oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Category:

История авиационного подразделения Полиции Израиля

Я уже писал несколько раз о современном авиационном подразделении полиции Израиля, созданном в 1992 г. и эксплуатирующем лёгкие вертолёты, в прошлом 4 Bell-206B и 2 Bell-206L-3, с 2017 г. – 4 H125 и 2 H145. Однако, ранее, в 1952-1966 гг., в полиции уже существовало авиационное подразделение, эксплуатирующее лёгкие самолёты. Ниже – краткая история этого подразделения.



1950 г. был очень тяжёлым для Израиля. Война за Независимость завершилась менее года назад, оставив тысячи семей, потерявших родных или чьи дома и даже целые поселения были разрушены или захвачены противником. Параллельно за короткое время прибыли около 1 млн новых репатриантов. В стране был экономический упадок, большой уровень безработицы, нехватка жилья. Правительство ввело режим жёсткой экономии («Миштар Цена вэ-Кицув»). Параллельно из Сектора Газа и Иудеи и Самарии в Израиль регулярно проникали арабы, совершавшие кражи, грабежи, незаконный выпас скота, контрабанду и даже теракты. АОИ, сильно сокращённая после войны, затруднялась эффективно прикрыть границу, часто проходившую в считанных сотнях метров от израильских населённых пунктов.

Нагрузка на полицию Израиля была колоссальная, при этом она затруднялась платить достойную зарплату своим сотрудникам. Поэтому решение создать полицейскую эскадрилью в тот период может вызвать некоторое удивление, тем не менее, как показала практика – оно было верное. 11.12.50 Начальник главного организационного управления полиции («Агаф hа-Иргун») Амос Бен-Гурион (кстати, сын премьер-министра Израиля Давида Бен-Гуриона) представил руководству полиции документ об организации эскадрильи (т.е. «Звено воздушного патрулирования» – «Хулият Сиюр Авири»). Штат – 4 лётчика и несколько лёгких самолётов. Лётчики не будут из состава ВВС, а будут сержантами полиции, с законченным средним образованием (на тот период – достаточно редкое явление в Израиле) и отличным здоровьем.



Эскадрилья была создана в 1952 г. В её составе были лёгкие самолёты «Пайпер» и «Цесна»: Piper PA-20 Pacer, Piper PA-22 Tri-Pacer, Cessna 170. В 60-е гг. имелись два Cessna 180 Skywagon. Эскадрилья базировалась в Сде-Дов, за техобслуживание отвечали техники 100-й лёгкой эскадрильи ВВС той же базы. 4 лётчика-сержанта прошли лётный курс в АОИ. Со временем к ним присоединились и лётчики-выходцы из ВВС. Командовал эскадрильей старший лейтенант полиции («Мефакеах») Элиэзер Бен-Ицхак. Был введён специальный значок полицейского пилота, напоминавший крылья лётчика ВВС, но со знаком полиции в центре.



Основной задачей эскадрильи было патрулирование границ страны в поисках нарушителей границы, в т.ч. контрабандистов и других преступников. Также эскадрилья участвовала в поисках пропавших без вести и в других задачах полиции.

Согласно договору Полиции и МО, в случае войны полицейская эскадрилья, как и Пограничная полиция (МАГАВ), а также морская полиция («Шитур hа-Ями») с её катерами, передаются под командование АОИ. Так произошло и в 1956 г., с началом операции «Кадеш» (Синайская компания). Самолёты эскадрильи выполняли задачи связи, патрулирования и лёгкого транспорта. Уже после окончания войны, 06.11.56, произошла единственная авиакатастрофа в истории эскадрильи (см. ниже).

После войны 1956 г. эскадрилья продолжила свою полицейскую деятельность. Однако, ситуация в области безопасности резко улучшилась, число нарушений границы значительно сократилось. Соответственно польза от эскадрильи снизилась. Экономические трудности привели к тому, что зарплаты лётчиков-полицейских были значительно ниже, чем лётчиков ВВС. В конце-концов, в 1966 г. было решено расформировать эскадрилью.

Самолёты на службе полиции

Известны данные о 2 самолётах на службе полиции:

  • Piper PA-20 Pacer, модель PA-20-125, номер производителя 20-821. Самолёт был куплен специально для полиции в 1953 г., 03.04.53 получил гражданский регистрационный номер 4X-AEP. Пострадал в аварии при посадке (2 фото ниже), был отремонтирован.  06.11.56 потерян в авиакатастрофе (подробности ниже).

  • Cessna 180D, номер производителя 180-51037, выпущен в 1960 . Самолёт был куплен специально для полиции, получил гражданский регистрационный номер 4X-AJX, нёс бортовой номер «02». Позже (по-видимому после закрытия эскадрильи в 1966 г.) вместе с ещё одним самолётом того же типа передан ВВС, служил до 1982 г., далее продан в гражданские руки.













Авиакатастрофа Piper PA-20 номер 4X-AEP

Биньямин (Бени) Гордон (1934 г.р.) был призван в АОИ в 1952 г. Служил в ВВС, закончил курс пилотов лёгких самолётов при 100-й эскадрилье. В апреле 1955 г. демобилизовался в звании сержанта, а в мае 1956 г. начал службу пилотом в полиции. Получил звание старшего лейтенанта полиции. 27.10.56 был мобилизован как резервист ВВС и включён в 100-ю эскадрилью, по другим данным полицейская эскадрилья в этот день была целиком включена в состав 100-й эскадрильи, со всеми своими самолётами и лётчиками.

06.11.56 Гордон со своим самолётом находился на боевом дежурстве у ВПП ЮВО. Командующий ЮВО полковник Асаф Симхони приказал Гордону доставить себя в Шарм-эль-Шейх, где в тот день проходил торжественный смотр 9-й бригады по случаю победы в войне («Мисдар Ницахон») с участием НГШ генерал-лейтенанта Моше Даяна. Далее Гордон доставил Симхони в И-Тур, с визитом к расположенным там частям АОИ. Затем, вечером 06.10.56, самолёт вылетел на север, в Рамат-Давид (Симхони планировал посещение семьи в кибуцах Тель-Йосеф и Гева). Кроме Гордона и Симхони, на борту находился подполковник Ашер Дроми (офицер связи между ГШ и штабом ЮВО). По некоторым данным, самолёт садился на промежуточных стоянках для дозаправки в Эйлат и/или на ВПП ЮВО, другие источники это не подтверждают.

По всей видимости, после последней промежуточной посадки Симхони, имевший частичную лётную подготовку, попросил взять управление на себя. Гордон не смог отказать командующему округом и согласился. Самолёт летел на север вдоль долины Арава и Иорданской долины (т.е. над воздушным пространством Иордании). Из-за сильного ветра и плохой видимости (вечернее время, песчаная буря, туман) «Пайпер» был снесён на восток в сторону Иордании и разбился, врезавшись в скалу в районе крепости Рабад («Калаат ар-Рабад», 3 км к юго-западу от иорданской деревни Аджлун, 25 км к юго-востоку от израильского города Бейт-Шеан). Пилот и пассажиры погибли. Тела Симхони, Дроми и Гордона были возвращены иорданцами 10.11.56, через КПП Мандельбаум («Шаар Мандельбаум») в Иерусалиме. Гордон был похоронен на военном кладбище Кирьят-Шауль в Тель-Авиве.







Ссылки:

  1. Туннель времени: полицейский орёл следит сверху, israeldefense, 18.10.19.

  2. Синие небеса: лётные крылья полиции Израиля, policemuseum.org.il.

  3. Авиационное подразделение полиции Израиля, статья Википедии.

  4. Cessna 180D Skywagon номер 4X-AJX на сайте «Маркиа Шхаким».

  5. Piper PA-20-125 номер 4X-AEP на сайте «Маркиа Шхаким».

  6. Piper PA-20-125 номер 4X-AEP на сайте «Маркиа Шхаким» (2).

  7. Cessna 180, 206 на сайте ВВС Израиля.

  8. Биньямин Гордон, izkor.iaf.org.il.

  9. Историческое расследование: история лётчика Бени Гордона, сайт ВВС, 07.01.18.

Tags: Авиапроисшествия, Полиция, Символика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 10 comments