oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Categories:

Идёт подготовка к открытию 2-й эскадрильи F-35I «Адир»

Первые F-35I «Адир» прибыли в Израиль 12.12.16, на сегодняшний день ВВС имеют 14 таких самолётов. Все они состоят на вооружении 140-й эскадрильи «Нешер hа-Заhав» («Золотой Орёл»). Всего Израиль заказал 50 F-35I, прибытие всех должно завершиться в 2024 г.



50 истребителей – это две эскадрильи по стандартам ВВС Израиля. Второй эскадрильей этих самолётов должна стать 116-я «Магиней hа-Даром» («Защитники юга»), в прошлом называлась также «hа-Канаф hа-Меуфефет» («Летающее крыло»). Её открытие планируется примерно через год, в 2020 г. Но уже сейчас на базе Неватим действует команда по созданию эскадрильи («Цевет hа-hакама») во главе с подполковником Н. Уже назначен начальник технического отдела эскадрильи («Кцин hа-Техни») – майор Родриго Ростеский.

В начале месяца (т.е. апреля 2019 г.) на базе прошла торжественная церемония открытия первого здания, предназначенного эскадрилье. Здание новое, было заложено чуть менее года назад. Здесь будет размещаться технический отдел эскадрильи («Гаф hа-Техни»), пока же в здании работает вся команда по созданию эскадрильи. В церемонии участвовал начальник штаба ВВС бригадный генерал Томер Бар и командир базы Неватим, бригадный генерал Эяль Гринбойм. На церемонии был показан и вручён персоналу команды новый символ эскадрильи.

Символ эскадрильи аналогичен старому символу 116-й эскадрильи, но есть и изменения:

  • смена цвета (по аналогии с изменениями символа 140-й эскадрильи) – символизирует переворот в задачах эскадрильи;

  • крыло состоит из 5 сегментов, «5-е поколение» истребителей;

  • 8 серых полосок символизируют 8 типов вооружения;

  • серые полоски и точки образуют фразу «116-я эскадрилья» на азбуке Морза.







116-я эскадрилья была создана в 1956 г. на базе Экрон (Тель-Ноф) как эскадрилья истребителей (а по-сути штурмовиков) P-51D «Мустанг». В то время на базе размещалась лётная школа и к эскадрилье были приписаны («hацават Хирум») 14 инструкторов этой школы, а командир школы являлся и  командиром эскадрильи. И лишь 1 лётчик был лётчиком эскадрильи «на полную ставку». В начале 1957 г. эскадрилья получила «Мустанги» и резервистов 105-й эскадрильи, а в 1959 г. – ещё и самолёты T-6 Texan («Харвард») из 140-й эскадрильи, использовавшиеся как учебные и как штурмовики. В период 1959-1961 гг. эскадрилья была единственной эскадрильей боевых самолётов ВВС, эксплуатирующая поршневые самолёты. В 1960 г. «Харвард», а 15.01.61 и «Мустанг» были сняты с вооружения и эскадрилью закрыли.

Уже в октябре 1961 г. эскадрилья была открыта вновь, на базе Хацор, получив «Мистер-4» и лётчиков из 101-й эскадрильи в рамках её перевооружения на «Мираж-3».Через 2 недели эскадрилья вновь перебазировалась в Тель-Ноф. В 1968 г. 116-я была усилена и «Мистер-4» и лётчиками из 109-й эскадрильи, в рамках перехода той на «Скайхок».

В 1971 г. 116-я эскадрилья была перевооружена на «Скайхок» модели А-4Е. Первые самолёты этого типа прибыли в Израиль 18.02.71, 07.03.71 комэск выполнил первый вылет на А-4Е, а 18.03.71 состоялся последний вылет эскадрильи на «Мистер-4». Во время войны 1973 г. эскадрилья получила «Скайхоки» и лётчиков из 140-й эскадрильи – та находилась на начальном этапе формирования и было решено прервать этот процесс на время войны.

После войны (возможно в 1975 г.) эскадрилья получила «Скайхоки» наиболее современной модели, использовавшиеся в Израиле, – A-4N. В октябре 1983 г. 116-я эскадрилья перебазировалась в Неватим став первой лётной эскадрильей этой новой тогда базы. А в 1985 г. стала эскадрильей оперативной тренировки (КААМ – «Курс hа-Имун hа-Мивцаи») лётчиков боевых самолётов.

В 2002 г. оперативная эксплуатация «Скайхок» в эскадрилье была прекращена, данное событие было отмечено групповым полётом 6 четвёрок А-4 на малой высоте над всеми базами ВВС (21.10.02). А в конце года, после завершения очередного курса КААМ, завершилась почти 32-летняя служба «Скайхоков» в эскадрилье, в т.ч. 19 лет в Неватим. Самолёты поднялись в воздух в последний раз и перебазировались в Хацерим, где частично вошли в состав 102-й эскадрильи «Летающий тигр» («hа-Намер hа-Меуфаф»), последней эскадрильи «Скайхоков» ВВС (та эксплуатировала их до 2015 г., когда последние были сняты с вооружения, заменой стали M-346 Master, «Лави» в ВВС Израиля).

В 2003 г. (31.03.03) 116-я эскадрилья получила F-16A/B («Нец»), ранее использовавшиеся в 253-й эскадрилье на базе Рамон, в рамках перехода той на F-16I («Суфа»). Тогда же название эскадрильи было сменено с «hа-Канаф hа-Меуфефет» на «Магиней hа-Даром». Первый боевой вылет эскадрильи на «Нец» состоялся 28.05.03. В августе 2013 г. 116-я получила и «Нец», лётчиков и отдел КААМАМ («Курс hа-Имун hа-Мивцаи hа-Миткадем») из 140-й эскадрильи (та была закрыта в рамках сокращения бюджета, но, как уже было сказано выше, в 2016 г. открыта вновь как первая эскадрилья F-35). Летом 2015 г. эскадрилья была закрыта, это же стало концом оперативного использования «Нец» в ВВС (официально «Нец» сняты с вооружения 26.12.16, последней их эксплуатировала 115-я эскадрилья, «Красная» эскадрилья ВВС).

Эскадрилья активно участвовала в войнах и операциях:

  • 1956 г. – на «Мустангах» – 66 вылетов, в основном штурмовых; 6 самолётов сбиты, 1 лётчик погиб, 1 попал в плен;

  • 1967 г. – на «Мистер-4» – 269 вылетов, 5 самолётов сбиты, 2 лётчика погибли, 1 попал в плен;

  • 1967-1970 гг. – на «Мистер-4», более 1,000 вылетов, 3 самолёта сбиты, погиб 1 лётчик;

  • 1973 г. – на А-4Е – 823 вылета, 5 самолётов сбиты, 2 лётчика погибли (в т.ч. комэск подполковник Эхуд Шелах), 2 попали в плен;

  • 1982 г. – на A-4N  (то же в ходе операций «Дин вэ-Хешбон» 1993 г. и «Энвей Заам» 1996 г.);

  • 2006 г. – на F-16A/B (то же в ходе операций последнего десятилетия в Газе).



Как мы видим, на протяжении всей своей истории 116-я эскадрилья использовала самые старые или одни из самых старых боевых самолётов ВВС, а её задачами были штурмовые, истребительно-бомбардировочные и учебные. С поступлением на вооружение «Адир» эскадрилья выдвинется в ряд передовых эскадрилий ВВС.

Несколько интересных фактов из истории эскадрильи:

  • Эскадрилья имеет одну победу в воздушном бою. 05.06.67, в первый день Шестидневной войны, около 13:00, 4-ка «Мистер-4» эскадрильи атаковала базу Мафрак ВВС Иордании. В ходе воздушного боя над базой самолёт с Б/Н 52, пилотируемый капитаном Марио Шакед, сбил «Хантер». В том же бою другой иорданский «Хантер», пилотируемый пакистанским лётчиком-инструктором Сайфулем Азамом (Saiful Azam), сбил «Мистер-4» того же звена, пилотируемый лейтенантом Хананией Була. Ханания пытался дотянуть подбитый самолёт до израильской территории, был вынужден катапультироваться и был убит на земле иорданскими крестьянами.

  • Во время «Операции Кадеш» 1956 г. «Мустанги» эскадрильи выполнили самую первую операцию в ходе войны: 29.10.56 около 16:00 самолёты (две пары по два P-51D) перерубили в нескольких точках телефонные провода, использовавшиеся для связи частей египетской армии на Синае со штабом в Каире.






Ссылки:

  1. Кто она, вторая эскадрилья для эксплуатации F-35? Сайт ВВС, 10.04.19 (или 25.04.19).

  2. ISRAEL AIR FORCE OPENS SECOND F-35 SQUADRON, jpost, 25.04.19.

  3. ВВС Израиля открыли эскадрилью «Защитники Негева», mignews, 25.04.19.

  4. Вторая эскадрилья «Адир» – это 116-я эскадрилья «Магиней hа-Даром», israeldefense, 30.04.19.

  5. 116-я эскадрилья, статья Википедии.

  6. 116-я эскадрилья, статья на сайте ВВС.

Tags: f-35, ВВС - эскадрильи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments