oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Category:

133-я эскадрилья в воздушных боях 09.06.82

09.06.82 ВВС Израиля разгромили систему ПВО Сирии в Ливане (операция «Арцав-19»). Из 19 сирийских ЗРК 15 были уничтожены. Ещё 6 были уничтожены на следующий день (из 9 имевшихся в Ливане на 10.06.82: 4 оставшихся после «Арцав-19» и 5, переброшенных ночью из Сирии). Пытаясь спасти ситуацию, ВВС Сирии подняли в воздух десятки истребителей МиГ-21 и МиГ-23 на перехват израильских самолётов. Результат был плачевен: в тот день после 14:00 были сбиты 22 сирийских самолёта, без потерь со стороны ВВС Израиля. Был момент, когда в воздухе одновременно находились 150 самолётов обеих сторон. Несколько пилотов сбитых сирийских самолётов были взяты в плен.



12 из числа сбитых 09.06.82 сирийских самолётов – на счету 133-й эскадрильи, эскадрильи «Баз» (F-15 Eagle) ВВС. К тому времени Израиль получил 40 «Баз» (23 F-15A и 2 F-15B в 1976-1978 гг., 9 F-15C и 6 F-15D в 1981-1982 гг.), один из них был потерян в авиакатастрофе 1979 г. (F-15A, 29.09.79, лётчик погиб). 39 самолётов, тем более таких как F-15, многовато для одной эскадрильи. ВВС готовились к открытию второй эскадрильи «Баз», 106-й. Церемония была намечена на 06.06.82, но в тот день началась Первая Ливанская война. Открытие отложили, что внесло определённые трудности в управлении столь большой эскадрильи. И лишь 13.06.82, через два дня после вступления в силу прекращения огня с Сирией (11.06.82), 106-ю эскадрилью наконец-то открыли.

Итак, 09.06.82 эскадрилья сбила 12 самолётов, точнее 10 были сбиты, а 2 врезались в землю или горы в ходе попыток уклонения от израильских самолётов. В ВВС Израиля подобные случаи не засчитывают на личный счёт конкретного лётчика (даже если точно известно, что его действия привели к такой боевой катастрофе), но записывают на коллективный счёт эскадрильи. Потерь у 133-й эскадрильи небыло, но один из самолётов получил повреждение от зенитного огня.

Произошло это так: авиаконтроль направил «Баз» на перехват сирийского вертолёта. При этом самолёт на малой высоте приблизился на дальность 6 миль к ЗРК «Квадрат» (SA-6), уцелевшего в ходе «Арцав-19». «Баз» был повреждён в районе Риак (Riyaq или Rayak), но смог совершить вынужденную посадку на авиабазе Рамат-Давид («Канаф-1»). Кстати, в официальном разборе полётов указано, что он был повреждён ракетой «Зерет», т.е. ПЗРК «Стрела-2».

Разбор полётов, проведенный в эскадрилье 09.06.82, содержит также следующую информацию:

  • за день было выполнено 54 самолёто-вылета, в т.ч. 52 для задач воздушного патрулирования;

  • расход оружия: выпущено 5 «Шальhевет» (AIM-7F Sparrow), 10 «Хух» («Питон-3»), 2 «Гарбон» (по-видимому AIM-9G Sidewinder, официальное название в ВВС «Гоблен»), сброшено 20 ПТБ;

  • экстренный сброс оружия (по-видимому с повреждёного самолёта, как описано выше): 4 «Шальhевет» и 1 «Гарбон»;

  • поломки оружия: 1 «Шальhевет» взорвалась сразу после запуска; 1 «Хух» не запустился при нажатии кнопки, а затем самопроизвольно запустился через 1 минуту;

  • выводы: смешанные звенья – несколько сложно (по-видимому речь идёт о взаимодействии с F-16); использование систем  «свой-чужой» самолётами ВВС очень помогает и экономит бесполезные перехваты; район Риак всё ещё прикрыт ПВО противника;

  • и в завершении: салютуем участникам уничтожения ЗРК.



Кроме того, эскадрилья жаловалась на работу наземного контроля на частоте эскадрильи, что создавало шум и помехи; на плохую координацию с вышкой управления авиабазы (133-я эскадрилья базируется в Тель-Ноф с момента создания).

P.S. В отчёте нет данных о F-15, повреждённом в воздушном бою в тот же день. Вот как это описано в статье «Потери ВВС Израиля в Ливане»: 09.06.82 – в ходе воздушного боя над Ливаном капитан Ронен Шапира на самолёте F-15 сбил МиГ-21, но сам был поражён ракетой «воздух-воздух» Р-60 в сопло правого двигателя. Поражённый двигатель отказал сразу, но левый, хотя и он был повреждён, продолжал работать. К тому же самолёт загорелся. В ходе 20-минутного полёта лётчик смог дотянуть F-15 до Израиля и сел в Рамат-Давид. На земле выяснилось, что в сопле правого двигателя образовалась дыра площадью в 1 квадратный метр, а вертикальный и горизонтальный стабилизатор имеют около 400 осколочных пробоин. Самолёт был отремонтирован и вернулся в строй через 2 месяца. Кстати, для Ронен тот вылет был уже третьим за день. В первом вылете он сбил двумя ракетами МиГ-23, а во втором два МиГ-21, пытаясь уйти от его преследования, врезались в гору («Журнал ВВС Израиля», №166, октябрь 1988 г., стр. 16-18; «Крылья войны, крылья мира», стр. 362; «Противоперегрузочный костюм», стр. 289-296; «50 лет превосходства в воздухе», стр. 210).





Ссылки:

  1. Проблемы и победа: когда УАБ гуляла без управления в небе Ливана, maco, 07.06.19.

  2. Потери ВВС Израиля в Ливане, статья в Веб-Архиве.

  3. Авиационное оружие ВВС Израиля, статья в Веб-Архиве.

  4. Названия оружия «воздух-воздух» в ВВС Израиля, обсуждение на Фреш.

  5. «Арцав-19», обсуждение на Фреш.

Tags: ВВС - вооружения, ВВС - эскадрильи, Война 1982 г.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments