраструктуры призваны обслуживать Йуд-Гимель в следующие 40 лет её существования.

Служба в Йуд-Гимель связана с относительно тяжёлыми погодными условиями зимой. По израильским меркам здесь достаточно холодно, зимой вершина горы нередко покрыта снегом. Поскольку подразделение находится в Самарии, т.е. за зелёной чертой (единственное подобное подразделение ВВС), есть немало проблем в области безопасности. В первые годы существования подразделения обстановка была достаточно спокойна, нередко военнослужащие даже ездили за покупками в Рамаллу. Но это было давно. Уже много лет движение в подразделение строго ограниченно: только в охраняемых колоннах. Ежегодно происходят десятки происшествий в области безопасности: метание камней и бутылок с зажигательной смесью на дорогах, поджог покрышек, фугасы, обстрелы и попытки поджога объектов базы. Весь персонал  базы должен быть предельно бдительным, но особая нагрузка приходится на систему авиауправления («Теуфа»), занимающихся вопросами наземной обороны базы.

Дополнительные сведения:

  • командир и заместитель командира подразделения в званиях майор; возможно последний является и командиром технического отдела;

  • имеется несколько отделов, их командиры также майоры: авиауправления («Гаф Теуфа»), технический («Гаф Техни»), возможно также тылового обеспечения («Гаф Минhаля»);

  • положение подразделения даёт хороший обзор в сторону побережья, поэтому имеются системы, работающие в интересах ВМС.













Ссылки:

  1. Начальник штаба ВВС посетил подразделение обнаружения, сайт ВВС, 30.04.09.

  2. Новый командир подразделения обнаружения, сайт ВВС, 20.08.09.

  3. На горе. Журнал ВВС номер 194, 30.08.10.

  4. Высоко, чувствительно и далеко. Журнал ВВС номер 224, 25.08.15.

  5. На вершине горы: подразделение обнаружения ВВС, сайт ВВС, 09.01.18.

  6. Йуд-Гимель 503, база РЛС ВВС Бааль-Хацор, facebook.

Tags: ВВС - авиауправление
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 6 comments