oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Categories:

3D печать в ВВС Израиля

В середине 2015 г. ВВС закупили первый 3D принтер для печати из высококачественного полимерного материала, используемого в гражданском и военном авиастроении в разных странах мира. Стоимость принтера – около 400 тысяч долларов. Принтер установлен в производственном отделе («Тхум hа-Йецур») авиаремонтного завода ВВС («Йехидат Ахзака Авирит 22», далее  ЙАА-22) и используется для печати 3 категорий изделий сложной геометрии:

  • Детали летательных аппаратов (ЛА), не связанных с безопасностью полётов (т.е. не несущих нагрузку); в будущем намечено расширить эту область и на детали из полимерных материалов, несущие нагрузку;

  • Вспомогательные приспособления для производства, например шаблоны для покраски и монтажа;

  • Полноразмерные макеты тех или иных деталей, используемые для различных испытаний, проверок соответствия, подгонки и т.п.



В первой категории из списка выше за первые полгода работы принтера выпущены десятки деталей, в первую очередь различные чехлы («Кисуим») и крышки («Хипуим»). В ближайшие месяцы было запланировано производство сотен деталей, в т.ч. трубопроводы авиационных систем кондиционирования и различных инструментов.

Несмотря на высокую стоимость принтера, он должен быстро окупиться, благодаря предотвращения созданий линий производства тех или иных деталей, выпускаемых в мизерных, иногда в единичных количествах и низкой конечной стоимости изделий. Были приведены 3 примера:

  • Покрытие одной из систем БПЛА «Эйтан» стоит 13,000 шекелей. На принтере его сделали за 650 шекелей;

  • Ячейка аккумулятора («Бейт hа-Солела») для вертолёта «Сараф» (AH-64D «Апачи Лонгбоу») – 3,540 и 220 шекелей соответственно;

  • Модель для подгонки («Дегем ле-Бдикат hаттама») одной деталей самолёта «Баз» (F-15) – 8,000 и 180 шекелей соответственно.



Кроме стоимости производства, принтер экономит необходимость в высококвалифицированных производственных рабочих (токари, фрезеровщики и т.п.). Увеличивается скорость создания детали по сравнению со станками с ЧПУ. По-сути здесь идёт речь о цепочке «компьютер инженера-проектировщика – принтер», без необходимости каких-либо дополнительных подготовок и настроек станка. Часто экономится необходимость обращаться к внешнему подрядчику, что кроме денег экономит немало времени. Отпадает необходимость содержать запас запчастей соответствующего типа: если деталь повреждена и требует замены, её можно немедленно распечатать (конечно, если в памяти компьютера уже есть рабочий процесс для этой детали).

В планах ЙАА-22 – в ближайшие 1-2 года наработать опыт печати из полимерных материалов, после чего войти в область печати из металла (алюминий, титан и даже сталь). Прогноз на будущее (5+ лет вперёд) – до 50% деталей ЛА будут изготавливаться на принтерах.

Уже сейчас ЙАА-22 совместно со специалистами гражданских заводов и университетов (в Технионе есть 3D принтер для печати из металла) занимается планированием производства на принтере первой металлической детали – балки («кора») для вертолёта «Яншуф» (UH-60 «Блек Хок»). Данная балка имеет сложную геометрию и её не удалось произвести на старых технологиях: балка требует определённый изгиб и при попытках выгнуть заготовку – та ломалась. Производитель же оригинальной детали в США отказывался поставить её в единичном количестве. После изготовления балки она пройдёт всесторонние испытания (прочность, устойчивость к нагрузкам в условии полёта, испытания на усталость материала и т.п.) и только после этого её установят на вертолёт.

В мире 3D в области авиастроения набирает обороты. Так, уже на конец 2015 г. «Дженерал Электрик» работала над созданием производства авиадвигателей со значительным процентом печатных деталей.

Вчера (10.05.17) на сайте ВВС было опубликовано, что заложена основа сотрудничества в вопросе 3D-печати из металла между ВВС, МО и Тель-авивским университетом.

Недавно был начат проект «Марвад», совместный для Управления техобслуживания ВВС («Лаhак Циюд»), управления НИОКР МО (МАФАТ – «hа-Минhаль ле-Михкар вэ-Питуах АМЛАХ вэ-Таштит Технологит») и Тель-авивского университета. Речь идёт о печати из металла по технологии Directed Energy Deposition (DED). Принтер будет закуплен в течении ближайшего полугодия и будет размещён в Тель-авивском университете. До конца 2018 г. первые две детали, напечатанные на этом принтере, будут установлены на самолётах ВВС.

Со стороны ЙАА-22 вопрос курирует отдел материалов («Тхум hа-Хомарим») во главе с подполковником Алексом Козловским. По словам майора Дмитрия Фишмана из того же отдела, в АОИ и в различных оборонных компаниях Израиля уже используются десятки 3D-принтеров по технологии Powder Bed Fusion. Но DED – новая технология и проект «Марвад» даёт начало её применению в Израиле.



Ссылки:

  1. Журнал ВВС Израиля за февраль 2016 г., стр. 58-61.

  2. «Переворот печати» на сайте ВВС, 01.03.16.

  3. Совместная закупка 3-х мерного принтера, сайт ВВС, 10.05.17.

  4. Проект «Марвад»: принтер из металла для ВВС, israeldefense, 11.05.17.

  5. «Техобслуживание в ВВС Израиля», обсуждение на waronline.

Tags: ВВС - техобслуживание
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments