oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Category:

Производство административных самолётов на IAI

03.10.19 было опубликовано, что ВВС Филиппин заказали для президента страны Родриго Дутерте административный самолёт (самолёты данного класса именуются также бизнес-самолётами или директорскими самолётами, по-английски business jet) Gulfstream G280. Несмотря на марку Gulfstream, реальный производитель самолёта – корпорации «Израильская авиационная промышленность» (IAI). Именно она производит фюзеляж, оперение и шасси самолёта, а также выполняет его конечную сборку. Крылья выпускаются американской компанией Spirit AeroSystems (ныне Triumph Group), двигатели HTF7250G – американской компанией Honeywell. После сборки самолёт перегоняют в Даллас, штат Техас, на завод Gulfstream Aerospace, для внутренней отделки и покраски под нужды конкретного владельца. Маркетингом также занимается компания Gulfstream.



Самолёт Дутерте должен быть поставлен заказчику в 2020 г. Его базовая модель, предназначенного для 12-15 пассажиров и имеющая дальность полёта 6,667 км, стоит 25 млн долларов. Заказанный же для Дутерте самолёт обойдётся Филиппинам в 40 млн долларов (37 млн по другим данным), что вызвало критику в адрес президента и обвинения в растрате. В ответ на критику в МО Филиппин заявили, что самолёт будет использоваться в качестве летающего пункта командования и контроля для руководства страны, а не только для личных нужд президента. Сейчас Дутерте использует Fokker F28, выпущенный в 70-е гг.

Воспользовавшись этой новостью, хочу кратко рассказать о производстве административных самолётов на IAI. Ещё в начале 60-х гг. в компании было решено, что одной из её специализаций будут самолёты такого класса и начали НИОКР по этой теме. Однако помог случай, позволивший начать производство гораздо раньше.

27.01.63 в воздух впервые поднялся административный самолёт Aero Commander 1121 Jet Commander американской компании Aero Commander. Уже в начале 1965 г. началась его поставка заказчикам. Aero Commander с 1958 г. принадлежала другой американской компании, Rockwell Standard, а в сентябре 1967 г. та была куплена North American Aviation, новая объединённая компания стала называться North American Rockwell. Объединённая корпорация унаследовала два административных самолёта одного класса: Sabreliner от North American Aviation и Jet Commander от Rockwell Standard (Aero Commander).

В соответствии с анти-монопольным законодательством США, одна компания не может производить два конкурирующих продукта, соответственно от одного из самолётов надо было избавиться. Выбор пал на Jet Commander. Уже в 1968 г. производство этого самолёта было куплено IAI: вся техническая документация, производственная линия, несколько построенных, но ещё не проданных самолётов, а также ряд самолётов на разных этапах постройки и комплектующие для серийного производства. Известно, что до переноса производства в Израиль, в США было построено 150 Jet Commander (в т.ч. 120 модели 1121, включая 2 прототипа, 11 модели 1121А и 19 модели 1121B, получившей новое название Commodore). Также было построено 2 самолёта новой модели 1122.

В Израиле самолёты получили обозначения IAI-1121, IAI-1122 и т.д. На базе IAI-1122 был сконструирован несколько модифицированный самолёт IAI-1123 Westwind (сертифицирован 08.12.71), далее уже серьёзно модернизированный IAI-1124 Westwind (17.03.76) и IAI-1124А Westwind II (17.04.80). Производство продолжалось до 1987 г., всего было построено 442 самолёта (т.е. без 152 построенных в США – в Израиле было построено 290 самолётов семейства). Среди прочего, на базе IAI-1124 в 1976 г. был создан военный базовый патрульный самолёт IAI-1124N Sea Scan, 3 таких самолёта («Шахаф») долгое время служили в ВВС Израиля (см. в отдельной статье).

В конце 70-х началось создание на базе IAI-1124А нового самолёта, IAI-1125 Astra. В частности, он получил совершенно новое крыло. Первый полёт прототипа состоялся 19.03.84, серийного образца – 20.03.85. Самолёт был сертифицирован 29.08.85, а в 1986 г. началась его поставка клиентам (построено 32). В 1989 г. появился усовершенствованный Astra SP (построено 36), а в 1994 г. – Astra SPX (построено 77). Кстати, самолёты состояли на вооружении США под обозначением C-38A Courier (подробнее – в статье «Израильское вооружение на службе ВС США»).

Для маркетинга самолёта в США была создана специальная компания Galaxy Aerospace. Кроме IAI-1125 Astra и её модификаций, она продавала более крупные самолёты, IAI-1126 Galaxy. Последний производился с 1997 г. с поставкой заказчикам с 1999 г. Самолёт был совершенно новый, более крупный, чем Astra. Если Astra считалась административным самолётом т.н. «среднего класса» (mid-size), то Galaxy – «супер среднего класса» (super mid-size). Кстати, в проекте создания Galaxy участвовало ОКБ Яковлева (планировалось, что далее завод Яковлева  будет производить переднюю часть фюзеляжа и хвостовое оперение), а затем – французская фирма EADS Sogerma (соответственно фюзеляж и хвост). Производство IAI-1126 Galaxy продолжалось до 2011 г., последний самолёт был построен 19.12.11. Всего было выпущено 250 таких самолётов (включая G200, см. ниже).

В 2001 г. Galaxy Aerospace была куплена американской Gulfstream Aerospace. Astra SPX была переименована в Gulfstream G100, а Galaxy – Gulfstream G200. IAI продолжала производство, но уже по-сути как субподрядчик. Уже в 2002 г. было объявлено о модернизации G100, новый вариант получил обозначение G150. Он был сертифицирован в конце 2005 г., производство продолжалось до середины 2017 г. Всего было построено 265 самолётов: 145 Astra/G100 и 120 G150.

Что касается G200, то как было сказано выше, его строили до 2011 г. В 2005 г. началось разработка нового самолёта на смену G200, G250, в июле 2011 г. обозначение изменено на G280. Самолёт впервые поднялся в воздух 11.12.09, был сертифицирован 04.09.12, после чего началась его поставка клиентам. На август 2017 г. сообщалось о производстве более 115 таких самолётов, на октябрь 2019 – 189. Производство продолжается.

Таким образом, за прошедшие годы на IAI было произведено более 994 административных самолётов:

  • 290 IAI-1123/1124 Westwind;

  • 145 IAI-1125 Astra/G100 (32 Astra, 36 Astra SP, 77 Astra SPX/G100);

  • 120 G150;

  • 250 IAI-1126 Galaxy/G200;

  • более 189 G250/G280.



Ссылки:

  1. Philippines orders G280 for command and control mission, flightglobal, 03.10.19.

  2. Gov't buys P2 billion jet for Duterte, senior gov't officials, news.abs-cbn, 08.10.19.

  3. Philippines Buys Business Jet from US for Duterte, Military Officials, benarnews.org, 08.10.19.

  4. Новый израильский самолёт для президента Филиппин вызвал скандал, calcalist, 15.10.19.

  5. Скандал израильского самолёта для президента Филиппин, yediot, 15.10.19.

  6. Президент Филиппин купил в Израиле самолет за $40 млн, newsru, 15.10.19.

  7. IAI Westwind, статья Википедии.

  8. Gulfstream G100, статья Википедии.

  9. Gulfstream G200, статья Википедии.

  10. Gulfstream G280, статья Википедии.

  11. IAI Gulfstream G280 production list, rzjets.net.

  12. «Производство пилотируемых самолётов в Израиле» – обсуждение на waronline.

Tags: Военпром, Гражданская авиация, Филиппины
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments