oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Categories:

ВВС ищут замену для Boeing 707

120-я эскадрилья ВВС Израиля «Великаны пустыни» («Анакей hа-Мидбар»), в прошлом называвшаяся «Международная эскадрилья» («Таесет hа-Бейнлеумит»), эксплуатирует самые большие самолёты ВВС – транспортные Boeing 707 («Реем»). О истории эскадрильи – в приложении 1.

Хотя на сайте и в журнале ВВС для Boeing 707 используется только название «Реем», в различных источниках упоминается наличие нескольких названий для разных версий самолёта: «Реем» для транспортных и пассажирских (включая VIP), «Барбур» для самолёта «электронных» версий (РЭР и РЭБ), «Сакнаи» для заправщика, «Хасида» для воздушного командного пункта. По другой версии, «Барбур» – версия РЭР, «Хасида» – версия РЭБ. Используются также обозначения, аналогичные обозначениям ВС США, но с номером  «707», что подчёркивает гражданское происхождение самолётов, в отличии от специальных военных версий: С-707 «Реем», RC-707 «Барбур», KC-707 «Сакнаи», EC-707 «Хасида». И снова, в официальных израильских источниках такие обозначения не встречаются.


На протяжении 44 лет службы (с 1973 г.) «Реем» выполняли следующие задачи:

  • Перевозка пассажиров и грузов; стоит отметить, что Boeing 707-120 способен перевозить 179 пассажиров (в одном классе), Boeing 707-320B – 202 пассажиров; например, «Реем» доставляли израильские спасательные делегации и гуманитарную помощь для помощи пострадавшим в землетрясениях и других катастрофах в Мексике (1985 г.), Армении (1988 г.), Турции (1991 г.), Кении (2006 г.), Японии (авария на АЭС Фукусима-1, 2011 г.), Непале (2015 г.), доставка репатриантов из Эфиопии (операция «Шломо», 1991 г.), помощь пострадавшим от геноцида (Руанда, 1994 г., Босния, 1995 г.), терактах (Аргентина, 1994 г., Кения, 2002 г.);

  • Эвакуация раненных, например с Синая во время войны Судного дня 1973 г.;

  • Воздушный командный пункт, например во время операции «Йонатан» (Энтебе) 1976 г. и операции «Регель Эц» (Тунис) 1985 г.;

  • Мобильный госпиталь, опять же во время операции «Йонатан»;

  • Задачи электронной разведки, РЭБ и ретрансляции;

  • Самолёт VIP для полётов премьер-министра и президента Израиля (с 1978 г.);

  • Дозаправка в воздухе (с 1983 г.), самая известная операция – «Регель Эц» (она же – первое боевое применение системы дозаправки); дозаправка в воздухе широко используется ВВС при перегонке самолётов на учения за границу, в Европу с США.


В 2005 г. в Израиль стали прибывать Gulfstream V (G-500) модифицированные в самолёты электронной разведки («Нахшон Шавит»). Спутниковая связь сделала ненужной ретрансляцию на больших дальностях. Таким образом Boeing 707 в варианте «Барбур» были сняты с вооружения.

Основной задачей Boeing 707 осталась дозаправка в воздухе. Стоит отметить, что собственная система дозаправки в воздухе была разработана IAI («Израильская Авиационная Промышленность») после отказа США продать Израилю KC-135. Первый вылет летающего танкера разработки IAI на базе Boeing 707 состоялся 13.08.80, а в апреле 1983 г. система поступила на вооружение.

IAI создало для Boeing 707 несколько систем дозаправки: с заправочной штангой (за его разработку специалисты IAI получили «Премию безопасности Израиля»), с двумя системами «шланг-конус» и вариант, сочетающий обе системы. Кроме ВВС Израиля, IAI поставляло заправщики на базе Boeing 707 и на экспорт: так, в 1986 г. в ЮАР были поставлены два заправщика (а также два самолёта электронной разведки), в 1991 г. один заправщик был поставлен в Колумбию и два – в Венесуэлу, в 1991-1992 гг. 4 – в Австралию, в 1996 г. два – в Чили.

На сегоняшний день возраст самых «молодых» Boeing 707 приближается к 40 годам и необходимо найти замену. Рассматривалось 3 варианта заправщиков:

  • В 2018 г. на вооружение ВВС США должны начать поступать заправщики Boeing KC-46 Pegasus (созданные на базе Boeing 767), призванные заменить Boeing KC-135 Stratotanker (созданные на базе Boeing 707); предлагалось купить в США KC-135 после капитального ремонта; однако, KC-135 производились в 1955-1965 гг., т.е. более 50 лет назад; таким образом служба KC-135 в Израиле вряд ли превысила бы 10-15 лет;

  • Закупка подержанных гражданских Boeing 767 и их модификация в заправщики в Израиле, на заводе IAI; IAI уже имеет опыт подобной модернизации: в 2010 г. ВВС Колумбии был передан Boeing 767 MMTT (Multi Mission Tanker Transport), созданный на базе гражданского Boeing 767-200ER и сочетающий возможности заправщика, транспортника и самолёта VIP; а в 2013 г. аналогичный заказ поступил от ВВС Бразилии: два KC-X2 (на базе Boeing 767-300ER) для замены 4 имеющихся KC-135; впрочем, по данным Janes от 05.12.16 данный проект был заморожен из-за финансовых трудностей Бразилии;

  • Покупка оригинальных KC-46; вариант самый дорогой, но гарантирует службу заправщиков в Израиле в ближайшие 40-50 лет.


По-видимому решение будет принято довольно скоро. 04.04.17 на сайте ВВС было опубликовано, что в 120-й эскадрилье прошёл семинар по обсуждению будущего эскадрильи. Из статьи ясно, что изменения начнутся в ближайшее время и затронут не только абсорбцию новых самолётов, но и изменения в задачах и структуре эскадрильи.

Ещё один вопрос, по-видимому связанный с эскадрильей, – закупка нового самолёта VIP. В прошлом в этом варианте использовали самолёты 006 и 118 (см. приложение 3). В ВВС Израиля самолёт VIP был обычным транспортно-пассажирским самолётом, при получении запроса на полёт президента или главы правительства его быстро дооборудовали всем необходимым.

В 2003 г. (газета «Бамахане hа-Шавуа», 01.08.03, стр. 3) было опубликовано, что первый вылет в качестве самолёта VIP осуществил самолёт Б/Н 272. Тогда он доставил премьер-министра Ариэля Шарона и сопровождающих лиц в США. Сообщалось, что самолёт имеет зал заседаний, спальню с кроватью для премьера, питание – стандартное для пассажиров первого класса авиакомпании «Эль-Аль».

Однако  с тех пор и Б/Н 272 был переоборудован в заправщик. Далее для VIP-полётов брались в аренду гражданские самолёты, что обходилось достаточно дорого. К тому же израильская Общая служба безопасности (ШАБАК), отвечающая среди прочего за охрану высшего руководства страны, указывала на проблемы безопасности при использовании арендованных самолётов.

Специальная комиссия во главе с бывшим госконтролёром и судьёй Высшего суда справедливости (БАГАЦ) Элиэзера Гольдберга, созданная в 2013 г., проверяла вопрос, какая альтернатива лучше и дешевле, в конце-концов было рекомендовано купить новый самолёт VIP. В мае 2014 г. рекомендация была принята правительством, а в ноябре 2015 г. на покупку и модернизацию самолёта (включая установку систем самозащиты, управления и контроля, спутниковой связи и т.п.) было выделено 400 млн шекелей, позже стоимость удалось сократить до 360 млн. 03.08.16 самолёт прибыл в Израиль и затем начал модернизацию. 26.12.16 было опубликовано, что финансовая комиссия Кнессета утвердила бюджет в размере 182.8 млн шекелей на закупку этого самолёта, первый платёж из указанных 360 млн. Стоимость содержания оценивалась в 30 млн шекелей в год. Тип самолёта не указывался, сообщалось лишь что его возраст – 20 лет, т.е. это не может быть Boeing 707. В отличие от прошлых самолётов VIP, новый самолёт не будет использоваться для других целей.

Приложение 1. Краткая история 120-й эскадрильи.

120-я эскадрилья была создана 15.05.63 как отдел («Гаф Тиса») в составе 103-й эскадрильи и лишь через год, 01.07.64, стала самостоятельной. Название «Международная эскадрилья» связано с тем, что одной из задач 120-й эскадрильи были полёты за границу, в тот период – главным образом в Африку. Эскадрилья действовала с авиабазы Лод и в тот период эксплуатировала тяжёлые транспортные самолёты Boeing 377 Stratocruiser («Анак»), а также Douglas DC-3 (C-47 Skytrain, «Дакота»). 01.06.71 в ВВС была создана 122-я эскадрилья и DC-3 были переведены в её состав. В 1971-1973 гг. использовались также два Lockheed C-130 Hercules, 14.10.73 они были переданы в состав новой 131-й эскадрильи.

Во время войны 1973 г. ВВС мобилизовали 2 гражданских самолёта Boeing 707, находившиеся на завершающем этапе ремонта на заводе IAI. 04.11.73 Boeing 707 были официально приняты на вооружение ВВС. В 1978 г. Boeing 377 были сняты с вооружения, тем не менее, долгие годы Boeing 707 не был единственным самолётом эскадрильи: с конца 70-х и до начала 2017 г. в составе эскадрильи действовал «Отдел морского патрулирования» («Гаф Сиюр Ям»), на вооружении которого находились IAI-1124N Sea Scan («Шахаф») – подробнее об этом в статье «Самолёты IAI-1124N Sea Scan («Шахаф») покидают ряды ВВС Израиля».

25.08.08 120-я эскадрилья, вместе с другими эскадрильями тяжёлой транспортной авиации ВВС, перебазировалась из Лод в Неватим, а в феврале 2010 г. сменила название с «Международной» на «Великаны пустыни».

Кроме обычных в эскадрильях ВВС лётного отдела («Гаф Тиса») и технического отдела («Гаф Техни») в составе 120-й эскадрильи имеется отдел бортинженеров («Гаф Мехонаним»), последние являются и операторами дозаправки. Возможно есть также отдел штурманов («Гаф Наватим»). Технический отдел эскадрильи укомплектован не военными, а специалистами IAI.

При вылетах на дозаправку экипаж включает 5 человек: командир, второй пилот, штурман, бортинженер и второй бортинженер, имеющий квалификацию выполнять дозаправку. Название последнего – «бумер» (Boomer), от Boom – заправочная штанга на английском. В отличии от остального экипажа, находящегося в кабине, рабочее место «бумер» - в хвосте самолёта, вблизи от заправочной штанги.

Приложение 2. Покупка и нумерация Boeing 707 ВВС.

С 1971 г. совет директоров IAI принял решение расширить деятельность завода «Бедек Матосим» в области гражданской авиации. IAI закупала 13 подержанных Boeing 707-124 из избытков авиакомпании TWA с целью ремонта и последующей перепродажи. Во время нахождения в Израиле самолёты обычно получали регистрационный номер серии 4X-BYх (4X-BYA, 4X-BYW и т.п.), данная серия зарезервирована за IAI для самолётов, проходящих лётные испытания после ремонта или модернизации. До войны Судного дня IAI успела отремонтировать и продать 7 самолётов, ещё 2 находились на завершающем этапе ремонта.

С началом войны ВВС мобилизовали 2 самолёта, получившие Б/Н 006 и Б/Н 009. Кроме того, ещё два самолёта были взяты у IAI во временную аренду, в декабре 1973 г. их вернули IAI. Во время войны самолёты использовались для перевозки солдат и снабжения на Синай и на аэродром Фаид на западном берегу канала. Назад Boeing 707 эвакуировали раненных и забирали солдат в отпуска. Кроме бортового номера ВВС, Boeing 707 получали гражданский регистрационный номер серии 4X-JYх (4X-JYC, 4X-JYA и др.).

В 1974 г. МО купило у IAI для ВВС ещё 3 самолёта, получившие номера 001, 005 и 008. В 1975 г. из разных источников были куплено ещё 3. Таким образом, число Boeing 707 в ВВС достигло 8. Все они относились к серии Boeing 707-120, имели турбореактивные двигатели Pratt & Whitney JT3C, дальность полёта и полезная нагрузка этих самолётов были ограничены. К тому же, все они были сильно изношены, имея десятки тысяч часов налёта.

С конца 70-х гг. МО закупало для ВВС более новые Boeing 707, среди прочего из избытков авиакомпаний Air France и Sabena. Самолёты проходили ремонт на IAI и модификацию в различные варианты (транспортный, заправщик, электронной разведки, VIP). Новые самолёты в основном относились к серии Boeing 707-320, имели турбовентиляторные двигатели Pratt & Whitney JT3D или получили их в дальнейшем в процессе модернизации (т.е. стандарт Boeing 707-320В). Параллельно старые самолёты снимались с вооружения. В приложении 3 указана история 11 Boeing 707, уже снятых с вооружения. За годы службы в ВВС Boeing 707 не имели боевых потерь или потерь в авариях или катастрофах.

Бортовые номера относились к сериям 0ХХ, 1ХХ и 2ХХ. По-видимому 0ХХ – самолёты постройки 50-х гг., 1ХХ – начала 60-х и 2ХХ – конца 60-х и далее (гражданская версия Boeing 707 находилась в производстве с 1957 по 1979 гг., военные версии – до 1992 г., впрочем насколько это известно, Израиль покупал только гражданские Boeing 707).

Известны следующие номера (по приложениям 2 и 3 и фотографиям в сети):

  • 001, 005, 006, 007, 008, 009;

  • 116, 117, 118, 120, 128, 137;

  • 242, 248, 250, 258, 260, 264, 272, 275, 290, 295.


На фотографиях последних лет видны заправщики 248, 250, 260, 264, 272, 275, 290, 295 (272-й в прошлом был самолётом VIP).

В одном из авиационных журналов (Flight International или Aviation Week & Space Technology, не помню) примерно в 2012 г. была опубликована таблица службы Boeing 707 в ВВС Израиля. Согласно её, через руки ВВС прошли 44 Boeing 707:

  • 9 Boeing 707-120, сняты с вооружения;

  • 2 Boeing 707-120(F), сняты с вооружения;

  • 11 Boeing 707-320(A), 8 сняты с вооружения, 3 в нерабочем состоянии;

  • 7 Boeing 707-320B, 3 сняты с вооружения, 2 в нерабочем состоянии, 2 на вооружении, средний возраст последних составляет 45.4 года;

  • 15 Boeing 707-320C, 5 сняты с вооружения, 1 в нерабочем состоянии, 9 на вооружении, средний возраст последних составляет 39 лет.


Согласно Базе Данных SIPRI известны следующий контракты на поставку подержанных Boeing 707 в Израиль:

  • 5 из США примерно в 1973 г., поставки в 1975 г.; модель Boeing 707-131, для модификации в заправщики;

  • 7 из США в 1976 г., поставки в 1977-1979 гг.; включая для модификации в самолёты РЭБ;

  • 1 из США примерно в 1982 г., поставка в 1983 г.; модифицирован в Израиле в самолёт РЭБ или электронной разведки;

  • 1 из Аруба в 1996 г. для модификации в транспортный или заправщик;

  • 1 из США в 2000 г., поставка в 2001 г.; модифицирован в Израиле в заправщик;

  • 1 из США в 2010 г., поставка в 2011 г.; модифицирован в Израиле в заправщик.


Таким образом, указана поставка 16 самолётов, т.е. менее половины от указанных выше 42. Возможно имеются в виду прямые покупки для ВВС, без посредничества IAI.

По данным Википедии, в настоящее время ВВС имеют до 3 Boeing 707 в транспортном варианте и 7-9 в варианте заправщика. Впрочем, в настоящее время ВВС Израиля используют универсальные самолёты, т.е. заправщики, при необходимости используемые и как пассажирские и транспортные. Так например, делегация АОИ, прибывшая в Польшу 23.04.17 для участия в «Марше Жизни», была доставлена Б/Н 972 (сайт АОИ, 23.04.17 ), а в Непал в 2015 г. летал Б/Н 295 (сайт ВВС, 29.04.15).

Приложение 3. Судьба снятых с вооружения Boeing 707.

Б/Н 005 (4X-JYC) – Boeing 707-131 1959 г. постройки, первоначально летал в компании TWA. Куплен IAI 19.12.71. Прибыл в Израиль 22.12.71. Позже летал в Таиланде, в октябре 1973 г. вернулся в Израиль. Должен был быть сдан в аренду бельгийской авиакомпании, но 14.10.73 под номером 4X-ACU был сдан в аренду на неделю «Эль-Аль», а 22.10.73 мобилизован ВВС. Вернут IAI в декабре. 14.12.73 продан в Бельгию, летал до 24.07.76. 29.10.76 вновь куплен IAI (на запчасти), на тот момент самолёт имел 42,035 лётных часов. Однако самолёт не был разобран, был переоборудован в заправщик с установкой на него систем, снятых со «Стратокраузер». Поступил на вооружение ВВС в 1978 г.  под номером 005 и гражданским номером 4X-JYC. Точная дата снятия с вооружения не известна. В июне 1999 г. был замечен в США, разобранный на металлолом.

Б/Н 006 (4X-JYA) – Boeing 707-124 1959 г. постройки, первоначально летал в компаниях Braniff International Airways, Continental Airlines и TWA. Куплен IAI, прибыл в Израиль 11.11.71. В 1972 г. получил номер 4X-JAA. В конце войны 1973 г. поступил на вооружение ВВС под номером 006 и гражданским номером 4X-JYA (на определённом периоде также 4X-BYA), став первым Boeing 707 на вооружении 120-й эскадрильи. Использовался как пассажирский и VIP, снят с вооружения в сентябре 1983 г. Находился на хранении в Лоде по крайней мере до мая 1988 г. Затем перевезен на базу Сиркин, использовался для тренировки спецназа по освобождению захваченных террористами самолётов. Позже продан на металлолом.

Б/Н 009 (4X-JYB) – Boeing 707-124 1959 г. постройки, первоначально летал в компаниях Continental Airlines и TWA. Куплен IAI 14.11.71, в Израиле в 1972 г. получил номер 4X-JYB. В конце войны 1973 г. поступил на вооружение ВВС под номером 009 с сохранением гражданского номера 4X-JYB. Использовался как пассажирский и транспортный, в 1978 г. снят с вооружения и возвращён IAI. В июле 1978 г. продан в США. Летал до сентября 1982 г., пока не был повреждён в аварии при посадке. Всего налетал 47,255 часов. В январе 1990 г. вновь куплен IAI на запчасти, разобран и доставлен в Израиль.

Б/Н 116 (4X-JYW) – Boeing 707-328 1960 г. постройки, первоначально летал в компании Air France. В июне 1978 г. куплен IAI, получил номер 4X-BYW. После ремонта передан ВВС, получив номер 116 и гражданский номер 4X-JYW. Снят с вооружения в 1996 г. Перевезен в музей ВВС, получив там номер 103.

Б/Н 117 (4X-JYX) – Boeing 707-328 1960 г. постройки, первоначально летал в компании Air France. В июне 1978 г. куплен IAI, получил номер 4X-BYX. После ремонта поступил на вооружение ВВС. В 1980 г. прошёл на IAI модификацию в конфигурацию VIP, получил номер 117 и гражданский номер 4X-JYX. Снят с вооружения в 90-е гг., использовался в Лод для тренировки спецназа по освобождению захваченных террористами самолётов. На 2012 г. всё ещё стоял в Лоде.

Б/Н 118 (4X-JYK) – Boeing 707-328 1962 г. постройки, первоначально летал в компании Air France.  В июне 1978 г. куплен IAI, получил номер 4X-BYK. 09.08.78 поступил на вооружение ВВС, получив номер 118 и гражданский номер 4X-JYK. Использовался как пассажирский и транспортный, а также для полётов президента и премьер-министра Израиля за границу. Например, в марте 1979 г. именно на  нём Менахем Бегин прибыл в США для подписания мирного договора с Египтом в Кемп-Девиде. В апреле 1979 г. на нём Менахем Бегин летал с первым официальным визитом в Каир. В октябре 1980 г. президент Ицхак Навон с супругой также летал на нём с визитом в Каир. В 1992 г. снят с вооружения, но в 1993 г. вновь вернулся на службу. Через короткое время вновь снят с вооружения, стоял в Лод как источник запчастей. Затем продан предпринимателю, который намеревался открыть в нём ресторан в мошаве Элифелет. Затем перепродан палестинскому  предпринимателю и установлен в парке развлечений в Шхеме (Наблус), где и находится по сей день.

Б/Н 120 (4X-JYP) – Boeing 707-328B 1960 г. постройки, первоначально летал в компании Air France. В 1980 г. куплен IAI, модифицирован в вариант электронной разведки, поступил на вооружение ВВС. Год снятия с вооружения неизвестен, находился в Лоде как источник запчастей. Разобран на металлолом.

Б/Н 128 (4X-JYL) – Boeing 707-329 1962 г. постройки, первоначально летал в компании Sabena. 20.01.77 куплен IAI, на тот момент самолёт имел 48,695 лётных часов. Получил номер 4X-BYL, в 1978 г. модифицирован в вариант электронной разведки, поступил на вооружение ВВС под номером 128 гражданским номером 4X-JYL. Год снятия с вооружения неизвестен, к концу службы имел 55,439:54 лётных часов. Разобран на металлолом.

Б/Н 137 (4X-JYM) – Boeing 707-329 1963 г. постройки, первоначально летал в компании Sabena. Именно этот самолёт был захвачен террористами «Чёрного сентября» 08.05.72, во время рейса Брюсель-Вена-Тель-Авив, посажен в Лоде. Спецназ ГШ («Саерет МАТКАЛь») во главе с подполковником Эхудом Бараком провела операцию по освобождению заложников. В операции участвовал и капитан Биньямин Нетаньяху, нынешний премьер-министр Израиля. Самолёт был отремонтирован IAI и вернулся Sabena. 25.02.77 куплен IAI, на тот момент самолёт имел 46,009  лётных часов. Получил номер 4X-BYM. В 1977 г. сдан в аренду авиакомпании «Эль-Аль», в 1978 г. возвращён IAI. В том же году был сдан в аренду ВВС (по-видимому для испытаний систем кондиционирования воздуха), потом продан ВВС. Получил номер 137 и гражданский номер 4X-JYM. К июню 1980 г. самолёт имел 46,828 лётных часов. В 1981 г. поставлен на прикол в Лоде, но в 1982 г. вернулся в строй. Вновь поставлен на прикол в 1991 г. и вновь вернулся в строй в 1993 г. Окончательно снят с вооружения 14.07.06. Планировалась его сдача на металлолом, первоначально общественности удалось убедить отправить самолёт в музей ВВС как памятник операции 1972 г. Однако самолёт продолжал оставаться в Лоде, его состояние ухудшалось и в конце-концов он был разобран на металлолом. Судя по фотографиям, самолёт был в варианте электронной разведки.

Б/Н 242 (4X-JYQ) – Boeing 707-344C 1969 г. постройки, первоначально летал в компании SAA. 15.10.82 куплен IAI, получил номер 4X-BYQ. 10.11.82 сдан в аренду ВВС как пассажирский, получил номер 242 и гражданский номер 4X-JYQ. На июнь 1984 г. имел 29,554 лётных часов. 20.05.85 этот самолёт перевёз в Женеву террористов, освобождённых в рамках «Сделки с Джебрилем». Позже модифицирован в вариант электронной разведки. На сентябрь 1997 г. имел 34,412 лётных часов. В конце 90-х послан на ремонт в США на завод компании Boeing, ремонт длился 3 года. Вскоре после возвращения самолёт был снят с вооружения и стал источником запчастей. Предлагался на продажу, но покупателя не нашлось и 20.05.08 самолёт был разобран в Лоде на металлолом.

Б/Н 258 (4X-JYC) – Boeing 707-328B 1967 г. постройки, первоначально летал в компаниях Air France, TEA и др. На сентябрь 1984 г. имел 45,676 лётных часов. В ноябре 1984 г. использовался в рамках операции «Моше» по репатриации эфиопских евреев через Судан, летал на линии Хартум – Тель-Авив. В январе 1985 г. вернулся в Бельгию. В декабре 1985 г. на 1 месяц брался в аренду компанией «Эль-Аль». 26.07.89 куплен IAI, получил номер 4X-BYC. Сдавался в аренду в США, в 1991 г. вернулся в Израиль. Был модифицирован в самолёт-ретранслятор, поступил на вооружение ВВС под номером 258 и гражданским номером 4X-JYC. На сентябрь 1997 г. самолёт имел 54,281 лётных часов, а на декабрь 1999 г. - 54,979, а также 21,007 посадок. Был самолётом «Реем» ВВС с наибольшим количеством лётных часов. После проверок C8 и проверок на трещины, в самолёте были обнаружены трещины в креплениях крыльев к фюзеляжу. 19.02.99 самолёт был снят с вооружения. Некоторое время он числился в резерве, потом – как источник запчастей, далее самолёт был разобран в Лоде на металлолом.

Приложение 4: новости «Реем» последних лет.

В 2006 г. журнал ВВС сообщал, что в последнее десятилетие ВВС вкладывают значительные средства в развитие парка заправщиков «Реем». Количество заправщиков «Реем» в ВВС удвоилось и ВВС начинают программу модернизации с целью продлить жизнь самолётов до 2030 г.

11.04.09 на сайте АОИ было опубликовано, что ВВС занимаются модернизацией «Реем». Система дозаправки израильского производства разработки 70-х гг. меняется на новейшую американскую систему Boom KC (такую же, как на самолётах KC-135). Кроме того, были модернизированы компьютеры, системы связи и контроля самолёта (в т.ч. установка global air traffic management system), а также оборудование кабины пилотов (установка т.н. Honywell cockpit, включающей 6 многофункциональных дисплеев). Модернизация первого самолёта (прототипа проекта) должна была завершиться в мае 2009 г. Его оперативное использование должно было начаться летом того же года и в случае положительных результатов испытаний в дальнейшем подобную модернизацию должны были пройти и другие «Реем». Данная модернизация должна была продлить службу самолёта на 20 лет.

22.07.09 на сайте Flight Global было опубликовано, что вскоре ВВС получат ещё один заправщик, самолёт проходит модернизацию на заводе IAI.

11.01.10 на сайте Aviation Week указывалось, что ВВС имеют 8 заправщиков «Реем».

27.07.12 во время ночной дозаправки F-16I («Суфа») от «Реем» произошла авария: пилот «Суфа» слишком поздно увидел заправочную штангу «Реем» и столкнулся с ней. Штанга сломалась. «Суфа» получил лёгкие повреждения, «Реем» (кроме сломанной штанги) не пострадал. Оба самолёта успешно сели на своих аэродромах.

27.11.13 на сайте ВВС была опубликована статья о учениях по дозаправке в воздухе самолётов «Карнаф» (С-130 Hercules). «Карнаф» имеет вариант заправщика (KC-130) и дозаправляет в воздухе вертолёты «Ясур» (CH-53D). При этом сами «Карнаф» дозаправляются от «Реем».

09.02.14 на сайте ВВС было опубликовано, что в начале 2000-х гг. произошла серьёзная авария во время дозаправки «Курнас» (F-4E Phantom, в данном случае F-4E-2000 или RF-4E) от «Реем». Подробностей нет, но потерь самолётов не было. После этого случая была улучшена подготовка лётчиков боевых самолётов к проведению дозаправки. Был добавлен этап наземной теоретической подготовки: лётчики прибывают в 120-ю эскадрилью, изучают «Реем» и конструкцию системы дозаправки, проводят встречи с командами  «Реем», проходят инструктаж. Затем проводятся 3 дневные дозаправки, после чего – ночные дозаправки.

18.02.14 на сайте ВВС было опубликовано, что на этой неделе в Неватим открылся учебный центр для самолётов тяжёлой транспортной авиации: «Реем» (Boeing 707), «Шимшон» (C-130J), «Карнаф» (C-130E/H) и «Нахшон» (Gulfstream G-500/G-550). В рамках Центра находится отдел ХУПА («Гаф Хупа» – «Гаф Хекер вэ-Питуах hадраха»), отвечающий за разработку учебных материалов, в частности создания специальной мультимедиа. Летом 2014 г. Центр должен был завершить подготовку рабочих планов и начать текущие инструктажи авиаперсонала. Планы на будущее – создание в Неватим Эскадрильи симуляторов (тренажёров) транспортных самолётов, частью которого станет Центр. Эскадрилья должна будет включать симуляторы «Шимшон», модернизированного «Карнаф» и, возможно, симулятор дозаправки в воздухе самолёта «Реем». На 2014 г. ВВС не имели симуляторов тяжёлой транспортной авиации, лётчики выезжали тренироваться на симуляторах за границу. Например операторы дозаправки в воздухе тренировались на симуляторе КС-10 в США, но система заправщика КС-10 довольно сильно отличается от системы, используемой в Израиле (отмечу, что на 2017 г. симуляторов тяжёлой транспортной авиации в Израиле всё ещё нет).

12.01.15 на сайте ВВС было опубликовано, что сегодня один из «Реем» ВВС вылетел на техническое обслуживание в США. Речь идёт о сложной проверке, длящейся несколько месяцев. Каждый «Реем» ВВС проходит её раз в 2 года. Обычно техобслуживанием «Реем» занимается IAI, но иногда самолёты направляются и за границу. В статье сказано, что самый старый всё ещё летающий «Реем» ВВС был выпущен в 1958 г.

01.06.15 на сайте ВВС было опубликовано, что после анализа аварии во время дозаправки 2012 г. (см. выше) было решено модифицировать систему освещения конца заправочной штанги. Она стала автономной (на батареях) и более сильной, впрочем в любом случае она скрыта от постороннего взгляда и не демаскирует самолёт на расстоянии. Использование новой системы должно было начаться летом 2015 г.

11.05.17 было опубликовано, что ВВС АОИ купили у Бразилии за 0.41 млн долларов списанный 10 лет назад Boeing-707, для разбора на запчасти. Также сообщается, что самый молодой «Реем» ВВС уже отметил своё 35-летие, а самый старый приближается к 60-летию.


















Ссылки:

  1. Дани Шалом «Самолёты ВВС. От ‘Тайгер Мот’ до ‘Суфа’» («Матосей Хейль hа-Авир. Ми-hа-Тайгер Мот ад hа-Суфа»), стр. 60, 98, 100.

  2. Взгляд в будущее: обновление эскадрильи «Великаны пустыни», сайт ВВС, 04.04.17.

  3. Бой за новый самолёт и будущая война в Газе, israeldefense, 30.03.17.

  4. Списки судеб списанных самолётов на сайте «Маркиа Шхаким».

  5. Статья «Самолёты ‘Реем’ в ВВС» на сайте «Маркиа Шхаким».

  6. Статья «Эскадрилья ‘Веиканы пустыни’» на сайте «Маркиа Шхаким».

  7. «Реем» на сайте ВВС.

  8. БД SIPRI.

  9. Кнессет утвердил финансирование израильского Air Force-1, newsru, 26.12.16.

  10. Бело-голубой Air Force-1 поднимается в воздух, israelhayom, 26.12.16.

  11. Израильский Air Force-1: новый самолёт премьер-министра сел НАТБАГ, walla, 04.08.16.

  12. Правительство утвердило покупку самолёта для премьер-министра и президента и строительство новой резиденции премьер-министра, themarker, 04.05.14.

  13. Фотогалерея «Реем» на сайте iskyteam.

  14. Журнал ВВС 172 (273), декабрь 2006 г., статья «Сколько залить?», 28.12.06.

  15. ВВС намереваются модернизировать «Реем», Boeing 707, обсуждение на Фреш, 2009-2015 гг.

  16. Israeli air force to get one more 707 tanker, flightglobal, 22.07.09.

  17. «Реем» в солнечный день, статья в журнале ВВС 190, декабрь 2009 г., 01.12.09.

  18. Israel Bolsters KC-707 Refueling Fleet, aviationweek, 11.01.10.

  19. Авария во время дозаправке в воздухе, сайт ВВС, 27.07.12.

  20. Так пойдёте далеко: молодые лётчики учатся дозаправке в воздухе, сайт ВВС, 03.03.13.

  21. Специальные учения по полётам на длинные дистанции, сайт ВВС, 10.10.13.

  22. Далеко видим: учения по дозаправке в воздухе «Карнафа», сайт ВВС, 27.11.13.

  23. Летают далеко: лётчики боевых самолётов учатся заправляться, сайт ВВС, 09.02.14.

  24. Открылся новый учебный центр для самолётов тяжёлой транспортной авиации, сайт ВВС, 18.02.14.

  25. 3 года гуманитарной помощи Японии: командир эскадрильи рассказывает, сайт ВВС, 26.03.14.

  26. Эскадрилья заправщиков отрабатывает действия в чрезвычайных ситуациях, сайт ВВС, 08.04.14.

  27. «Реемим» и «Браким»: совместные учения, сайт ВВС, 07.05.14.

  28. До бесконечности и дальше: ВВС способны достать далеко, сайт ВВС, 28.09.14.

  29. Солярка или бензин: пилоты боевых и транспортных самолётов встречаются, сайт ВВС, 01.01.15.

  30. Самолёт «Реем» послан на техобслуживание в США, сайт ВВС, 12.01.15.

  31. Новое поколение лётчиков эскадрильи «Великаны пустыни», сайт ВВС, 19.03.15.

  32. Два «Шимшон» и «Реем» вылетели в Непал, сайт ВВС, 27.04.15.

  33. «Реем» вернулся из Непал, вскоре вернутся и «Шимшон», сайт ВВС, 29.04.15.

  34. Вскоре на самолётах «Реем»: подсветка на заправочной штанге, сайт ВВС, 01.06.15.

  35. ЦАХАЛ купил старый самолёт у Бразилии, чтобы справляться со старением самолётов-заправщиков, haaretz, 11.05.17.

  36. ЦАХАЛ купил у Бразилии старый Boeing-707 на запчасти, newsru, 11.05.17.


Дата последнего обновления: 31.05.17.
Tags: boeing 707, kc-46, ВВС - эскадрильи, Дозаправка в воздухе
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments