oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Categories:

Израиль изучает вопрос закупки новых F-15I

На сегодняшний день F-15 – наиболее мощные самолёты ВВС Израиля. Тяжёлые истребители, эксплуатируемые вместе с лёгкими F-16. Вначале – чистые истребители-перехватчики, «not a pound for air-to-ground». Далее (с 80-х гг.) – постепенное превращение в многоцелевые самолёты, способные вести разведку и применять самое современное вооружение «воздух-земля».

Вместе с тем F-15 – наиболее старые самолёты ВВС. Кроме 25 F-15I («Раам»), полученных в 1997-1998 гг. (сделка «Peace Fox 6»), прочие F-15 (F-15A/B/C/D  - «Баз») прибыли в Израиль в 70-е – начале 90-х гг., т.е. имеют возраст 25-40 лет.

  • 25 F-15A/B (23 F-15A и 2 F-15B) получены начиная с 10.12.76 и до 1978 г. (сделка «Peace Fox 1»); причём 4 из F-15A этой партии были подержанными, использовались ВВС США при испытаниях F-15;

  • 15 F-15C/D (9 F-15C и 6 F-15D) получены в 1981-1982 гг. (сделка «Peace Fox 2»);

  • 11 F-15C/D (9 F-15C и 2 F-15D) получены в 1984-1985 гг. (сделка «Peace Fox 3»);

  • 24 F-15A/B (18 F-15A и 6 F-15B) получены в 1991-1992 гг. (сделка «Peace Fox 4»); речь идёт о подержанных самолётах, в Израиле летало около половины, остальные использованы на запчасти;

  • 5 F-15D получены в 1992 г. (сделка «Peace Fox 5»);

  • 10 F-15D получены в сентябре 2016 г.; подержанные, произведены примерно в 1980-1983 гг.

Таким образом, были получены 90 «Баз». Боевых потерь за годы службы небыло, но с учётом аварий и списания – самолёты эксплуатировались только в 2 эскадрильях (133-я и 106-я). Летающие ныне самолёты прошли модернизацию по программе «Баз Мешупар» (БАЗМАШ, он же «Баз-2000»). Модернизация проходила в 1995-2005 гг. и касалась прежде всего авионики самолётов.

Израиль уже несколько раз взвешивал закупку новых F-15I для замены старых «Баз». Однако в начале 2000-х гг. предпочтение было отдано F-16I («Суфа»), а в начале 2010-х – F-35I («Адир»). Казалось бы, «поезд ушёл» - серийное производство F-15 должно было завершиться в начале 2019 г. Однако в ноябре 2016 г. США утвердили продажу 72 F-15QA Катару. Данная сделка сохранит производство F-15 примерно до середины 2020-х гг.

У Израиля появился ещё один шанс. 05.12.16 на сайте flightglobal.com появилась статья Арье Эгози с сообщением, что Израиль вновь изучает вопрос закупки F-15I. А 04.01.17 на сайте globes появилась статья, что в 2017 или самое позднее 2018 г. Израиль должен сделать выбор: купить ли 3-ю эскадрилью F-35I, или же новую партию F-15.

Приложение 1: потери F-15 в авариях и катастрофах.

Насколько это известно, за годы эксплуатации ВВС Израиля потеряли в авариях и катастрофах 8 F-15A/B/C/D. Ещё несколько самолётов получили тяжёлые повреждения, но были отремонтированы и вернулись в строй.


  1. 29.09.79 г. - F-15A, Б/Н 676 (получен в Peace Fox 1) - врезался в землю при возвращения на базу после ночного перехвата неопознанного самолёта. Лётчик погиб.

  2. 01.04.87 - F-15D «а-Намер а-Меофеф», Б/Н 223 (получен в 1985 г., Peace Fox 3) - вошёл в штопор в ходе отработки воздушного боя. После неудачных попыток стабилизировать самолёт экипаж катапультировался. Штурман покинул самолёт благополучно, но в системе катапультирования лётчика произошла поломка и он погиб.

  3. 15.08.88 г. - F-15A «Торнадо», Б/Н 672 и F-15A «а-Арпад», Б/Н 684 (оба полученны в Peace Fox 1) - столкнулись во время отработки воздушного боя в районе Мёртвого моря. Оба лётчика погибли.

  4. 10.02.91 - F-15C «Прас», Б/Н 821 (получен в Peace Fox 2) - потерял управление после помпажа двигателей. Лётчик катапультировался над морем, потерял сознание из-за поломки кислородной системы и погиб (захлебнулся в воде).

  5. 10.08.95 - F-15D «Ципор а-Эш», Б/Н 965 (получен в Peace Fox 3) - столкнулся со стаей аистов на высоте 1000 футов в ходе отработки воздушного боя в районе Рамат Махмаль. Самолёт врезался в землю, экипаж погиб.

  6. 19.01.97 - F-15B «Хец а-Кесеф», Б/Н 137 - вошёл в штопор. После неудачных попыток стабилизировать самолёт экипаж катапультировался в районе кибуца Равивим.

  7. 01.03.98 - F-15B «Керен Ор», Б/Н 142 (получен в 1991 г., Peace Fox 5) врезался в антенну на горе Эйваль в районе Шхема; экипаж погиб.

Приложение 2: списание F-15.

В списке ниже - 14 F-15A, летавших в Израиле и уже списанных, или никогда не летавших (поставки 1991-1992 гг.) и использующихся для канибализации на запчасти.


  1. F-15A Б/Н 107. Получен в 1992 г. (Peace Fox 5), в Израиле не летал. Находился в Тель-Ноф для канибализации. В 2005 г. внешне отремонтирован и установлен как памятник на въезде на базу.

  2. F-15A (или F-15B) Б/Н 122. Получен в 1991 или 1992 г. (Peace Fox 5). Скорее всего в Израиле не летал. Известно, что его детали использовались для ремонта F-15A «Эфрони» Б/Н 689, пострадавшего в аварии в 1998 г.

  3. F-15A «Увда», Б/Н 301. Получен в 1992 г. (Peace Fox 5). Летал в Израиле, но уже списан. Находился на базе Хацор.

  4. F-15A Б/Н 304. Получен в 1991 г. (Peace Fox 5), в Израиле не летал. Находился в Тель-Ноф для канибализации. Позже переведен в Увда.

  5. F-15A Б/Н 314. Получен в 1991 или 1992 г. (Peace Fox 5), в Израиле не летал. Более 20 лет стоял на хранении на базе Увда.  Известно, что его детали использовались для ремонта F-15B Б/Н 110, пострадавшего в аварии 2011 г. По-сути, передняя часть 110-го была пристыкована к средней и задней части 314-го. Работы велись в 2014-2016 гг., Б/Н заменён со 110-го на 122-й.

  6. F-15A «Нешер», Б/Н 316. Получен в 1992 г. (Peace Fox 5), в Израиле не летал. Находился в Тель-Ноф для канибализации. Позже переведен в Увда, установлен там на выставке.

  7. F-15A «Лави» Б/Н 317. Получен в 1992 г. (Peace Fox 5). Летал в Израиле, прошёл модернизацию по программе «Баз Мешупар», уже списан. Позже переведен в Увда для канибализации.

  8. F-15A «Атлас» Б/Н 322. Получен в 1992 г. (Peace Fox 5). Летал в Израиле, но уже списан.

  9. F-15A Б/Н 393. Получен в 1992 г. (Peace Fox 5), в Израиле не летал. Находился в Тель-Ноф для канибализации. Позже переведен в Техни Хайфа, стоит там на выставке.

  10. F-15A Б/Н 398. Получен в 1992 г. (Peace Fox 5), в Израиле не летал.  Находился в Тель-Ноф для канибализации. В ноябре 1999 г. был внешне отремонтирован, переведен в музей ВВС в Хацерим, стоит там на выставке как Б/Н 695 «Кохав».

  11. F-15A «Суфа» Б/Н 620. Получен в 1976 г. (Peace Fox 1), один из 4 первых израильских F-15. После списания находился на базе Тель-Ноф на канибализации.

  12. F-15A «Саар» Б/Н 622. Получен в 1976 г. (Peace Fox 1), один из 4 первых израильских F-15. После списания переведен в Техни Хайфа для подготовки техников ВВС.

  13. F-15A «Барак» Б/Н 644. Получен в 1976 г. (Peace Fox 1), один из 4 первых израильских F-15. После списания находился на базе Тель-Ноф на канибализации.

  14. F-15A «Раам» Б/Н 646. Получен в 1976 г. (Peace Fox 1), один из 4 первых израильских F-15. В 1980-1982 гг. сбил 4 сирийских самолёта. После списания находился на базе Тель-Ноф на канибализации.



Ссылки:



  1. Israel may acquire more F-15Is: sources, 05.12.16.

  2. F-15 в Израиле.

  3. Статья 2002 г. «Пилотируемая авиация ВВС Израиля».

  4. 133-я эскадрилья.

  5. 106-я эскадрилья.

  6. F-15 «Игл».

  7. Kuwait, Qatar Deals Move Forward, Likely Putting Boeing Fighter Jet Production Into the 2020s.

  8. USAF confirms F-15D delivery to Israel, 15.09.16.

  9. Прибытие F-15D в Израиль, сентябрь 2016 г., обсуждение на Фреш.

  10. Списки аварий и катастроф на сайте «Маркиа Шхаким».

  11. Списки судеб списанных самолётов на сайте «Маркиа Шхаким».

  12. 40 лет F-15 в ВВС, 10.12.16.

  13. Israel must choose: F-35 or F-15, globes, 04.01.17.


Дата последнего обновления: 08.01.17.
Tags: f-15, Авиапроисшествия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments