oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Category:

Ходовая часть танка «Меркава» (1)

Данная статья посвящена ходовой части (шасси) танка «Меркава». Хотя краткое описание этого вопроса встречается почти в каждой статье о «Меркава», почти всегда это описание не полное, содержит ошибки и путаницу между теми или иными нюансами шасси разных моделей.

mer1-Suspension_01.jpg
Прототип танка «Меркава-1».


Общие замечания

Для руководства работами и конструирования танка в МО Израиля и в АОИ были созданы 2 организации – МАНТАК и РАПАТ. Поскольку в тексте ниже я несколько раз их упоминаю, сразу объясню, что это такое.

  • МАНТАК – «Минhелет Тохнит Танк» («Директорат Программы Танка») – Директорат в МО, отвечавший за разработку танка «Меркава», его производство, координацию с заводами гражданской промышленности. Поскольку МАНТАК уже давно занимается и другими образцами БТТ, сейчас принято расшифровывать это сокращение как «Минhелет Тохнит Танк вэ-РЕКЕМ» («Директорат Программы Танка и БТТ»).

  • РАПАТ – «Решут Питуах Танк» («Управление разработки танка») – Орган в Службе вооружений АОИ, занимающийся разработкой «Меркава» (а затем и другой БТТ). Т.е. это КБ по разработке и модернизации «Меркава» и другой БТТ.



На иврите шасси – это МАЗКОМ, в приложении 1 дана терминология и расшифровка сокращений. В АОИ для облегчения опознания гусеничной БТТ введена следующая система классификации шасси. Это классификация «по внешнему виду» и для конкретных машин не всегда связана с реальными конструкторами или фирмами-производителями. Итак, известны:

  • Шасси Карден Ллойд («МАЗКОМ Карден Ллойд») – крупногабаритные тележки с сблокированными катками. Название восходит к английской танкетке Карден-Ллойд. К этому типу относятся лёгкие танки М3 и М5 «Стюарт», средние М3 «Ли» и ранние М4 «Шерман» (с подвеской VVSS), полугусеничных БТР М2 и М3.

  • Шасси Кристи («МАЗКОМ Кристи») – катки большого диаметра, нет поддерживающих роликов. Название восходит к американскому танку Кристи. К этому типу относятся советские БТ, Т-34/44/54/55/62, английские «Крусейдер», «Кромвель», «Чариотир», БТР М113, САУ М107/108/109/110 и др.

  • Шасси Викерс («МАЗКОМ Викерс») – катки относительно малого диаметра и наличие поддерживающих роликов. Название восходит к английскому танку Vickers Mk E («Виккерс-шеститонный»). К этому типу относятся советские Т-64/72/80/90, американские М46/47/48/60, М1 «Абрамс» и др.



В соответствии с этой классификацией ходовая часть «Меркавы» именуется в АОИ «шасси Викерс, 6 опорных катков» («МАЗКОМ Викерс, 6 Гальгалей Марков»).

В статье «Лёгкий танк израильской разработки» я уже рассказывал о Ихиаме Харпазе (1947-2013). В течении многих лет (с перерывами с 1971 г., ) Ихиам работал в составе РАПАТ, в т.ч. в 1979-1986 гг. – в должности Начальника сектора шасси («Рош Мадор МАЗКОМ», в звании подполковник с 1982 г.), а в 1987-2005 гг. в должности Начальника направления подвижности («Рош Анаф Отомативи», в звании полковник с 1989 г.). В книге о Ихиаме содержится много информации по затронутому мной вопросу.

История создания

Разработка танка «Меркава» началась в 1970 г. К тому времени АОИ накопила значительный опыт применения БТТ с различными типами подвесок (см. приложение 2). Если оставить в стороне различные лёгкие машины (масса менее 20 тонн), то по подвеске средние, тяжёлые и основные танки делились на машины с пружинной (вариации подвесок Кристи и Хорстманна) и торсионной подвеской.

С точки зрения почвы, Израиль и его окрестности можно разделить на 2 основных типа ТВД: каменистый местность (Иудея и Самария, Негев, Иорданская долина, Голанские высоты, Ливан) и песчаная пустыня (побережье Средиземного моря, включая Сектор Газа, северный Синай и зону Суэцкого канала). Опыт применения танков показал, что в песчаной пустыне нет существенной разницы между танками с пружинной и торсионной подвеской. А вот на каменистой местности с последними много проблем из-за частых поломок торсионов. Именно поэтому во время войны 1973 г. все израильские танки с торсионной подвеской (М48, М60, трофейные Т-54/55 и ПТ-76) воевали на Синае, а танки с пружинной подвеской («Центурионы» и «Шерманы») – и на Синае, и на Голанских высотах.

Конечно, при необходимости танки с торсионной подвеской могут воевать и на каменистой местности. АОИ использовала те же М48 и М60 в Ливане в 1982 г., Сирия Т-54/55/62 – на Голанах в 1967 и 1973 гг., в Ливане в 1982 г. Однако, если выбор есть, предпочтение на такой местности отдаётся танкам с пружинной подвеской. И не только АОИ. Иордания, послав экспедиционные силы в Сирию в 1973 г., ввела в их состав только танки «Центурион», но не имевшиеся у неё и М48.

Ещё один фактор – устойчивость к подрывам на минах. Взрыв противотанковой мины разрушает подвеску любого типа, но пружинная, смонтированная снаружи, может быть легко заменена в полевых условиях. Торсионы же нередко заклинивает настолько, что их замена в поле становится невозможной. Другие плюсы – торсионы  занимают место внутри корпуса, а их отсутствие позволяет придать днищу V-образную форму, что повышает его устойчивость при подрыве. Конечно, есть и недостатки: более высокая раскачка корпуса, большие вес и уязвимость элементов подвески от огня (частично это компенсируется применением бортовых экранов).

Замечу также, что Израиль к концу 80-х гг. имел опыт НИОКР и с торсионной подвеской: при модернизации М60 до уровня «Магах-7» и «Сабра», при создании «Ахзарит» на базе Т-54/55 (включая новые торсионы и разработку новых гидравлических амортизаторов лопастного типа), при создании уже упомянутого лёгкого танка. Т.е. если бы пружинной подвеской были бы недовольны, можно было использовать и торсионную, например с поздних партий «Меркава-3» или с начала производства «Меркава-4». Но этого, как мы знаем, не произошло, именно благодаря предпочтению пружинной подвеске.

Да и вообще, по всему миру мы видим уход от торсионной подвески в пользу гидропневматической и активной (та же гидропневматическая, но с датчиками контроля положения катков и корпуса и выдача команд на изменение характеристик подвески с наиболее эффективным гашением колебаний корпуса). См. приложение 4.

Итак, при разработке «Меркава» выбор был однозначно сделан в пользу пружинной подвески. В первую очередь ориентировались на английские танки «Центурион» и «Чифтен», однако подвеска «Меркавы» не является заимствованием с этих танков, её сконструировали заново. Поскольку на начало 70-х гг. местного опыта создания подвески не было, разработку заказали за границей, в Германии (а не в Англии, как указывают некоторые источники), по сформулированному АОИ заданию. Отмечается, что некоторые элементы взяты из подвески танка «Леопард» и БМП «Мардер», хотя те имеют торсионную подвеску. Речь идёт о пружинном ограничителе хода катка и телескопическом гидравлическом амортизаторе.

Первые комплекты подвески для установке на первом прототипе «Меркава» прибыли в конце 1971 или начале 1972 г. Серийное же производство было налажено в Израиле. Компания «Ашот Ашкелон» (в составе IMI, сейчас – в «Эльбит») выполняла станочную обработку деталей и производила конечную сборку элементов подвески, компания «Тагаль SP Таасийот БААМ» (TGL SP Industries LTD; в 1998 г. куплена «Солтам») в Йокнааме делала опорные катки и поддерживающие ролики, «Урдан» в Нетании выполнял стальные отливки, завод IMI в Хайфе выпускал пружины, ШАХАЛь в Лоде («Шерутим hидраулиим, Лод») из состава IAI – гидравлические элементы, были и другие подрядчики. Эта подвеска использовалась на «Меркава-1» и «Меркава-2», претерпев лишь незначительные улучшения.

При разработке «Меркава-3» стало ясно, что подвеска ранних вариантов устарела и было решено создать новый вариант, уже в Израиле. Работы шли под руководством упомянутого выше Ихиама Харпаза. Впоследствии эта подвеска продолжила использоваться и на «Меркава-4». В книге памяти Ихиама этой теме посвящена вся 7-я часть (стр. 65-77), а в 9-й части (стр. 90-99) дано описание элементов подвески и шасси в целом.

Сроки разработки «Меркава-3» были напрямую связаны со сроками создания и налаживания серийного производства 120-мм орудия. Идея новой подвески появилась поздно и считалось, что к началу выпуска первой партии «Меркава-3» она готова не будет. Было намерение запустить танк в серию с подвеской «Меркава-2» и лишь затем, начиная со второй партии (а то и позже), поставить новую подвеску. Но Ихиам Харпаз сделал всё, чтобы разработка завершилась в срок. Работы были выполнены за 1 год, включая изготовление первых образцов, их установку на прототипе, первая серия испытаний, утверждение каждого элемента в отдельности и всей подвески в целом. И это при том, что главный конструктор танка, Исраэль Таль, поставил очень высокие требования к новой подвеске. Нет смысла влазить в такую разработку, если новая подвеска превзойдёт старую на проценты. Новая должна быть качественным рывком, настоящим переворотом.

На сборочном заводе уже шла подготовка производства «Меркава-3» и были изготовлены бортовые листы корпуса для 12 первых танков, под старую подвеску. Среди руководства МАНТАК и РАПАТ было широкое сопротивление изменять намеченный план (из более 20 начальников различных уровней «за» были только сам Харпаз и Шалом Корен, в 1984-1989 гг. руководивший Направлением корпуса в РАПАТ). Но Исраэль Таль принял мнение Харпаза и «Меркава-3» пошла в серию с новой подвеской, уже с первого серийного танка. При этом сроки поставок нарушены не были.

Кроме намного лучших характеристик, новая подвеска намного проще для техобслуживания. В «Меркаве-1/2» были 48 точек смазки, которые надо было смазывать раз в неделю («Типуль Швуи»). На «Меркава-3/4» – только 2 точки в системе натяжения гусеницы, и надо смазывать их лишь раз в месяц («Типуль Ходши»). Упростились и работы по монтажу и демонтажу элементов подвески.

Также отмечается, что подвеска «Меркава-3» была представлена иностранным специалистам по этому вопросу. Оценки были самые высокие.

Техническое описание

На всех моделях «Меркава» мотоблок (двигатель + трансмиссия) расположены спереди. Трансмиссия передаёт движение на бортовые редукторы, те вращают ведущие колёса с 2 шестерёнками («звёздочками») на каждой, обеспечивая протяжение гусеницы. Сзади расположены направляющие колёса (ленивцы) с механизмом натяжения. Начиная с «Меркава-3» используется встроенный гидравлический механизм натяжения, на его базе был создан (как внешний инструмент) механизм натяжения для «Меркава-2».

В начале 90-х гг. был создан новый планетарный бортовой редуктор (стр. 99), имевший, как сказано в книге, «колоссальную надёжность по сравнению с предыдущим вариантом». Новый редуктор был настолько хорош, что его получили не только новые танки, но и все уже выпущенные танки регулярных частей, включая «Меркава-2».

Имеется 6 опорных катков на борт. На «Меркава-1/2» эти катки обрезиненные, диаметром 790 мм, аналогичные каткам танка «Центурион». Передний каток из-за высокой нагрузки изнашивался быстрее, поэтому был разработан новый, цельнометаллический с рёбрами жёсткости. Изучение фотографий показывает, что его использовали уже в 80-е гг., в т.ч. и на «Меркава-1», тем не менее, устанавливался он не часто, большинство танков его не имели. Это верно для всех моделей «Меркава-1/2» и во все временные периоды, в т.ч. и для самых тяжёлых «Меркава-2 Бет Дор Далет».

Первые «Меркава-3» имели такие же катки, как и «Меркава-1/2», усиленный передний каток попадается на фото гораздо чаще (но не всегда). Далее был разработан новый цельнометаллический каток (т.е. без обрезинивания), имеющий в два раза больший срок службы при том же весе. Его начинают широко использовать с конца 90-х гг., далее он же устанавливался и на «Меркава-4». С этими катками усиленный передний каток не используется. Обрезиненный и цельнометаллический катки взаимозаменяемы, поэтому есть немало фото, где танк имеет оба типа катков, впрочем скорее всего это вопрос наличия запчастей.

Число поддерживающих роликов на борт – 4 («Меркава-1/2») или 5 (поздние «Меркава-2», «Меркава-3/4»). При этом ролики могут быть одиночными (поддерживают только ближайшую к борту часть верхней ветви гусеницы) и сдвоенные (поддерживают и ближнюю, и удаленную части верхней ветви гусеницы). Расположение роликов:

  • «Меркава-1/2» – 1-й, 2-й и 4-й поддерживающие ролики одиночные, 3-й – двойной.

  • Поздние «Меркава-2»: уже в 1985 г. был вариант с 1-м, 2-м, 3-м и 5-м одиночными роликами и 4-м двойным, а далее – с таким же расположением, как на «Меркава-3/4».

  • «Меркава-3/4» – 1-й, 3-й и 5-й поддерживающие ролики одиночные, 2-й и 4-й – двойные.



Ещё одна интересная деталь о поддерживающих роликах – их обрезинивание (стр. 88). Резина изнашивалась, особенно в условиях действия в Южном Ливане, а это приводило к учащению спадания гусениц. К 1998 г. был разработан новый поддерживающий ролик – усиленной конструкции и без обрезинивания. В 2000 г. АОИ была выведена из Южного Ливана. Опыт применения новых катков показал: они изнашиваются меньше, но частоты, возникающие от их вибраций, отрицательно воздействуют на системы управления танка («Михлалей hа-Бакара»). И в 2002 г. было возвращено обрезинивание, уже на базе усиленных роликов.

Согласно большинству источников, гусеница «Меркава-1/2» состоит из 110 цельнометаллических траков шириной 640 мм с открытым шарниром. На «Меркава-3» гусеницу расширили до 660 мм. Длина опорной поверхности гусеницы – 4,520 мм. Однако, Книга памяти Ихиама (стр. 94) сообщает несколько иные детали: на «Меркава-1/2/3» 111 траков, на «Меркава-4» – 95 (последняя цифра подтверждена в статье на сайте АОИ от 22.07.18 и её перепосте на «7-й канал» за ту же дату). Первоначально траки гусеницы «Меркава-1/2» была заимствована у «Центуриона», но из-за более высокого веса «Меркава» срок их жизни был мал. Постепенно, особенно на этапе перехода к производству «Меркава-2», траки были значительно усилены.

Далее, уже для «Меркава-3», была разработана новая гусеница с усиленными траками («Хулия Мехузекет»), старые траки стали называть «лёгкими» («Хулия Каля»). С годами эту гусеницу стали использовать и на «Меркава-2». При создании «Меркава-4» гусеница претерпела ещё большие изменения: гребни («Мидрас») стали ровными, вместо ступенчатых («Яшар вэ-Лё Медураг»), а шаг гребней («Псия») был увеличен со 140 до 163 мм (это и объясняет снижение числа траков в гусенице: 140х111=15,540, 163х95=15,485). Судя по фото, все «Меркава-4» используют именно такую гусеницу.

Ещё одна интересная деталь связана с шириной гусеницы (стр. 82). При переходе к «Меркава-3» гусеницу решили расширить с 640 до 660 мм. Однако, резко участились случаи искривления и разрушения внешнего края гусеницы. Проверки проходимости показали, что для большинства типов местности на местных ТВД влияние роста удельного давления на грунт не значительно и новая гусеница была не расширена, а заужена: вначале до 610 мм, далее до 580 мм. В книге не сказано, использовалась ли и далее «лёгкая гусеница» (шириной 660 мм) параллельно с «усиленной» (580 мм) для работы на мягких грунтах.

Что касается удельного давления на грунт, то при указанной выше опорной поверхности и принимая массу танка за 65 тонн, имеем (в кг/см2; для сравнения, у М1А1 – 1.01, Т-72Б3 – 0.9, Т-90А – 0.97):

  • 580 мм – 1.24;

  • 610 мм – 1.18;

  • 640 мм – 1.12;

  • 660 мм – 1.09.



Примечание: согласно Jane's Armour and Artillery 2002-3003, длина опорной поверхности гусеницы (Length of track on ground) для всех моделей 4.78 м. Если это так, то для гусениц указанной ширины при массе 65 тонн удельное давления на грунт составляет 1.17, 1.11, 1.06 и 1.03 соответственно. Однако известно также, что длина корпуса у «Меркава-3/4» превышает длину корпуса «Меркава-1/2», по ряду источников на 15 см (с 7.45 до 7.60), а по Jane's Armour and Artillery 2002-3003 – аж на 52 см (с 7.45 до 7.97). При этом выросла и опорная поверхность гусеницы, визуальное подтверждение этому – характерный увеличенный промежуток между 4-м и 5-м опорными катками на «Меркава-3/4». Возможно 4.78 – это цифра только для «Меркава-3/4» и прирост уже учтён (4.78 м больше 4.52 м на 26 см). Но если нет, то скажем дополнительные 15 см к 4.78 м, т.е. до 4.93 м, изменят цифры выше на 1.13, 1.08, 1.03 и 1.0 (точнее, 0.999) соответственно.

В начале 2000-х гг. появились фото «Меркава-3 Баз Дор Далет» с новой обрезиненной гусеницей. Судя по всему, это был эксперимент, не давший положительных результатов и далее эта гусеница не использовалась.

Подвеску «Меркава-1/2» в некоторых источниках именуют пружинно-балансирной, но это неверно. Каждый из 6 узлов подвески на борт включает балансир, рессору с двумя параллельно работающими цилиндрическими пружинами (пружина меньшего диаметра внутри пружины большего диаметра) и ограничитель хода катка. На 1-м, 2-м, 5-м и 6-м узлах подвески установлены телескопические гидравлические амортизаторы. Балансиры нечётных по счёту катков (т.е. 1-го, 3-го и 5-го) направлены в сторону носа танка, чётных (т.е. 2-го, 4-го и 6-го) – в сторону кормы, что внешне создаёт вид трёх тележек, что может ввести в заблуждение. На практике два соседних узла имеют лишь один общий элемент – узел крепления балансиров («Бейт Митле», на английском housing). Таким образом, подвеска всех моделей «Меркава» – независимая.

На первом этапе узлы подвесок страдали от трещин и разрушений, поэтому были усилены как в нижней части, так и в верхней, в точке крепления к корпусу (стр. 96). Балансир также был усилен. Если вначале он изготовлялся из профиля толщиной 15 мм, то далее – из 25-мм (стр. 92). Уже на «Меркава-4» прочность стала таковой, что поломок балансиров небыло вообще (кроме тяжёлых аварий и подрывов на минах). Поэтому на складах МАЦЛАХ (Центр вооружений и запчастей ГУ ТО АОИ) балансиры в запасах почти не держались.

Ограничитель хода катка (упор) первоначально был пружинный (с конической пружиной) на всех катках. В дальнейшем на «Меркава-2» на 1-м катке был заменён на гидравлический израильской разработки с ходом поршня 85 мм.

Подвеска «Меркава-3/4» имеет балансиры, направленные в сторону кормы на всех узлах подвески. Узел крепления каждого балансира к корпусу свой. И здесь каждый узел подвески имеет сдвоенную пружинную рессору (усовершенствованную), но при этом на 1-м, 2-м, 5-м и 6-м узлах (стр. 97) добавлен гидравлический лопастной амортизатор в узле крепления балансира (некоторые источники говорят о таких амортизаторах на всех катках, но это не верно). На 1-м и 6-м узлах подвески «Меркава-3» установлены гидравлические ограничители хода катков с ходом поршня вначале 140 мм, затем – 190 мм (стр. 97), именно такие ставились затем и на «Меркава-4». Все узлы имеют также механические ограничители хода катка.

Количественным показателем работы подвески является ход катка, динамический и полный.

  • «Меркава-1/2» – динамический 210 мм, полный обычно не указан; в Википедии на английском сказано ‘Total vertical wheel travel – 295–380 mm’.

  • «Меркава-3/4» – динамический 304 мм, полный – 604 мм (по Janes: ‘300 mm bump and 304 mm rebound’); некоторые источники говорят о динамическом ходе в 300 мм и полном в 600 мм, возможно это округлённо.



В Книге памяти Ихиама для «Меркава-1/2» подтверждается цифра динамического хода в 210 мм, что касается «Меркава-3», дана несколько меньшая цифра – 290 мм (стр. 76). Ссылка идёт на интервью с самим Ихиамом от 2010 г.

На сайте АОИ выставлен «Каталог специальных инструментов для танков 'Меркава' моделей 1,2,3,3 'Баз', 4» (формат pdf). На стр 1-23 – инструменты, связанные с ходовой частью. Некоторые инструменты подходят для всех моделей, многие – только для 1/2 или только для 3/4, есть и такие, которые специфичны для одной модели. Система номер 33 (на картинке 6) – это гидравлическая система натяжения для «Меркава-2».

SuspensionSchema_01.jpg
Сравнение шасси «Меркава-2» и «Меркава-3».

SuspensionSchema_05.png
Шасси «Меркава-3».

SuspensionSchema_04.jpg
Шасси «Меркава-3».

SuspensionSchema_03.jpg
Шасси «Меркава-3».

SuspensionSchema_02.jpg
Шасси «Меркава-2».

Продолжение.
Tags: Меркава
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 40 comments