oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Categories:

Системы РЭБ ВМС Израиля в войну Судного Дня 1973 г.

С 1962 г. ВМС Египта, а затем и Сирии, начали получать от СССР ракетные катера пр.205 («Оса») и пр.183Р («Комар»), вооружённые ПКР П-15 «Термит» (4К40, по классификации США и НАТО – SS-N-2 Styx). В израильских источниках встречается утверждение, что уже в 1958 г. разведка ВМС Израиля имела данные о подписание договора СССР с Египтом на поставку тому катеров пр.205 (катера разрабатывались с 1956 г., на вооружение СССР приняты в 1960 г.).

В тот период ВМС уже работали над вопросом создания собственных ракетных катеров. В 1962 г. «Рафаэль» по решению МО передал работы по ракете «Луз» IAI («Израильская Авиационная Промышленность»), а та приступила к созданию на её базе ПКР «Габриэль». В 1965 г. был подписан договор на постройку во Франции 12 ракетных катеров класса «Саар», на базе немецких торпедных катеров «Ягуар».

Формально дальность пуска «Габриэль» была 20 км, рекомендованная – 18 км, дальность же «Термит» составляла 35-40 км (по израильским же данным того периода – ещё больше, 45-50 км). Это означало, что арабские ракетные катера выпустят свои ракеты первыми. Эффективных средств ПВО, способных сбить ПКР, в то время небыло, таким образом ответом на «Термит» могли быть только средства РЭБ.

По состоянию на 1964 г. ВМС Израиля не имели каких-либо средств РЭБ или электронной разведки. Прочая электроника ВМС (РЛС, средства связи) была представлена устаревшими системами времён Второй Мировой войны или гражданским оборудованием 40-х-50-х гг.

Полковник Шломо Арэль, начальник оперативного управления ВМС в тот период, обращался с вопросами РЭБ к начальнику отдела обнаружения, навигации и связи ВМС (ГАНАК – «Гилуй-Нивут-Кешер») подполковнику Ицхаку Шошану, а тот пытался организовать работу в этой области.

В 1964 г., во время визита за границу, по указанию Шломо Арэль, Шошан встретился с майором Херутом Цемахом. Цемах считался лучшим инженером радиоэлектроники ВМС и в тот период занимался со стороны ВМС созданием ПКР «Габриэль». Цемах находился в командировке за границей именно по вопросам, связанным с «Габриэль». Как раз в 1964 г. у него возникли серьёзные разногласия с Ури Эвен-Тов, возглавлявшего разработку «Габриэль», и Ури требовал от ВМС найти Цемаху замену. Сам Цемах уходить не хотел, но Арэль принял решение вернуть его в Израиль и перевести в отдел ГАНАК к Шошану для работ над системами РЭБ.

Шошан хорошо знал Цемаха по предыдущей работе, высоко ценил его и считал его перевод к нему потрясающей удачей (Шошан лично знал всех инженеров радиоэлектроники ВМС и по его словам, если бы ему дали выбрать любого из них, он несомненно выбрал бы именно Цемаха). По-сути именно в 1964 г. началось рождение РЭБ в ВМС Израиля, Шошан и Цемах (биографии обоих – см. приложения 1 и 2) стояли у его истоков, при этом Шошан определял оперативные требования, а Цемах занимался их технической реализацией. Именно Цемах считается «отцом РЭБ ВМС Израиля».

Первый вопрос, которым занимался Цемах: представить теоретическое обоснование, способен ли небольшой радар в ГСН «Термит» найти морскую цель и навести на неё ракету. Ответ Цемаха был положительный, расчёты были выполнены им за несколько дней, ещё за границей.

Второй вопрос был, что же можно сделать для противодействия ПКР. Шошан и Цемах знали, что ВВС Израиля занимаются похожей проблемой: защитой самолётов от ЗРК С-75 (SA-2 Guideline), идёт проработка электронных систем подавления РЛС этого ЗРК. Однако, это требовало значительного бюджета и ВМС Израиля в тот период не могли себе это позволить, да и время поджимало. После проработки альтернатив было решено: первое что нужно ВМС в сфере РЭБ, это станция радиотехнической разведки (ESM –  Electronic Support Measures), способная решить два вопроса: сбор данных по режимам работы РЛС противника и предупреждение корабля или катера о пуске по нему ПКР. На иврите такой прибор называется МАГЛАМ («Мегале Шидурей МАКАМ»).

Цемах знал, что IAI уже имеет приёмники РЛС-излучения. Но МАГЛАМ – прибор более сложный. Он способен не только обнаружить присутствие РЛС, но и указать направление на неё и определить различную информацию по режиму работы РЛС. Шошан предложит использовать детали устаревшего РЛС SG-1, лежавшего на складе ВМС без дела. Шошан подготовил оперативную спецификацию МАГЛАМ, Цемах – техническую. Всё это было проделано за несколько дней.

Далее Шошан и Цемах прибыли на завод «Эльта» IAI, встретились с инженером Нино Леви (в 90-е гг. был Гендиректором «Эльта») и др. специалистами предприятия. «Эльта» взялась изготовить прибор за 6-9 месяцев, реально МАГЛАМ был готов через 7. Прибор получил название «Бат-Коль», первый образец был установлен на эсминце «Эйлат», второй – на эсминце «Яффо». «Бат-Коль» позволял определять электронную печать РЛС, в т.ч: частота, ширина пульса, скорость вращения антенны поисковой РЛС, способ захвата цели РЛС целеуказания.

Уже в 1965 г. «Эйлат» и «Яффо» вели активную радиоэлектронную разведку вдоль побережий арабских стран. Например, ночью в режиме радиомолчания и используя только гражданскую навигационную РЛС, они подходили к рейду Александрии (главная база ВМС Египта) и собирали данные с работающих РЛС. В дальнейшем данные анализировались для составления каталога «электронных печатей» РЛС ВМС арабских стран. К сожалению, до 1970 г. (потопление «Орит», см. ниже) к вопросам электронной разведки в штабе ВМС относились недостаточно серьёзно и ресурсов на расшифровку и анализ полученной с помощью «Бат-Коль» информации выделялось недостаточно.

Цемах покинул ГАНАК и вернулся в техническое управление ВМС, где продолжал работу над совершенствованием «Бат-Коль». К тому же, прибор был слишком большим и не подходил для ракетных катеров. Поэтому впоследствии Цемах сосредоточился на новом МАГЛАМ – «Шальдаг».

Оригинал «Шальдаг» был создан за границей, имел слабые ТТХ и низкую надёжность (вакуумные лампы). По указаниям Цемаха систему модернизировали, работу вела фирма «Эльбит»: лампы были заменены на транзисторы, были улучшены ТТХ с целью не только обнаружить факт облучения, но и проанализировать его, как уже делалось на «Бат-Коль». В то же время «Шальдаг» был гораздо прогрессивнее «Бат-Коль»: многие процессы опознания и классификации РЛС в ней были автоматизированы.

Также к концу 60-х гг. на вооружение была принята «Тавлит» – система электронной разведки для подводных лодок типа «Т», система была создана за границей по инициативе Цемаха.

Следующим этапом было создание средств противодействия. Попытки найти что-либо за границей успехом не увенчались. Как уже было сказано, на разработку активных систем противодействия небыло денег. Помог случай.

Шошан ещё со времён учёбы во Франции знал о применении в годы Второй Мировой войны дипольных отражателей (Chaff, на иврите «Моц»). Самолёты США и Англии сбрасывали алюминиевые ленты для создания шумовых помех немецким РЛС ПВО. Однако, для эффективной работы этого метода требовалось огромное количество лент и считалось, что для корабельного использования метод не подходит.

В техническом морском журнале Шошан прочёл, что английская компания Schermuly, специализирующаяся на производстве осветительных ракет, создала новое морское средство спасения: ракеты дипольных отражателей. Т.е. на спасательных шлюпках на кораблях и судах вместе с обычными сигнальными ракетами хранятся ракеты дипольных отражателей. Потерпевшие кораблекрушение пускают их в воздух, ракета взрывается, создавая облако диполей, видное на большой дальности на экране радара спасательного судна, в любых метеоусловиях.

Шошан заинтересовался вопросом и узнал, что современные дипольные отражатели – это мелкая алюминиевая стружка или волосы, а не ленты как это было за 20 лет до этого. Как следствие, небольшая ракета способна создать облако, соразмерное на экране радара метке от катера и даже достаточно крупного корабля.

Получив бюджет в 20 израильских фунтов, Шошан приобрёл 10 ракет Schermuly и самостоятельно провёл испытания: у одного из подразделений АОИ был одолжен небольшой РЛС, похожий по размерам на тот, что используется в ГСН «Термит». Возможно это была РЛС с одного из истребителей ВВС или РЛС разведки наземных целей «Кешет» (AN/PPS-5), подробности не указаны.

Цемах вместе с оператором РЛС расположились на берегу, а Шошан с двумя начальниками секторов в составе ГАНАК вышли в море на торпедном катере. Цемах оповестил Шошана, что катер виден на экране РЛС. Шошан произвёл пуск ракеты, затем второй – ничего не происходило, катер по прежнему был виден. Тогда был произведён залповый пуск 3 ракет и Цемах сообщил, что РЛС потеряла катер.

Сразу после испытаний Шошан написал подробный отчёт и сформулировал оперативные требования новой системы самозащиты. Как и ранее, Цемах сформулировал технические требования.

Система получила кодовое название «Авшалом» и позднее – коммерческое обозначение SRCR (Short Range Shaff Rocket). Почти одновременно у Шошана появилась ещё одна идея: система «Амнон», LRCR (Long Range Shaff Rocket). Если «Авшалом» создавал помехи уже выпущенной ПКР и срывал её наведение на цель, то «Амнон» должен был запутать противника ещё до пуска ПКР. Облако дипольных отражателей, создаваемое «Амнон», приводило к возникновению на экране РЛС противника ложных целей, по размерам соответствующих отметки на экране настоящей цели. Это должно было запутать противника, пускай на считанные секунды, но в скоротечном ракетном бою и это было важно. Возможно даже, что противник израсходовал бы боекомплект или хотя бы его часть на эти ложные цели. «Амнон» требовал точно рассчитанное количество дипольных отражателей, а сами отражатели соответствовать длине волны поисковой РЛС вражеского ракетного катера или другой системы.

Шошан подал предложения по «Авшалом» и «Амнон» на комиссию ВМС по разработке и закупке новых видов вооружений. Та одобрила оба предложения, но рекомендовала вначале разработать «Амнон», а затем – «Авшалом», что противоречило мнению Шошана. Тот считал, что для эсминцев более важен «Авшалом». Но комиссия была полностью сосредоточена на вооружении для будущих ракетных катеров (проект «Шалахат»), эсминцы для неё уже просто не существовали.

Работы по разработке были поручены «Рафаэль», Техническое управление ВМС официально передала заказ, а Цемах курировал его выполнение. Выполнение заказа началось с задержкой, летом 1965 г. (и у «Рафаэль» ВМС числился во второстепенных клиентах). В 1966 г., когда Шошан стал командиром эсминца «Эйлат», на том уже были ПУ «Амнон» для проведения испытаний. Испытания доказали эффективность системы.

Когда «Эйлат» был потоплен (21.10.67), «Амнон» на его борту небыло (да они и не могли защитить его), разработка же «Авшалом» к тому времени даже не была начата. Более того, многие в ВМС считали, что «Термит» не способна поразить столь малую цель, как ракетный катер (длина 45 м, полное водоизмещение 250 тонн). И тут египтяне допустили серьёзную ошибку: 13.05.70 у побережья Синая 4 ракетами «Термит» было потоплено рыболовецкое судно «Орит» (длина 20 м, водоизмещение 75 тонн). Прямых попаданий небыло, но 2 ракеты взорвались вблизи «Орит». Два рыбака погибли, два смогли добраться до берега.

После этого случая опасность «Термит» для катеров стала очевидно и ВМС резко ускорили все работы, связанные с противодействиям ПКР.

Доктор Зеев Бонен, Генеральный директор «Рафаэль» в 1970-1978 и в 1982-1987 гг., приводит немного иную картину. Или он, или Шошан путают между ракетами (судя по фото ниже прав Бонен): по словам Бонен, в 1965 г. началась разработка «Авшалом» (дальность – несколько километров), а «Амнон» ближнего действия – в 1968 г. Перед Шестидневной войной «Рафаэль» поставила ВМС экстренную партию из 15 ракет «Авшалом» и ПУ для них для установки на эсминце «Яффо». В 1968 г. «Авшалом» был официально принят на вооружение, а в 1972 г. – «Амнон».

 «Авшалом» производился самой «Рафаэль», производство же «Амнон» было передано подрядчику – компании «Солтам». С началом войны 1973 г. и успешным применением ракет возникла необходимость в срочном пополнении их запасов. «Рафаэль» быстро перешёл к 24-часовому режиму работы и недостатка «Авшалом» у ВМС небыло. У «Солтам» же возникли трудности и специалистам «Рафаэль» пришлось прийти на помощь. С разрешения дирекции «Рафаэль» по-сути установил контроль над заводом «Солтам» и через несколько дней массированное производство было налажено.

После войны Израиль передал данные по «Авшалом» и «Амнон» и их применению в США и уже очень скоро произошла утечка информации: данные о ракетах напечатал журнал Aviation Week & Space Technology. Впрочем, нет худа без добра: «Рафаэль» получила разрешение на экспорт ракет и сотнями продавало их за границу.

Важным шагом была разработка соответствующей тактики и её отработка на специальном тактическом симуляторе (МАТАТ – «Миткан Тиргуль Такти»), построенном «Эльбит», а затем и в море:

  • Сближение с противником с выключенной РЛС, используя данные МАГЛАМ.

  • МАГЛАМ способен обнаружить РЛС противника на значительно большем расстоянии, чем тот способен обнаружить цель. МАГЛАМ даёт азимут на РЛС противника, два катера обнаружив одну и ту же РЛС способны обменяться азимутами и собственными координатами и таким образом вычислить точное положение цели. Предварительное знание численности и координат противника позволяло выработать план боя и распределить цели.

  • Спровоцировать противника на пуск ракет, оставаясь на краю его зоны поражения или используя ракеты-ловушки («Авшалом» по версии Бонен).

  • Быстрое продвижение в сторону противника с целью достижения дальности пуска «Габриэль», в случае повторных пусков ракет  противником – самозащита с использованием ракет прикрытия («Амнон» по версии Бонен).


Результаты боевого применения «Шальдаг», «Авшалом» и «Амнон» в ходе войны 1973 г. известны: ни одна из 50 выпущенных ракет «Термит» (+ не менее 4 береговых «Сопка») не смогла поразить израильские катера. При этом 25 «Термит» были выпущены по ложным целям, созданным ракетами-ловушками.



Ракета «Авшалом» с ПУ.


«Афифон» – более поздняя система, по-видимому замена для «Амнон».


Ракетный катер «Кешет» типа «Саар-4». На надстройке видны ПУ «Авшалом».


Ракетный катер типа «Саар-3». Передняя ПУ «Габриэль» снята, установлено 20-мм орудие «Орликон». На надстройке видны ПУ «Авшалом» и по-видимому «Амнон».


Приложение 1. Полковник Херут Цемах (1928-2010).

Херут Цемах родился 20.03.28 в Иерусалиме. Изучал радиоэлектронику в Технионе, участвовал в боях войны за Независимость в Хайфе, позже перешёл в войск связи. После завершения учёбы перешёл в ВМС.

В начале 60-х гг. участвовал в разработке ПКР «Габриэль» со стороны ВМС. В 1964 г. начальник оперативного управления ВМС («Рош Махлекет Ям») полковник Шломо Арэль (командующий ВМС в 1966-1968 гг.) поручил Цемаху создать отдел РЭБ в составе ВМС.

Цемах разработал системы электронной разведки «Бат-Ям» и «Шальдаг», за что получил Премию Безопасности Израиля 1968 г. Совместно с «Рафаэль» работал над созданием ракет постановки помех «Авшалом» и «Амнон», показавшую свою эффективность в войне 1973 г., за что повторно получил Премию Безопасности Израиля в 1974 г.

После выхода в отставку в звании полковника работал в компании «Тадиран», возглавляя там направление военного производства. Скончался 02.10.10, похоронен в Рамат-а-Шарон.

Приложение 2. Подполковник Ицхак Шошан (1930-2014).

Ицхак Шошан родился в Бельгии в 1930 г. в семье выходцев из Польши. В 1940 г. семья бежала во Францию, в 1942 г. вновь вернулась в Бельгию и смогла пережить Катастрофу. В 1946 г. репатриировался в Эрец-Исраэль, в возрасте 17 лет вступил в ПАЛьМАХ, а затем в его морское подразделение – ПАЛьЯМ, а далее – в ВМС Израиля.

В 1950-1953 гг. прошёл обучение в Академии ВМС Франции в Бресте, в 1961 г. закончил Командно-штабной колледж АОИ (ПУМ).

Занимал ряд должностей в ВМС, в т.ч. в 1961-1966 гг. был начальником отдела обнаружения, навигации и связи ВМС, вместе с Цемахом стоял у основ вопросов РЭБ в ВМС.

С 1966 г. – командир эсминца «Эйлат», получил ранение во время его потопления 21.10.67. Тогда погибли 47 членов экипажа эсминца, около 100 были ранены.

В 1970 г. вышел в отставку. В дальнейшем управлял компаниями в частном секторе. В 1973 г. в рамках резервной службы находился в одном из подразделений воздушного контроля ВВС: мощные РЛС, используемые ВВС, были способны обнаруживать и морские цели, данные о которых офицеры связи ВМС передавали на КП флота.

Умер в 2014 г., похоронен 21.09.14 в посёлке Хофит (возле Нетании).

Ссылки:

  1. Ицхак Шошан «hа-Крав hа-Ахарон шель hа-Машхетет Эйлат» («Последний бой эсминца ‘Эйлат’»), 1993 г.

  2. Авраhам Рабинович «Сфинот Шербург» («Катера Шербурга»), 2001 г.

  3. Доктор Зеев Бонен «Рафаэль. Ми-Маабада ле-Маараха» («Рафаэль. Из лаборатории – в битву»), 2003 г.

  4. Амоц Шорек «Телем бэ-Ям» («Телем в море. История генерал-майора резерва Бини Телема»), 2009 г.

  5. РЭБ в Войну Судного Дня, обсуждение на waronline.

  6. Полковник Херут Цемах, отец РЭБ ВМС Израиля, 1928-2010 гг.

  7. Полковник Херут Цемах, статья в Википедии.

  8. Умер подполовник Ицхак Шошан, командир эсминца «Эйлат», потопленного египтянами к северу от побережья Синая, themarker, 22.09.14.

  9. Фотографии с выставки на «Рафаэль».

  10. Обсуждение «РЭБ в ВМС», о РЭБ в ВСД. Статья из журнала «Бен Галим» от 02.04.02.

  11. Статья «История РЭБ», формат Вёрд, сайт Товарищества ВМС.

  12. Журнал «Руах Цевет», номер 95 от декабря 2010 г., формат pdf. Статья на стр. 18.

  13. Последняя тайна «Эйлат», haaretz, 08.03.05.

  14. Экзетер, статья «Боевые действия на море в ходе арабо-израильской войны 1973 г.».

  15. Боевые действия на море во время войны Судного дня 1973 г., Википедия.

Tags: ВМС - системы, Война 1973 г., РЭБ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 8 comments