oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Category:

Boeing 707 ВВС Израиля в варианте электронной разведки

Радиоэлектронная разведка (РЭР), на английском Signals intelligence (SIGINT), на иврите «Модиин Отот», — один из видов технической разведки. РЭР — это сбор разведывательной информации на основе приёма и анализа электромагнитного излучения (ЭМИ). РЭР использует как перехваченные сигналы из каналов связи между людьми (COMINT — Communications Intelligence), так и сигналы работающих РЛС, станций РЭБ и т.п. (ELINT — Electronic Intelligence). Средства РЭР могут быть установлены на стационарных наземных станциях, наземном транспорте, кораблях, самолётах, вертолётах и спутниках. Специализированные самолёты — одна из наиболее распространённых платформ РЭР, поскольку способны за короткое время провести разведку территории значительной площади.

Одна из версий самолёта Boeing 707 («Реем») ВВС, упомянутых в статье «ВВС ищут замену для Boeing 707», – версия РЭР и РЭБ «Барбур» (RC-707 «Барбур»). Известно о 4 самолётах, модифицированных в данный вариант с 1978 г., – Б/Н 120, 128, 137, 242. К началу 2000-х гг. все они сняты с вооружения, предположительно последний – в районе 2005 г., когда в Израиль стали прибывать Gulfstream V (G-500), модифицированные в самолёты электронной разведки («Нахшон Шавит»).

О «Барбур» известно мало, несмотря на более 12 лет, прошедших со дня снятия последнего с вооружения. По данным сайта spyflight, из 4 RC-707 «Барбур» 2 были в варианте SIGINT и 2 – в варианте РЭП (Радиоэлектронное подавление, ECM – Electronic countermeasure). Для самолётов SIGINT было характерно наличие больших выступающих антенн, с обоих сторон передней нижней части фюзеляжа («щёки»). Данные антенны были аналогичны по виду антеннам системы AEELS (Automatic ELINT Emitter Locating System) американских RC-135U Combat Sent и RC-135V/W Rivet Joint. Из 4 перечисленных выше самолётов такие антенны видны на двух: Б/Н 128 и Б/Н 137. Производитель системы, «Израильская Авиационная Промышленность», выпускала RC-707 и на экспорт: в 1986 г. два таких самолёта были поставлены в ЮАР.

По данным Jane's (справочник Jane's Electronic Mission Aircraft за 2004 г.) ВВС Израиля эксплуатировали два Boeing 707 в варианте РЭР («Барбур») и два в варианте РЭП («Хасида»). При этом сообщалось, что самолёты стояли на вооружении 134-й эскадрильи, но в израильских источниках нет каких-либо подтверждений, что эта эскадрилья реально существовала. Таким образом, как и другие версии Boeing 707, самолёты РЭР/РЭП были в 120-й эскадрилье. Также указывается, что в вариант «Барбур» были модифицированы Б/Н 128 (4X-JYL) и 137 (4X-JYM). Кроме того, Boeing 707-329 с Б/Н 010 (4X-JYG) на определённом этапе своей карьеры также был самолётом РТР.

Что касается экспорта, то Jane's приводит такие данные: В 1984 г. МО Испании заказало самолёт РТР на базе Boeing 707 для ВВС Испании. Программа называлась Santiago (далее SCAPA, а экспортный вариант  – SIGMA), главным подрядчиком являлась испанская фирма Indra, но значительную часть работ выполняла IAI: заводы «Бедек» (модификация корпуса самолёта), ЭЛЬТА (система РТР EL/L-8300) и ТАМАМ (система электрооптика большой дальности).  ВВС Испании получили как минимум 1 самолёт (на базе 707-351C) и 2 системы EL/L-8300.

Кроме того, 1 самолёт (на базе Boeing 707-387C, система РЭР EL/L-8300) получили ВВС Аргентины, 2 самолёта (на базе Boeing 707-337C) – ВВС Индии, 1 самолёт (на базе Boeing 707-321B, система РЭР фирмы «Элисра») – ВВС Анголы. Поставка самолётов в ЮАР не подтверждается.

Что касается установленного на самолёты Boeing 707 варианта РТР оборудования, для большинства было характерно наличие системы SIGINT EL/L-8300, совмещающей возможности системы ELINT типа AELS (Automatic Emitter Location System) и системы COMINT типа MUCELS (MUltiple Communications Emitter Location System). Boeing 707 РЭР с системой EL/L-8300 способен летать на высоте 11,887 м  и скорости 890 км/ч в течении 7 часов и обнаруживать сигнал РЛС на дальностях 402-451 км.

На середину 80-х гг. EL/L-8300 включала 3 подсистемы: EL/L-8312A (ELINT, частоты от 0.5 до 18 GHz), EL/K-7032 (COMINT, частоты от 20 до 500 MHz) и EL/L-8350 (управление и анализ информации). Имелось также 3 наземные подсистемы поддержки: EL/L-8351 (симулятор ELINT), EL/L-8352 (пункт анализа информации) и EL/L-8353 (пункт тактической ситуации).

EL/L-8312A включала приёмник EL/L-8321R (superheterodyne receiver), систему оцифровки импульсов EL/L-8320 (pulse digitiser) и 2 консоли операторов.

EL/K-7032 включала посты командира (supervision operator) и оператора сбора информации (traffic collection operator). Пост командира был оснащён компьютеризированной  системой управления EL/S-8570A, 2 приёмниками системы сбора информации EL/K-1150 (частоты от 20 до 500 MHz), панорамным дисплеем отображения информации и системой записи информации (dual-track tape recorder). Пост оператора сбора был оснащён несколькими (до 4) приёмниками системы сбора информации EL/K-1250 (частоты от 20 до 510 MHz), аудио панелью и системой записи информации (tape recorder). Причём столь большой самолёт как Boeing 707 мог нести посты 2 командиров и 4 операторов сбора, при этом покрытие COMINT делилось на 2 зоны: от 20 до 30 MHz и от 30 до 500 MHz. Система COMINT могла одновременно отслеживать до 300 источников радиосигнал и автоматически определять направление на источник каждого из них.

Кроме того, самолёт мог нести стабилизированную систему обзора дальнего действия (SLOS – Stabilised Long-range Observation System). Так, Boeing 707, поставленный Испании нёс такую систему производства ТАМАМ, включающую турель с гироскопической стабилизацией и круговым обзором, ТВ-систему дальнего действия, перескопический телескоп, консоль вывода информации с 2 телеэкранами и джойстиками управления турелью.  Для обзора ночью могли использоваться ТВ камеры, работающие при низком уровне освещённости, и/или тепловизор (FLIR – Forward-Looking Infra-Red). Система позволяла обнаруживать: небольшие лагеря на дальностях до 25-30 км, крупные военные базы на 30-70 км, самолёты на аэродромах и стоящую бронетехнику на 50-60 км, движущуюся бронетехнику на 70 км, корабли и суда на дальности 100-130 км.

У EL/L-8300 были варианты для самолётов морской патрульной авиации – EL/L-8300AU ES (Electronic Support) и EL/L-8300MPA ES/ELINT. Например, в 2000 г. EL/L-8300AU была поставлена в Австралию для самолётов AP-3C Orion.



Б/Н 128 в аэропорту Бен-Гурион (НАТБАГ) после снятия с вооружения.


Б/Н 137 в аэропорту Бен-Гурион (НАТБАГ) после снятия с вооружения.


Б/Н 137 в аэропорту Бен-Гурион (НАТБАГ) после снятия с вооружения.


Б/Н 137 в аэропорту Бен-Гурион (НАТБАГ) на стадии разборки на металлолом, 02.01.10.

Ссылки:

  1. Статья «Самолёты ‘Реем’ в ВВС» на сайте «Маркиа Шхаким».

  2. Списки судеб списанных самолётов на сайте «Маркиа Шхаким».

  3. Разведывательные модификации Boeing 707 на сайте spyflight.

  4. Signals intelligence collection, aircraft-based.


Дата последнего обновления: 22.04.17.
Tags: boeing 707, ВВС - системы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments