
«Таксибот» IAI – это полуроботизированный трактор-буксировщик самолётов. Управляет им пилот самолёта из кабины. Причём «Таксибот» не просто меняет обычные тракторы – он позволяет изменить сам процесс перемещения самолёта в аэропортах. Самолёт садится и после остановки выключает двигатель, без перемещения по аэропорту (или после перемещения на минимальную дистанцию для освобождения ВПП для следующей посадки). Далее к нему присоединяется «Таксибот» и под управлением пилота буксирует самолёт в нужную точку аэродрома, т.е. к заданным воротам терминала. Подобный подход экономит 85% топлива, снижает на 60% уровень шума на аэродроме и на 50% снижает опасность попадания посторонних предметов в двигатели (FOD – Foreign Object Damage). Сейчас «Таксибот» поступил на проверку в ещё два аэропорта – Схипхол в Амстердаме, Голландия (Amsterdam Airport Schiphol) и Бангалор в Индии.
«Таксибот» разработан Отделением гражданской авиации IAI («Хативат hа-Теуфа») в сотрудничестве с компанией TLD. Данное отделение было создано в январе 2019 г. слиянием 3 других отделений IAI. Сейчас в отделении 4 основных линии бизнеса, «Таксибот» создан линией «Бедек MRO» (Maintenance, repair and overhaul). «Бедек MRO» тесно взаимодействует с гражданскими авиакомпаниями и аэропортами по всему миру, отсюда хорошее понимание их нужд и запросов.
Заместитель гендиректора IAI и директор Отделения гражданской авиации Йоси Меламед сказал: «Относительная тишина в аэропортах мира – это бизнес-возможность для нас. В результате кризиса несколько правительств по всему миру, таких стран как Нидерланды, Франция и США, оказывают свою помощь предприятиям, включая авиационный бизнес, при условии реализации планов и мероприятий по продвижению различных актуальных тем, например сокращая выбросы парниковых газов. ‘Таксибот’ поможет аэропортам в мире выполнить эти требования и сэкономить средства. Мы видим рост интереса аэропортов к этому проекту».
«Таксибот» (TaxiBot) был в оригинале создан отделением «Лахав» IAI, прошёл сертификационные тесты в июле 2014 г. и разрешён для буксировки в аэропортах в ноябре 2014 г. Первое коммерческое использование (рейс Lufthansa LH140, из Франкфурта в Нюрнберг) было проведено 25.11.14. С февраля 2014 г. постоянно используется авиакомпанией Lufthansa в аэропорту Франкфурта. В начале 2016 г. был сертифицирован для работы с широкофюзеляжными авиалайнерами. С октября 2019 г. используется Air India в 3-м терминале Международного аэропорта имени Индиры Ганди в Нью-Дели.




Ссылки: