oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Categories:

190-я эскадрилья ВВС отметила 40 лет с момента создания

В марте этого года 190-я эскадрилья ВВС отметила 40 лет с момента создания. На протяжении своей истории эскадрилья эксплуатирует штурмовые вертолёты – вначале MD500 Defender («Ляhатут» в ВВС Израиля), далее AH-64A Apache («Петэн»). В связи с этой датой – об истории эскадрильи.



В статье «История начала разработок ПТУР в Израиле» я писал, что когда в начале 1973 г. Главный штаб пехоты и парашютистов обратился к ГШ с просьбой закупить 6 ПУ ПТРК TOW для изучения, генерал-майор Исраэль Таль (Талик), занимавший с 1972 г. должность главы Главного оперативного управления ГШ (АГАМ), и отвечавший среди прочего за закупку новых вооружений, решительно отмёл эту просьбу: «АОИ насыщена ПТ средствами и ещё одно ей не нужно». Под ПТ средствами Талик (в 1964-1969 гг. – Командующий бронетанковыми войсками АОИ) подразумевал танки. Танки были центральной системой вооружения СВ, на фоне постоянных нехваток бюджета всему остальному средств выделяли мало. Поэтому противотанковые средства АОИ (гранатомёты, противотанковые орудия, ПТРК) были на уровне 50-х гг. Считалось, что этого достаточно – всю работу сделают танки.

Похожая ситуация была и с боевыми вертолётами. Министр обороны Моше Даян обсуждал вопрос их закупки после своего визита в США в 1972 г., но на том этапе до практического осуществления этот вопрос не дошёл. Почему – не разъясняется, но думаю причины те же.

После Войны Судного дня 1973 г. ситуация кардинально изменилась. Началось бурное развитие всех типов противотанкового оружия (гранатомёты, ПТРК, кассетные боеприпасы для артиллерии и РСЗО, кассетные бомбы и УР «воздух-земля» для авиации). Задумались тогда и о закупке противотанковых вертолётов. Израиль имел большой опыт эксплуатации транспортно-десантных и лёгких вертолётов американского и французского производства, но никогда не имел на вооружении вооружённых вертолётов. Точнее, вертолёты ВВС несли 7.62-мм пулемёты (стрельба в ручную через окна и двери, при патрулировании границ и для самообороны на земле) и были эксперименты по их оснащению 30-мм пушками «Дефа», неуправляемыми ракетами и даже ПТУР, но результаты были не удовлетворительные и все эти системы на вооружение не принимались.

Командующий ВВС Бени Пелед во время одного из визитов в США также изучил вопрос использования штурмовых вертолётов и начал активно продвигать вопрос их закупки. Подполковник Нехемия Даган и майор Йони Гиль сформулировали оперативные требования к штурмовым вертолётам. В мае 1974 г. в США выехали делегация в составе 4 лётчиков транспортно-десантных вертолётов (подполковник Йони Эфрат, майор Офер Бен-Перец, капитан Яаков Решеф и капитан Ури Бен-Дор) для изучения возможностей закупки боевых вертолётов. Среди прочего, они прошли курс в школе вертолётов Армии США в Форт Ракер, Алабама, включая переподготовку на Bell AH-1 Cobra и участвовали в учениях с боевыми стрельбами на базе Форт Худ, Техас. Замечу, что «Кобра» совершила первый полёт в 1965 г. и уже с июня 1967 г. состояла на вооружении Армии США. Между 1967 и 1973 гг. было построено 1,116 вертолётов модели AH-1G, был момент, когда одновременно на вооружении было 1,081 таких машин. Использовал их и Корпус Морской Пехоты (КМП) США.

Вначале ВВС планировали купить не «Кобру», а новейший тяжёлый штурмовой вертолёт Sikorsky S-67 Blackhawk (не путать с Sikorsky S-70, получившем в Армии США обозначение UH-60 Black Hawk), но его прототип разбился на авиасалоне Фарнборо в сентябре 1974 г. и проект был прекращён. Тогда было решено купить «Кобру». За 2 млн долларов было куплено 6 вертолётов модели AH-1G из избытков КМП США для их тщательной проверки в Израиле.

11.04.75 AH-1G прибыли в Израиль и поступили в специально созданное для этой цели на базе Тель-Ноф испытательное подразделение 160 под командованием майора Шуки Ливнат (погиб 10.05.77 в катастрофе вертолёта СН-53 «Ясъур», т.н. «Асон hа-Нун-Далет»). После сборки и проверок 31.05.75 состоялся первый полёт «Кобры» в Израиле. Вертолёт получил название на иврите: «Цефа». После 8 месяцев испытаний Бени Пеледу был подан отчёт, поддерживающий закупку «Цефа» для ВВС. В феврале 1976 г. Пелед утвердил отчёт. Было решено модернизировать AH-1G до уровня AH-1Q (эта модель несла ПТРК TOW) и закупить дополнительные вертолёты модели AH-1S.

В мае 1977 г. AH-1G были отправлены в США на модернизацию. Часть персонала эскадрильи также вылетела в США для изучения тактики применения вертолётов с ПТРК. 01.12.77 испытательное подразделение 160 закрылось, вместо него в ВВС была создана 160-я эскадрилья. В августе 1978 г. первые AH-1Q прибыли в Израиль, а 09.05.79 эскадрилья выполнила первую атаку цели в Ливане. В 1979 г. прибыли и первые AH-1S. 29.09.79 (по другим данным 19.09.79) эскадрилья перебазировалась из Тель-Ноф в Пальмахим.

Всего в конце 70-х было получено 12 «Кобр»: 6 AH-1Q и AH-1S. Правительство США в тот период почему-то ограничило этим числом количество «Кобр», которые Израилю разрешалось приобрести (в последующем Израиль купил дополнительные AH-1S, а в 1985 г. была даже создана вторая эскадрилья этих вертолётов: 161-я). Было ясно, что 12 штурмовых вертолётов недостаточно и начались проверки альтернатив, в т.ч. американского Hughes MD500 Defender и немецкого MBB Bo 105. В конце-концов, командующий ВВС Давид Иври рекомендовал купить около 30 MD500 (возможно точная цифра – 29). MD500 имел более слабые ТТХ по сравнению с «Коброй», например не имел пушки (как на AH-1S) и мог нести 4 ПТУР TOW (по сравнению с 8 у AH-1Q и AH-1S), но имел и преимущества: был очень тихий, маневренный и дешёвый – 40% от цены AH-1S (т.е. по цене 2 AH-1S можно было купить 5 MD500).

Первые MD500 («Ляhатут») прибыли в Израиль в ноябре 1979 г. (по другим данным в декабре 1979 г.) и поступили на вооружение специального отдела («Гаф») в составе 160-й эскадрильи. А в марте 1980 г. (27 или 28 марта) в Пальмахим была создана отдельная эскадрилья для вертолётов «Ляhатут»: 190-я «Мага hа-Кесем» («Волшебное касание»). Позднее эскадрилья была переведена на базу Рамон, а в преддверии прибытия в Израиль «Апачи» и открытия в Рамон 113-й эскадрильи (сентябрь 1990 г.), – в Рамат-Давид.

Первую атаку в Ливане «Ляhатут» выполнили в июле 1980 г. Далее широко участвовали в Первой Ливанской войне 1982 г. с её первого дня (06.06.82), включая уничтожение РЛС в районе Дамур 08.06.82, бронетанковые силы Сирии в долине Бекаа и др. Отмечалось, что процент попаданий в цель у «Ляhатут» был выше, чем у «Цефа».

«Ляhатут» использовались в Ливане и в последующие годы, наиболее интересный пример – взлёт с ракетных катеров «Саар-4.5» для атаки с моря целей террористов в лагере беженцев Наhар Аль-Барад в Ливане, в 16 км к северу от города Триполи. Было проведено 2 такие атаки: 01.08.84 (операция «Некудат Зинук») и 10.07.85 (операция «Арвей Нахаль 4»). Цели располагались внутри жилого района, поэтому нужно было точечное поражение с использованием ПТУР. Но расстояние от северной границы Израиля (170 км) было слишком большим для ударных вертолётов ВВС того времени, при их вылете с сухопутных ВПП. Я писал об этом более подробно в статье «Вертолётоносные корабли ВМС Израиля».

Последним массированным оперативным использованием «Ляhатут» стала операция «Дин вэ-Хешбон» 1993 г. (25.07-31.07.93). Среди прочего были атакованы склады боеприпасов и даже танки (в районе Харис).

Работала 190-я эскадрилья и в учебных целях: в её рамках проводился Курс оперативной тренировки (КААМ – «Курс Имун Мивцаи») лётчиков боевых. А с 1992 г. (по др. данным с 1990 г.) «Ляhатут» использовались и на завершающем этапе (последние пол года) лётного курса  для подготовки лётчиков боевых вертолётов («Миткадем МАСКАР», МАСКАР – «Масок Крав»). До этого пилоты боевых вертолётов весь курс тренировались на Bell-206 («Сайфан»).

Кстати, в 1985 г. были закуплены и 6 не вооружённых MD500 для использования в качестве разведчиков, а заодно и как вертолётов связи (имели бортовые номера вида 9ХХ, в то время как вооружённые – 2ХХ). Причём применяли их не только в 190-й эскадрилье, но и в эскадрильях «Кобр» (благо все пилоты боевых вертолётов имели опыт полётов на «Ляhатут»). Всего ВВС получили примерно 36 MD500.

Несмотря на все достоинства, «Ляhатут» оставался достаточно слабым боевым вертолётом с точки зрения ТТХ и живучести. Как уже было сказано выше, в 1990 г. в Израиль прибыли первые «Апачи» (11.09.90) и на базе Рамон открылась 113-я эскадрилья этих вертолётов. Всего на первом этапе было закуплено 18 AH-64A, все – новой постройки, прибывали в Израиль темпом 2 вертолёта в месяц. А в сентябре 1992 г. правительство США заявило, что поставит Израилю 24 подержанных AH-64A, в рамках военной помощи. Через год, 12.09.93, на базе Рамон сели 4 самолёта С-5 «Галакси», доставив обещанные 24 «Апачи». Вертолёты были в плохом техническом состоянии и нуждались в длительном ремонте, тем не менее было ясно, что все или почти все из них войдут в состав ВВС.

Первые «Петэн» второй партии начали поступать на вооружение 113-й эскадрильи, но параллельно было решено снять с вооружения «Ляhатут» и перевооружить 190-ю эскадрилью на «Петэн». В начале 1994 г. 190-я эскадрилья временно закрылась. Задачи КААМ перешли одной из эскадрилий «Цефа», а в 1996 г. «Цефа» заменила «Ляhатут» и в Лётной школе, что означало окончание эксплуатации этих вертолётов в ВВС. Отдел оборонного экспорта в МО (СИБАТ) выставил 31 MD500 на экспорт, продать удалось лишь несколько (по-видимому только не вооружённый вариант поставок 1985 г.). Оставшиеся после длительного хранения были в 2017 г. отправлены на металлолом (кроме нескольких вертолётов, сохранённых в музее ВВС в Хацерим и как памятники на базах Рамат-Давид и  Рамон).

22.03.95 эскадрилья 190 открылась вновь, на базе Рамон, уже как эскадрилья «Петэн». Причём часть лётчиков и техников были персоналом оригинальной 190-й эскадрильи, прошедшие переподготовку с «Ляhатут» на «Петэн» в 113-й эскадрилье. С 2005 г. 113-я эскадрилья постепенно перешла на AH-64D Apache Longbow («Сараф»), часть из которых были новыми, честь – модернизированными из имевшихся AH-64A Apache. А 190-я эскадрилья продолжает эксплуатировать «Петэн», причём за счёт модернизации данные вертолёты не сильно уступают «Сараф», кроме отсутствия РЛС и ракет с РЛС-наведением.

С 1995 г. прошло 25 лет, т.е. 190-я эскадрилья эксплуатирует «Петэн» намного дольше, чем ранее «Ляhатут» (менее 14 лет). Все эти годы эскадрилья интенсивно участвует в боевых действиях, в т.ч. в Южном Ливане (1995-2000 гг., включая операцию «Энвей Заам» 1996 г.), Вторая Ливанская война (2006 г.), многочисленные операции в Секторе Газа («Оферет Йецука» 2008-2009 гг., «Амуд Анан» 2012 г., «Цук Эйтан» 2014 г., «Хагора Шхора» 2019 г. и др.).

Меняется и тактика применения. В прошлом основными задачами были атаки целей в глубине территории противника. При необходимости 190-я эскадрилья делает это и сейчас и сопровождает спецоперации, но главной задачей стала непосредственная поддержка дивизий и бригад СВ.




























Ролик о 2ЛВ 2006 г., 2010 г., 22-й канал ИТВ.


Ролик 2009 г., операция «Оферет Йецука», 11-й канал ИТВ.


Ролик 2017 г., поздравление к Дню Независимости.


Ролик 2020 г.


Фотографии техников первых лет работы с «Апачи» (т.е. примерно 1995-1998 гг.), подготовленные к встрече ветеранов технического отдела 11.07.15.


Техники на отдыхе, 26-27.06.16.

Ссылки:

  1. От «Ляhатут» к «Петэн»:  эскадрилья «Мага hа-Кесем» отмечает  40-летие, сайт ВВС, 11.06.20.

  2. 190-я эскадрилья, статья Википедии.

  3. 160-я эскадрилья, статья Википедии.

  4. 113-я эскадрилья, статья Википедии.

  5. «Дефендер» на сайте ВВС.

  6. «Апачи» на сайте ВВС.

  7. Вертолёты «Ляhатут» – Hughes MD500. Парк вертолётов «Ляhатут» ВВС, iskyteam.com.

  8. История боевых вертолётов ВВС, сайт «Маркия Шхаким».

Tags: ah-64, md500, ВВС - эскадрильи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments