oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Categories:

F-15 или F-35 – соревнование продолжается

Эпопея с выбором нового боевого самолёта для ВВС продолжается. В прошлом уже несколько раз назывались даты принятия решения по вопросу – май 2018, лето 2018, конец 2018, конец 2019 гг. На текущий момент выбор ещё не сделан, но где-то в 2020 г., по-видимому, вопрос будет закрыт.



Итак, «Боинг» предлагает Израилю F-15, «Локхид-Мартин» – F-35. Оба самолёта уже состоят на вооружении ВВС.

F-35 – новейший истребитель 5-го поколения, поступает на вооружение ВВС (F-35I «Адир») с декабря 2016 г. Уже заказано 50 таких машин, 20 получены, состоят на вооружении 140-й эскадрильи в Неватим. На 2020 г. планируется открытие второй эскадрильи F-35 на той же базе, 116-й.

F-15 – истребитель 4-го поколения. ВВС имеют два варианта этого самолёта: «Баз» (F-15A/B/C/D) и «Раам» (F-15I). «Раам» (25 самолётов, в составе 69-й эскадрилье на базе Хацерим) достигли своего 22-летия в составе ВВС. Сейчас идёт процесс их модернизации, включающий замену РЛС. В целом самолёт считается достаточно современным и будет служить в ВВС ещё долгие годы. «Баз» (106-я и 133-я эскадрильи на базе Тель-Ноф) в ВВС уже 43 года (первые прибыли в Израиль 10.12.76). Самые молодые машины этого типа выпущены в 1992 г., т.е. им по 27 лет, но средний возраст «Баз» в целом превысил 35 лет.

Уже известно, что «Баз» прослужат в ВВС до 2040 г., но речь о более новых F-15C/D. Что касается F-15A/B (средний возраст превысил 40 лет, производство этой модели завершилось в 1979 г.), то они нуждаются в замене уже в скором времени. Кстати, в США (единственная страна, кроме Израиля, имевшая F-15A/B), последние самолёты этой модели были сняты с вооружения 16.09.09, т.е. более 10 лет назад. Подробнее см. в статьях ниже:

В последние годы «Боинг» разработала несколько новых моделей F-15, как развитие F-15E Strike Eagle, в т.ч. F-15SE (Silent Eagle), F-15AE (Advanced Eagle) и F-15CX/EX. ВВС США возможно закажут F-15CX/EX (есть данные о выделении на 2020 г. бюджета на 2 опытных и 6 серийных самолётов этих типов), что касается F-15AE, то они уже заказаны Саудовской Аравией (84 F-15SA, Saudi Advanced; + заказана модернизация в этот стандарт примерно 70 имеющихся F-15S) и Катаром (36 F-15QA, Qatar Advanced). Израилю предлагается F-15IA (Israel Advanced).

Кроме модернизации электроники, F-15AE по сравнению с F-15E несёт больше вооружения и топлива на наружной подвеске (рост с 23,000 до 29,500 фунтов, т.е. с 10.4 до 13.3 тонн) и имеет больший радиус действия (рост с 687 до 1,200 морских миль). Для сравнения, F-35А имеет радиус действия 669-760 морских миль и может нести боевую нагрузку массой 5,700 фунтов во внутренних бомбоотсеках и до 15,000 фунтов на 6 наружных узлах подвески, но в сумме не более 18,000 фунтов (8.1 тонн).

Итак, «Баз» нуждается в замене. Конечно, заменой не обязательно должен быть F-15AE, ТТХ F-35А по сравнению с ранними F-15 вполне впечатляют (так, F-15C несёт 7.3 тонны полезной нагрузки). Тем не менее, отличные ТТХ F-15AE (по сравнению с F-35А), без учёта вопросов заметности, повышают шансы F-15IA быть выбранным в качестве замены «Баз». К тому же, F-15IA не будут предоставлены сами себе: они взаимодействовали бы с уже имеющимися F-35I, первыми бы вступали в действие «Адир», пробивая бреши в ПВО противника, далее следовали бы F-15IA с их большей боевой нагрузкой.

Более того, летом этого года появились сообщения, что Израиль интересуется не F-15IA, а ещё более продвинутыми F-15CX/EX. F-15CX – одноместный, замена F-15C, F-15EX – двухместный, замена F-15E. Насколько это известно, ВВС Израиля проявляют интерес к F-15EX. В середине июня 2019 г., на авиасалоне в Ле-Бурже (17-23.06.19), начальник штаба ВВС бригадный генерал Томер Бар встречался с представителями «Боинг» и ВВС США и получил первичные данные о новом самолёте. А в конце того же месяца ВВС Израиля подали официальный запрос на полную информацию.

Понимая, что контракт может быть утерян, «Локхид-Мартин» предпринимает новые усилия по маркетингу F-35. В начале июля 2019 г. Израиль посетила президент, председатель и генеральный директор (CEO) корпорации Мерилин Хьюсон (Marillyn Hewson). А в середине декабря в Израиль прибыл Гери Норт, генерал ВВС США в отставке, а ныне – заместитель президента компании, ответственный за связи с клиентами по вопросам F-35. В Израиле его принимал генеральный директор «Локхид-Мартин-Исраэль» Йехошуа (Шики) Шани. По словам Норта, 13 клиентам в 9 странах мира уже переданы 475 F-35. Эти самолёты летают с 21 базы, 975 лётчиков прошли переподготовку на F-35. Цена F-35A снизилась до 77.9 млн долларов, а к 2025 г. цена часа полёта снизится до 25,000 долларов. F-35 трёх стран (Израиль, США и Великобритания) уже применялись в боевых действиях.

Норт подчёркивает, что, конечно, главная черта F-35 – это его живучесть, в сочетании со смертоносностью. «Лететь туда, где не знают, что ты прибываешь», сказал Норт. Кроме того, сенсоры самолёта обеспечивают обзор на 360 градусов, самолёт способен применять современное оружие «воздух-земля» и «воздух-воздух» большой дальности, имеет самый мощный радар из всех истребителей-бомбардировщиков, способен эффективно перехватывать воздушные цели (включая скоростные и низколетящие, такие как КР), способен противостоять современным ЗРК большой дальности, как например С-400.

Одна из способностей F-35 называется SENSOR FUSION. Это означает сбор информации от различных сенсоров, её обработка и представление лётчику единой картины окружающей обстановки. Собираемая информация может передаваться другим самолётам на ТВД, в т.ч. БПЛА, сухопутным силам, штабам и т.п. Ещё одна способность: автоконтроль полёта (система A-GCAS). В случае потери сознания лётчиком самолёт берёт управление на себя и не допускает столкновения с землёй. Когда лётчик приходит в себя, он берёт управление назад. Кстати, на современных версиях F-15 есть что-то похожее, но там лётчик должен нажать кнопку для перевода управления (например, в ситуации потери ориентации, «вертиго»).

Норт также подчеркнул высокую эффективность кооперации с израильскими фирмами, производящими комплектующие и системы для F-35, а также тот факт, что техобслуживание самолёта в Израиле полностью выполняется своими силами.

Интересно отметить, что обе фирмы, «Боинг» и «Локхид-Мартин», подчёркивали способность своих самолётов бороться с низколетящими КР. Сделано это не случайно: у всех свежа в памяти атака иранских КР на нефтеперерабатывающие заводы Саудовской Аравии 14.09.19. А в ноябре этого года «Боинг» привозила в Израиль симулятор кабины F-15AE, демонстрируя, что кабина этого самолёта мало чем уступает F-35.


Мерилин Хьюсон в ходе визита в 140-ю эскадрилью.


F-35: 8 тонн вооружения.


Симулятор F-15AE в Израиле.

Ссылки:

  1. «Тонны секретных вещей»: вскоре  – модернизация «Адир» до уровня F-35, israelhayom, 02.07.19.

  2. ВВС решат: «Адир» или F-15, mako, 02.07.19.

  3. Президент «Локхид Мартин» посещает эскадрилью «Адир»: «F-35 обеспечивает АОИ скорость, невидимость и РЭБ», israeldefense, 04.07.19.

  4. Нетаниягу: F-35 может достичь и Ирана, israeldefense, 09.07.19.

  5. Нетаниягу в эскадрилье F-35: «Могут достигнуть и Ирана», ynet, 09.07.19.

  6. Нетаниягу в ВВС: «Эти самолёты способны достичь любой точки, включая Иран», 7-й канал, 09.07.19.

  7. Нетаниягу на фоне F-35: «Наши истребители могут достичь любой точки на Ближнем Востоке», newsru, 09.07.19.

  8. Нетаниягу: F-35 достигнут любого места на Ближнем Востоке, mignews, 09.07.19.

  9. Биньямин Нетаниягу посетил эскадрилью F-35, mignews, 09.07.19.

  10. «Боинг» опубликовала данные о новых F-15, предназначенных для ВВС Израиля, mako, 19.09.19.

  11. Изменения, которые Израиль просит внести в F-35, israeldefense, 22.10.19.

  12. Следующий израильский самолёт? Взгляд на симулятор F-15IA, israeldefense, 14.11.19.

  13. Могут ли истребители F-35 Израиля переносить ядерный заряд? Mignews, 06.12.19.

  14. В Израиле формируется требование на третью эскадрилью «Адир», israeldefense, 17.12.19.

  15. Высокопоставленный чиновник «Локхид-Мартин»: «F-35 может перехватывать КР», ynet, 17.12.19.

  16. Высокопоставленный чиновник «Локхид-Мартин»: «F-35 лететь в места, где не знают, что он летит», maariv, 17.12.19.

  17. Не только стелс: «Самолёты ‘Адир’ способны защитить Израиль от крылатых ракет», mako, 17.12.19.

  18. Представители сил безопасности: действия F-35 приводят в смущение российское ПВО, развёрнутое в Сирии, mako, 17.12.19.

  19. Российские ПРО  бессильны против F-35 в Сирии, mignews, 17.12.19.

  20. Израиль приобретет 50 истребителей F-35, mignews, 31.12.19.

  21. Израиль решил закупить третью эскадрилью F-35, mignews, 04.01.20.

Tags: f-15, f-35
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 20 comments