oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Category:

Ракеты «воздух-воздух» средней дальности Derby, I-Derby и I-Derby ER

03.05.01 компания «Рафаэль» впервые опубликовала факт разработки УР «воздух-воздух» средней дальности «Дерби» (Derby, известна также как Alto). В июне того же года ракета была представлена на авиасалоне в Ле-Бурже (Париж, Франция). Многие источники называют 2001 г. как год создания данной ракеты, однако её разработка был начала ещё в начале 80-х гг. (т.е. «Дерби» создавалась параллельно ракете «воздух-воздух» малой дальности «Питон-4» и имеет много общих с ней элементов) и завершена в 1991 г. («Питон-4» принята на вооружение в ВВС Израиля в апреле 1993 г.). Встречается утверждение, что «Дерби» начала службу в 1998 г., но в Южной Африке R-Darter (см. ниже) поступила на вооружение в 1995 г., а поставка другим известным клиентам началась в 2002 г.



ТТХ «Дерби»:

  • Длина: 362 см

  • Размах оперения: 64 см

  • Диаметр: 16 см

  • Масса: 118 кг (для I-Derby ER называют 115 кг)

  • БЧ: ОФ, 23 кг

  • Взрыватель: неконтактный, лазерный

  • Наведение: командно-инерциальное на среднем участке траектории, активное радиолокационное на конечном

  • Скорость: 4М

  • Допустимая перегрузка: 50g

  • Дальность: 50 км (до 60 по др. источникам; 100 для I-Derby ER)



Ракеты «Дерби» не состоят на вооружении ВВС Израиля (несмотря на появляющиеся на время от времени сообщения на эту тему), но достаточно широко поставляются на экспорт (см. ниже). ВВС Израиля предпочитают покупать в счёт американской военной помощи AMRAAM («Ашуах»): AIM-120B (с 1998 г.) и AIM-120C (примерно с 2003 г.). Дальность стрельбы AMRAAM (версии, имеющиеся у Израиля): 75 км для AIM-120B, 105 км для AIM-120C-5 и 120 км для AIM-120C-7. Кстати, сравнивая «Дерби» с AMRAAM, стоит обратить внимание, что первая модель американской ракеты, AIM-120A, поступившая на вооружение в 1991 г., также имела дальность 50 км.

В 2015 г. на выставке Aero India 2015 (Бангалор, Индия) была продемонстрирована модернизированная версия I-Derby (Improved Derby), и в том же году на авиасалоне в Ле-Бурже была представлена I-Derby ER (Extended Range). И вот 2 дня назад, 02.04.19, сайт ynet сообщил, что в течении последнего года I-Derby ER достигла полной боеготовности. При этом первая поставка ракеты клиентам состоялась ещё в 2017 г. (см. ниже).

«Дерби» построена по схеме «утка» т.е. рулевые поверхности (4) спереди, стабилизаторы малой площади (4) – сзади. Имеются также рули (2) прямоугольной формы, установленные непосредственно за передними дельтовидными рулями. РЛС и электроника системы наведения находится в передней части ракеты, БЧ – в средней, двигатель сзади. Двигатель твердотопливный, одноимпульсный (single-pulse solid rocket motor), двухрежимный ND-10 (такой же, как на «Питон-4»), с 4-х секундным разгонным и 8-и секундным маршевым режимами. За разработку двигателей, БЧ и пиротехники в составе «Рафаэль» отвечает отдел «Манор» («Хативат МАНОР вэ-Технологиёт»), слово МАНОР – сокращение, обозначающее «Маноим вэ-Рашей Крав» (т.е. «Двигатели и боеголовки»).

Возможности ракеты:

  • высокая степень устойчивости к помехам систем РЭБ (ECCM – Electronic counter-countermeasure);

  • возможность захвата цели до пуска (LOBL – lock-on before launch) или после пуска (LOAL – lock-on after launch);

  • возможность поражения цели под любым углом, при любых погодных условиях, на фоне земли;

  • относительно малый вес (например AMRAAM весит 152 кг, Р-77 – 175 кг, впрочем они имеют и большую дальность).



Версия I-Derby имеет программно-определяемую ГСН, что позволяет легко модернизировать её программное обеспечение, без необходимости замены каких-либо физических элементов ракеты. Например, при оптимизации алгоритмов для поражения новых видов целей или для противодействия новым системам РЭБ.

На I-Derby ER использован новый твердотопливный двигатель с 2 импульсами работы (dual-pulse solid rocket motor). Первое включение двигателя разгоняет ракету при запуске, второе происходит вблизи цели. Кроме того, у этого варианта взрыватель встроен в систему наведения, что позволило сократить размеры блока электроники и увеличить длину двигателя без изменения габаритов ракеты и без роста веса (или даже при некотором снижении веса). Имеется канал передачи данных на ракету (data link) для переориентации ракеты после пуска. Используется т.н. Rafael Global Link, но можно и интегрировать системы, предлагаемые клиентами. Кстати, I-Derby ER может использоваться в ЗРК SPYDER, как в варианте малой дальности Spyder-SR, так и средней Spyder-MR, с использованием существующих ТПК варианта Spyder-SR.

Экспорт «Дерби»

Ракета «Дерби» используется в ЗРК SPYDER (см. в отдельной статье) и вместе с ним поставлялась Индии, Сингапуру и Вьетнаму, на очереди Филиппины. Что касается варианта «воздух-воздух» известны следующие поставки (в основном данные SIPRI):

  • Бразилия (200, контракт 2006 г., поставки в 2006-2010 гг., для F-5M – модернизированных F-5E Tiger II);

  • Чили (60, контракт 2001 г., поставки в 2002-2003 гг., для Tigre-3 – модернизированных F-5E Tiger II);

  • Колумбия (40, контракт 2009 г., поставки в 2010 г., для Kfir C.10); см. фото; в октябре 2017 г. было опубликовано, что ВВС Колумбии получили 6 I-Derby ER, а в бюджете 2018 г. запланирована покупка ещё 10 (т.е. всего 16); данные ракеты используются на «Кфир» с РЛС Elta EL/M-2052, на тот момент имелось 6 таких самолётов и в рамках проекта COLOSSEUM планировалась поставка ещё 3;

  • Индия (20, контракт февраля 2005 г. на 25 млн долларов, поставки в 2008-2011 гг., для модернизации Sea Harrier ВМС Индии; плюс 6 учебных ракет); в 2018 г. сообщалось об испытаниях «Дерби» с истребителя HAL LCA Tejas ВМС Индии, ракета объявлена боеготовой с этого самолёта;

  • Эквадор (60, контракт 2003 г.; не подтверждены SIPRI);

  • Южная Африка (не подтверждены SIPRI; для истребителей Atlas Cheetah C; состояла на вооружении в 1995-2008 гг.).


Наиболее интересно наличие «Дерби» в Южной Африке. Речь идёт о ракете Kentron V4 R-Darter, местная разработка при поддержке «Рафаэль», по другой версии Derby и R-Darter создавались «Рафаэль» и Kentron совместно, при этом каждая фирма отвечала за свои элементы ракеты. Однако, израильские источники отрицают это. Согласно им, «Рафаэль» начал разработку самостоятельно, ЮАР была подключена к проекту ради финансирования. За это «Рафаэль» передала Kentron необходимые технологии. Кстати, Эквадор купил в Южной Африке 12 подержанных Cheetah C (получены в 2011-2012 гг.), возможно с ними поставили и R-Darter (впрочем, и это SIPRI не подтверждает). Были и сообщения о экспорте R-Darter в Пакистан, также нет подтверждения. Суд по всему, R-Darter выпускались очень короткое время и в очень небольшом количестве.

Кроме F-5E, «Кфир», Sea Harrier, Tejas, а также Cheetah C, ракета прошла интеграцию с F-16, а при наличии заказчиков может быть легко интегрирована и с другими самолётами, например с Су-30, F-15, Mirage-2000, JAS 39 Gripen или F/A-50.















Ссылки:

  1. Смертельно и точно: смотрите на новую бомбу против караванов оружия, ynet, 02.04.19.

  2. FAC Buys I-DERBY ER Missiles, monch.com, 24.10.17.

  3. Western Air Forces Boost Technologies To Meet New Threats, aviationweek, 19.06.17.

  4. Rafael Unveils an Upgraded I-DERBY Missile at Aero-India 2015, defense-update.com, 20.02.15.

  5. «Рафаэль» продемонстрировала новую ракету на службе ВВС, ynet, 05.04.01.

  6. «Рафаэль» завершила разработку ракеты «воздух-воздух» «Дерби», hayadan, 05.04.01.

  7. «Дерби», статья Википедии.

  8. R-Darter, статья Википедии.

  9. V4 R-Darter.

  10. Derby BVR Air-to-Air Missile, airforce-technology.com.

  11. Derby, weaponsystems.net.

  12. Авиационная ракета Derby (Alto), rbase.new-factoria.ru.

  13. I-Derby на сайте «Рафаэль».

  14. I-Derby ER на сайте «Рафаэль».

  15. I-Derby и I-Derby ER на сайте «Рафаэль», формат pdf.

  16. «Авиационное оружие ВВС Израиля», статья в Веб-архиве, 2002-2004 гг.

  17. База данных SIPRI.

Tags: ВВС - вооружения, Экспорт
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments