oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Categories:

Пакистанские лётчики в арабо-израильских войнах

В феврале 2019 г. произошёл очередной всплеск индо-пакистанского конфликта. О теракте 14.02.19 и бомбардировках Индией баз террористов 26.02.19 я уже писал в отдельной статье. А на следующий день, 27.02.17, произошёл крупный воздушный бой, в ходе которого пакистанский истребитель JF-17 сбил индийский МиГ-21УПГ «Копьё» (МиГ-21-93), лётчик Абхинандан Вартхаман катапультировался и был взят в плен, а уже 01.03.19 возвращён в Индию. Нет подтверждений о потерях Пакистана (индусы претендуют на сбитый F-16).



Данное событие подняло интерес к ВВС Пакистана и в частности к подготовке их лётчиков-истребителей. Например в статье «Брать не числом, а уменьем» сказано: Пакистанские летчики всегда отличались очень хорошей подготовкой и отличной репутацией, заработанными в том числе в боях с еврейскими асами в нескольких арабо-израильских войнах. Индийские сухопутные войска и особенно ВМС не раз наносили пакистанцам болезненные или даже катастрофические удары, но в небе ВВС Пакистана никогда, даже в 1971 году, не отдавали инициативу противнику.

Итак, о каком участии пакистанских лётчиков в арабо-израильских войнах идёт речь? В первую очередь это победы Сайфуля Азама (Saiful Azam) в ходе Шестидневной войны 1967 г., о нём речь пойдёт ниже. Кроме этого ряд сообщений связаны с войной Судного дня 1973 г.:

  • встречаются утверждения о тренировках сирийских лётчиков пакистанскими инструкторами перед войной;

  • во время войны Пакистан прислал в Египет и Сирию 16 лётчиков;

  • во время войны Ливия передала Египту эскадрилью «Мираж-5»; часть этих самолётов пилотировались пакистанскими лётчиками.



Нет каких-либо подтверждений победам пакистанских лётчиков в войне 1973 г. или в Войне на истощение 1967-1970 гг. Но победы Сайфуля Азама действительно подтверждены (частично, ибо ряд источников их завышает и искажает).

Сайфуль Азам родился в 1941 г. в Британской Индии, после провозглашения независимости переехал в Восточный Пакистан (с 1971 г. – Бангладеш). В 1958-1960 гг. прошёл обучение в колледже ВВС Пакистана. С 1960 г. – строевой лётчик. В США освоил пилотирование F-86 Sabre. С 1963 г. – лётчик-инструктор. В ходе индо-пакистанской войны 1965 г. летая на «Сейбре», сбил 1 индийский истребитель. В ноябре 1966 г. был направлен инструктором в ВВС Иордании, где находился до 1969 г. В 1971 г., после приобретения Бангшадеш независимости, перешёл в ВВС этой страны и продолжал службу до 1979 г. Соответственно в войне 1973 г. не участвовал.

Итак, война 1967 г. застала Азама в Иордании. Здесь он и одержал 3 победы, все на самолёте «Хантер» (Hawker Hunter):

  • 05.06.67, в ходе налёта 4 «Мистер-4А» 116-й эскадрильи ВВС Израиля на авиабазу Мафрак в Иордании Азам подбил «Мистер-4А», пилотируемый лейтенантом Хананией Була. Ханания пытался дотянуть подбитый самолёт до израильской территории, был вынужден катапультироваться и был убит на земле иорданскими крестьянами. В том же бою другой «Хантер» (ведомый Азама) был сбит «Мистер-4А» Б/Н 52, пилотируемый капитаном Марио Шакед.

  • 07.06.67, во время 3-го налёта израильской авиации (4 «Вотур» под прикрытием 4 «Мираж-3») на авиабазу Н-3 в Ираке, «Хантеры» сбили 2 израильских «Вотур» и 1 «Мираж-3», при этом Азам сбил один «Вотур» и «Мираж-3», второй «Вотур» на счету иракского лётчика (Азам был командиром звена из 4 «Хантеров», 2-й лётчик был иорданец, а 3-й и 4-й – иракцы). Лётчики «Мираж-3» сбили 2 «Хантера» (а всего в 3 налётах, 19 самолёто-вылетов, в воздушных боях были сбиты 4 «Хантер» и 1 МиГ-21, ещё 18 иракских самолётов были уничтожены на земле).



3 победы, а всего 4 (включая индийский самолёт). Однако далее победы Азама начинают приукрашивать (см. 1-ю и 2-ю ссылки ниже): якобы 05.06.67 был бой с «Супер Мистер», а не «Мистер-4» и Азам сбил 2 самолёта; и якобы «позже» (после боя 07.06.67) сбил ещё 2 израильских «Мираж-3», т.е. всего 6 израильских самолётов (7, включая индийский).

Всего Израиль признаёт потерю 25-26 самолётов в воздушных боях, т.е. на долю Азама приходится 12% от этого количества:

  • Война за Независимость 1948-1949 гг.: 1 (возможно) при 18 сбитых;

  • Операция «Кадеш» 1956 г.: 1 при 7 сбитых;

  • Шестидневная война 1967 г.: 12 при 60 сбитых;

  • Война на истощение 1967-1970 гг.: 4 при 11 сбитых;

  • Война Судного дня 1973 г.: 5 при 277 сбитых;

  • Война в Ливане 1982 г.: 0 при 88 сбитых;

  • Между войнами: 3 при 126 сбитых.

  • Итого: 25-26 при 687 сбитых.



P.S. Несколько дополнений по службе пакистанских лётчиков в арабских странах:

  • Малик Нур Хан (Malik Nur Khan) – служил на Ближнем Востоке в 1967-1969 гг., по-видимому в ВВС Иордании. Якобы участвовал в воздушных боях с израильскими самолётами, но заявлений о победах нет.

  • Мервин Мидлекоат (Mervyn Middlecoat) – тренировал пилотов ВВС Иордании в пилотировании F-104 Starfighter в начале 70-х, срочно вернулся в Пакистан после начала войны 1971 г., был сбит и погиб 12.12.71.

  • Фарук Умар (Farooq Umar) – срочно прибыл на Ближний Восток после начала войны 1973 г., участвовал в вылетах для задач ПВО, заявлений о победах нет.

  • Саттар Алви (Sattar Alvi) – срочно прибыл на Ближний Восток после начала войны 1973 г., присоединился к ВВС Сирии. Утверждается, что 26.04.74 (период «Битвы за Хермон», война низкой интенсивности на сирийском фронте, продолжавшаяся до 31.05.74), летая в составе эскадрильи 67A на МиГ-21Ф-13 (серийный номер 1863), сбил в районе Голан израильский «Мираж-3», пилотируемый капитаном М. Люцем (M. Lutz). Я провёл поиск в израильских источниках – никакой информации о потерях в тот день или о лётчике с таким именем. На форуме Фреш этот бой также обсуждался и там сказано: 26.04.74 ни один израильский самолёт сбит не был, лётчик с такой фамилией не известен. Кстати сказать, на сайте skywar.ru такой потери израильского самолёта также не значится.



Ссылки:

  1. Он сбивал израильских асов. Пакистанский «орел» Сайфуль Азам. islam-today.ru, 03.11.14.

  2. Лучший мусульманский ас, history.wikireading.ru.

  3. Соревнование в небе Израиля (арабо-израильские войны 1956, 1967, 1969–1970 гг.), tinlib.ru.

  4. ВОЙНА СУДНОГО ДНЯ (1973), guide-israel.ru.

  5. Авиация в арабо-израильских войнах, modernarmy.ru.

  6. Бой над авиабазой «Мафрак», 05.06.67, сайт «Маркиа Шхаким».

  7. Потеря «Мираж-3» Б/Н 60, 07.06.67, сайт «Маркиа Шхаким».

  8. Операция «Мокед» 1967 г., сайт «Маркиа Шхаким».

  9. FEATS OF COURAGE, paf.gov.pk.

  10. Авиация в локальных конфликтах, skywar.ru.

  11. Обсуждение на Фреш.

Tags: Война 1967 г., Война 1973 г., Потери
Subscribe

  • ПКР Sea Serpent и Sea Breaker – видео

    Я уже писал о ПКР Sea Serpent компании IAI (вариант «Габриэль-5», предложенный ВМС Великобритании) и Sea Breaker компании…

  • Развитие вооружения ВВС

    На сайте ВВС опубликована статья о развитии авиационного оружия ВВС. От обычных бомб свободного падения на самолётах с простейшими прицелами, к тем…

  • Наблюдатель на берегу Суэцкого канала, 1969 г.

    В статье «Бинокли 15х80, 20х120, 25х150 и др.» в основном приведены фото бинокля 15х80, прочие фото достаточно редкие. В серии…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 23 comments

  • ПКР Sea Serpent и Sea Breaker – видео

    Я уже писал о ПКР Sea Serpent компании IAI (вариант «Габриэль-5», предложенный ВМС Великобритании) и Sea Breaker компании…

  • Развитие вооружения ВВС

    На сайте ВВС опубликована статья о развитии авиационного оружия ВВС. От обычных бомб свободного падения на самолётах с простейшими прицелами, к тем…

  • Наблюдатель на берегу Суэцкого канала, 1969 г.

    В статье «Бинокли 15х80, 20х120, 25х150 и др.» в основном приведены фото бинокля 15х80, прочие фото достаточно редкие. В серии…