oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Categories:

Ходовая часть танка «Меркава» (2) – приложения

Начало.

UrdanPlant-ForMerkava_01.jpg
Продукция завода «Урдан» для танка «Меркава».

Ashot-for-Merkava_01.jpg
Продукция завода «Ашот» для танка «Меркава».


Приложение 1: терминология на иврите в области гусеничного движителя, подвески и танка «Меркава»


  • МАЗКОМ – «Маарехет Захалим, Кфицим вэ-Марковим» – дословно «Система гусениц, пружин и опорных катков», т.е. это следует переводить как «Ходовая часть» или «Шасси» (для гусеничной техники – сочетание гусеничного движителя и системы подрессоривания).

  • «Митле» – подвеска.

  • «Бейт Митле» – корпус подвески.

  • «hенеа Софи» – бортовой редуктор.

  • «Тоф hа-hанаа» – ведущее колесо.

  • «Зер Мениа» – шестерёнка (звёздочка) ведущего колеса.

  • «Мангенон Метах» – механизм натяжения (гусеницы).

  • «Гальгаль hа-Метах» – направляющее колесо (ленивец) с механизмом натяжения гусеницы.

  • «Гальгаль Марков» (сокращённо в текстах – Гимель-Мем, на сленге – «Буги», от искажённого английского Bogie) – опорный каток (мн. ч. «Гальгалей Марков», «Бугим»).

  • «Гальгаль Темех» – поддерживающий ролик.

  • «Гальгаль Темех Бодед» – одиночный поддерживающий ролик (подразумевается ролик, поддерживающий только внутреннюю часть верхней ветви гусеницы).

  • «Гальгаль Темех Кафуль» – сдвоенный поддерживающий ролик (подразумевается ролик, поддерживающий обе части верхней ветви гусеницы).

  • «Табур Гимель-Мем» – ступица опорного катка.

  • «Кфиц» – пружина.

  • «Зроа» – балансир.

  • «Пагош» или «Пагош Соф hа-Маалах» – ограничитель хода опорного катка (упор).

  • «Пагош Кфици» – пружинный ограничитель хода катка.

  • «Пагош hидраули» – гидравлический ограничитель хода катка.

  • «Мерасен» – амортизатор.

  • «Мерасен Кави» – линейный амортизатор (подразумевается телескопический гидравлический амортизатор, в отличии от амортизатора роторного типа).

  • «Мерасен Сивуви» – роторный амортизатор (подразумевается гидравлический роторный амортизатор).

  • «Захаль» – гусеница.



Приложение 2: подвеска танков и ИТ АОИ

Ниже – список образцов БТТ АОИ (танки и истребители танков), включая трофеи и образцы на изучении (танк «Чифтен»). В скобках указана масса и год поступления на вооружение в Израиле или первого случая захвата данного образца в качестве трофея АОИ.


  • М4 «Шерман», подвеска VVSS (30-32 тонны, 1948 г.) – 6 опорных катков на борт, сблокированы по 2, c вертикальными пружинами (VVSS – Vertical volute spring suspension). Узел подвески (тележка) состоит из двух балансиров соединенных с опорными катками, коромысла, буферной площадки, двух буферных пружин, корпуса с направляющими пазами.

  • «Кромвель» (28 тонн, 1948 г.) и «Чариотир» (30 тонн, 1978 г.) – 5 опорных катков на борт, независимая (индивидуальная) пружинная (свечная) подвеска с винтовой цилиндрической пружиной. На 1-м, 2-м, 4-м и 5-м узлах подвески устанавливались гидравлические амортизаторы двухстороннего действия (усовершенствованная подвеска Кристи).

  • «Рено» R-35 (10.6 тонн, 1948 г.) – из 5 опорных катков на борт, 1-й имеет индивидуальную подвеску, остальные 4 сблокированы попарно, все на горизонтальных резиновых рессорах. Каждая рессора представляет собой набор резиновых колец чередующихся с металлическими дисками. Резиновые кольца работают на сжатие. Для ограничения хода катков вниз использовались два уменьшенных резиновых кольца ниже осей качания балансиров. Для увеличения упругости рессоры и упрощения ее конструкции резиновые кольца и металлические диски между собой не склеены.

  • «Гочкис» H-39 (11 тонн, 1948 г.) – 6 опорных катков на борт, сблокированы попарно, на горизонтальных пружинах (т.н. «французские ножницы»).

  • Лёгкий MkVI (5 тонн, 1948 г.) – 4 опорных катка на борт, сблокированы попарно, пружинная подвеска (подвеска Хорстманна).

  • М22 «Локаст» (7.4 тонн, 1948 г.) – 4 опорных катка на борт, сблокированы попарно, на вертикальных буферных пружинах. Ленивец большого диаметра имел аналогичную подвеску и был опущен до уровня земли, исполняя роль 5-го опорного катка.

  • М13/40 (14 тонн, 1948 г.) – 8 опорных катков на борт, сблокированы по 4 в две тележки, на балансирах и полуэллиптических рессорах.

  • М10 «Вульверин» (29.5 тонн, 1951 г.) – 6 опорных катков на борт, сблокированы по 2, c вертикальными пружинами.

  • АМХ-13 (14.5 тонн, 1955 г.) – 5 опорных катков на борт, индивидуальная торсионная подвеска, на 1-м и 5-м катках – гидравлические амортизаторы.

  • Т-34-85 и Су-100 (32 тонны, 1956 г.) – 5 опорных катков на борт, независимая (индивидуальная) пружинная (свечная) подвеска с винтовой цилиндрической пружиной, без амортизаторов (подвеска Кристи).

  • М4 «Шерман», подвеска HVSS (30-39 тонн, 1956 г.) – 6 опорных катков на борт, сблокированы по 2, c горизонтальными пружинами (HVSS – Horizontal volute spring suspension). Балансиры каждой тележки выполнили в виде двуплечих рычагов, на нижнем конце которых устанавливаются сдвоенные опорные катки, на верхнем крепятся две буферные пружины, которые размещены между балансирами горизонтально, над рессорами – гидравлический телескопический амортизатор.

  • «Арчер» (15 тонн, 1956 г.) – 6 опорных катков на борт двух разных диаметров, сблокированы в тележки по 3. Большой каток каждой тележки располагается на первичном балансире, закреплённом на кронштейне на корпусе танка. К первичному балансиру шарнирно крепится вторичный, с размещённым на нём коромыслом с двумя малыми катками. Упругим элементом тележки служит пружинная рессора с телескопическим гидравлическим амортизатором, соединённая цапфами с первичным и вторичным балансирами.

  • «Центурион» (51 тонна, 1959 г.) – 6 опорных катков на борт, сблокированы попарно, пружинно-балансирная подвеска, упругий элемент – цилиндрические винтовые пружины. На первых тележках каждого борта устанавливались гидравлические телескопические амортизаторы одностороннего действия (модернизированный вариант подвески Хорстманна).

  • М48 (44.8 тонн, 1964 г.) – 6 опорных катков на борт, индивидуальная торсионная подвеска, с гидравлическими амортизаторами на 1-м, 2-м и 6-м катках.

  • «Чифтен» (55 тонн, испытания в 1967-1969 гг.) – конструкция подвески заимствована у «Центурион».

  • М47 (46.1 тонн, 1967 г.) – 6 опорных катков на борт, индивидуальная торсионная подвеска, с гидравлическими амортизаторами на 1-м и 6-м катках.

  • PzKpfw-IV (25 тонн, 1967 г.) – 8 опорных катков на борт, сблокированы попарно на балансирах с подвеской на четвертьэллиптических листовых рессорах.

  • StuG-III (23.9 тонн, 1967 г.) – 6 опорных катков на борт с индивидуальной торсионной подвеской. 1-й и 6-й катки оснащены гидравлическими амортизаторами.

  • Т-54 и Т-55 (36 тонн, 1967 г.) – 5 опорных катков на борт, индивидуальная торсионная подвеска, 1-й и 5-й катки на борт снабжены гидравлическими амортизаторами лопастного типа.

  • ИС-3 (49 тонн, 1967 г.) и ИСУ-152 (47.3 тонны, 1967 г.) – 6 опорных катков на борт, индивидуальная торсионная подвеска, без амортизаторов.

  • ПТ-76 (1967 г.) – 6 опорных катков на борт с индивидуальной торсионной подвеской. На 1-м и 6-м узлах подвески используются гидравлические амортизаторы поршневого типа двустороннего действия.

  • М60 и М60А1 (46 и 47.7 тонн, 1971 г.) – 6 опорных катков на борт, индивидуальная торсионная подвеска. На 1-м, 2-м и 6-м опорных катках имеются телескопические гидравлические амортизаторы.

  • Т-62 (37 тонн, 1973 г.) – конструкция подвески заимствована у Т-54/55.

  • М60А3 (49.5 тонн, 1980 г.) – конструкция заимствована у М60/М60А1, но торсионная подвеска трубчато-стержневого типа.



Приложение 3: описание гусеничного движителя и подвески танка «Меркава» по различным источникам.

Василий Чобиток, статья «Ходовая часть танков. Подвеска» на «Бронесайте»: Можно было бы сказать, что независимая пружинная подвеска устарела, если бы в конце 70-х годов на вооружение израильской армии не был принят танк "Меркава". Подвеска танков Mk 1 и Mk 2 "Меркава" на один борт состоит из шести узлов подвески. Каждый узел включает балансир, рессору с двумя параллельно работающими пружинами и гидравлический ограничитель хода катка. На первом, втором, пятом и шестом узлах подвески установлены телескопические гидравлические амортизаторы. Балансиры нечетных по счету катков направлены в сторону носа танка, четных - в сторону кормы, поэтому внешне узлы подвески попарно образуют три тележки, что может ввести в заблуждение, и в некоторых источниках указывается, что подвеска "Меркавы" балансирно-пружинная, хотя на самом деле она независимая. Динамический ход катков большого диаметра (D= 790 мм) обеспечивается достаточно высокий – 210 мм.

Подвеска модификации Mk 3 "Меркава" была улучшена. На ней также применяются сдвоенные пружинные рессоры. Качающаяся часть всех балансиров направлена в сторону кормы, что уменьшает жесткость встречи катков с неровностями. На первых и шестых узлах подвески установлены гидравлические ограничители хода катков, на всех двенадцати узлах - гидравлические лопастные амортизаторы и механические ограничители хода (в некоторых источниках, в частности в справочнике "Jane's Armour and Artillery 1998-99" с.51-55, говорится про восемь амортизаторов - на первых, вторых, пятых и шестых узлах подвески). Полный ход катка составляет 604 мм (!), что почти в два раза больше, чем у быстроходного Т-72, а динамический – 304 мм. Можно предположить, что такая подвеска имеет высокую удельную потенциальную энергию и обеспечивает очень высокую плавность хода.

Подвеска "Меркав" всех модификаций расположена снаружи и не занимает внутренний объем танка. Повышенная уязвимость подвески частично компенсируется применением бортовых экранов. Особым достоинством подвески "Меркавы" является сравнительная простота ее обслуживания и высокая ремонтопригодность.

Полковник Е. Викторов. Израильский танк "МЕРКАВА" (журнал ЗВО). "Меркава" Мк2 ... На каждом борту танка установлено шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков (диаметр 790 мм, динамический ход 210 мм...) и три поддерживающих ролика. Ведущие колеса переднего расположения. Подвеска независимая пружинного типа. Два передних катка имеют гидравлические амортизаторы. Подвеска быстро заменяется при подрыве на мине. Траки гусеницы (ширина 640 мм, длина опорной поверхности 4,52 м) цельнометаллические, с открытым шарниром. ... По сообщениям зарубежной печати, израильская промышленность приступила к разработке еще более усовершенствованного образца танка - "Меркава" Мк3, который в отличие от предшествующих моделей будет оснащен ... гидропневматической подвеской.

Полковник Е. Викторов. Израильский танк "МЕРКАВА" Мк3 (журнал ЗВО). Ходовая часть танка "Меркава" Мк3 включает (на сторону) по шесть опорных катков. Ведущие колеса переднего расположения. Подвеска независимая пружинного типа (рис. 4). На четырех опорных катках с каждого борта установлены мощные гидравлические амортизаторы роторного типа, а на передних и задних катках - гидравлические упоры. Динамический ход опорных катков достигает 600 мм, что сравнимо с показателями гидропневматических подвесок. Траки гусениц цельнометаллические, с открытым шарниром.

Юрий Спасибухов, Анатолий Бахметов "БОЖЕСТВЕННАЯ КОЛЕСНИЦА" (журнал Танкомастер., 2000 г., № 1). Ходовая часть для танка «Меркава» была специально разработана английской фирмой с участием израильских специалистов, которые предложили за основу ходовую часть танка «Центурион». На каждом борту имеется по шесть опорных катков, которые попарно соединены с узлами подвески. Из-за перегруженной передней части танка (броня, двигатель) передний каток первой тележки был усилен ребрами жесткости, по типу танка Т-54. Так как израильтяне сделали выбор в пользу подвески танка «Центурион» (особенно благодаря ее противоминной стойкости), то вопрос об использовании торсионной подвески при проектировании танка не возникал. При анализе выбора подвески было обращено внимание на то, что торсион может быть поврежден в результате взрыва мины до такой степени, что замена его в полевых условиях сопряжена со значительными трудностями. Танк «Меркава» имеет подвеску со спиральными пружинами, которая избавлена от недостатков более старых подвесок типа «тележка» и обеспечивает ход опорных катков более 120 мм, что оказывает положительное влияние на условия вождения по пересеченной местности. Кроме того, одним из положительных моментов, определивший выбор именно на этот тип подвески, явилось то, что узел подвески крепится к корпусу четырьмя болтами и, следовательно, может быть легко заменен при повреждении. Танк оснащен гусеницами с открытым металлическим шарниром, заимствованными с танка «Центурион», так как они обладали более высокой надежностью в сравнении с американскими образцами. Гусеница состоит из 110 траков шириной 640 мм.

Мураховский В. И., Павлов М. В., Сафонов Б. С., Солянкин А. Г., Основной танк «Меркава» (Современные танки. Под ред. Сафонова Б. С. и Мураховского В. И. — М.: Арсенал-Пресс, 1995. — C. 71-80) [о «Меркава-1/2»]. Ходовая часть имеет по шесть обрезиненных опорных (диаметром 790 мм) и по пять поддерживающих катков с каждого борта, причем три из них поддерживают верхнюю ветвь гусеницы только за ближайшую к борту часть, а два — за удаленную. Гусеница состоит из 110 траков шириной 640 мм с открытым металлическим шарниром. Подвеска пружинно-балансирная. На двух передних и двух задних узлах установлены амортизаторы. Два передних ограничителя хода катков — гидравлические.

"Меркава" Мк3: В ходовой части используется индивидуальная подвеска со сдвоенными цилиндрическими пружинами в качестве упругого элемента. На первых и шестых узлах подвески установлены гидравлические ограничители хода катков, а на четырех средних узлах — гидравлические амортизаторы. Полный ход опорных катков 604 мм. Ширина трака гусеницы увеличена до 660 мм.

В. Борзенко. «Меркава» из Израиля. Танк «Меркава» Mk.3 (журнал «Моделист-конструктор», 2011 г., № 10). В ходовой части поставлено по шесть опорных катков и по пять поддерживающих на борт. Ведущие колёса — передние. Траки — цельнометаллические с открытым шарниром. Подвеска осталась независимой. Однако на опорных катках стали использовать сдвоенные цилиндрические винтовые пружины, на четырёх срединных катках поставили гидравлические амортизаторы роторного типа, а на передних и задних — гидравлические упоры. Ход опорных катков возрос до 604 мм. Плавность хода танка значительно улучшилась. Применили также встроенный механизм натяжения гусениц, что дало экипажу возможность их регулировки без выхода из танка. Гусеницы имеют цельностальные траки с открытым шарниром. При движении по асфальтированным дорогам они могут меняться на траки с резинонакладками. .... [на модели «Меркава Симан 3 Бет Баз Дор Далет»] Цельнометаллические опорные катки.

Статья «Меркава» (Википедия на русском).

  • Мк1: Подвеска пружинная, вне забронированного объёма. ... Все пружинные подвески осложняют скоростное поражение целей в силу раскачки корпуса.

  • Мк2: Модернизация ходовой части заключалась в установке на два передних узла подвески гидравлических упоров.

  • Мк3: Пружинная подвеска «Меркавы Mk.3» была значительно улучшена. Качающаяся часть всех балансиров направлена в сторону кормы, что уменьшает жёсткость встречи катков с неровностями. На четырёх опорных катках с каждого борта установлены мощные гидравлические амортизаторы роторного типа, а на передних и задних катках — гидравлические упоры. Динамический ход опорных катков увеличен до 300 мм, полный — 604 мм, что сравнимо с показателями гидропневматических подвесок. Траки гусениц цельнометаллические, с открытым шарниром.

  • Мк4: Подвеска танка пружинная (практически не используется в мире), обладая своими преимуществами она определённо снижает точность стрельбы в движении.



Статья Merkava (Википедия на английском).

  • The general design borrows the tracks and roadwheels from the British Centurion tank, which had seen extensive use during the Yom Kippur war and performed well in the rocky terrain of the Golan.

  • Мк1/2: vertical double coil spring. Total vertical wheel travel – 295–380 mm.

  • Мк3/4: vertical coil spring with rotary coil spring. Total vertical wheel travel – 600 mm. The running gear consists of six unevenly spaced rubber-tired road wheels on each side, and five return rollers, the second from the rear of which is noticeably larger than the others. The drive sprocket is forward, and the conspicuously spoked idler is rear.



Jane's Armour and Artillery (2002-2003 гг.).

  • Merkava Mark 1: has six 790 mm Centurion-type rubber-tyred roadwheels either side with the drive sprocket at the front, idler at the rear and four track-return rollers. Each roadwheel is suspended by a separate helical spring with suspension arms for two roadwheels, each caged in a housing. The first, second and fourth track-return rollers support the inside of the track only.

  • Merkava Mark 1: Suspension: independent, helical spring and volute bumper spring.

  • Merkava Mark 3: The suspension is new consisting of 12 roadwheels, six either side, independently mounted on trailing arms and sprung by pairs of concentric coil springs. The first two and last two roadwheel stations either side have a hydraulic rotary damper developed by SHL. Ashot Ashkelon provides the final drives and suspension system for the Merkava Mk 3. Total roadwheel travel is 604 mm, 300 mm bump and 304 mm rebound.

  • Merkava Mark 3: has a new suspension system of a spring and rotary coil-spring design, differing from the double spring system of the previous models of the Merkava.

  • Merkava Mark 3: Suspension: Independent trailing arm, coil springs.

  • Merkava Mark 4: The external single-position suspension with rotary shock-absorbers has been upgraded and total vertical roadwheel travel is 600 mm.



Сайт Army Gide. The Mk 1 Merkava has six 790 mm Centurion-type rubber-tyred roadwheels either side with the drive sprocket at the front, idler at the rear and four track-return rollers. Each roadwheel is suspended by a separate helical spring with suspension arms for two roadwheels, each caged in a housing. The first, second and fourth track-return rollers support the inside of the track only. Urdan Industries has developed a new roadwheel for Merkava and Centurion MBTs which has the same weight but twice the life.

Приложение 4: подвеска современных танков (3-е и 3+ поколение).

Все танки имеют индивидуальную подвеску, конкретный тип – указан ниже. В скобках – год начала эксплуатации. Как мы видим, большинство производителей (кроме КНР) переходят от торсионной подвеске к гидропневматической, включая гидропневматическую активную.

  • Т-80 (1976, СССР) – торсионная;

  • «Леопард-2» (1979, ФРГ) – торсионная;

  • М1 «Абрамс» (1981, США) – торсионная;

  • «Челленджер» (1983, Великобритания) – гидропневматическая;

  • EE-T1 «Озорио» (1985, опытный, Бразилия) – гидропневматическая;

  • Тип 85 (1986, КНР) – торсионная;

  • K1 или Тип 88 (1987, Южная Корея) – смешанная, гидропневматическая на 1-м, 2-м и 6-м катках, торсионная на 3-м, 4-м и 5-м катках;

  • Тип 88 (1988, КНР) – торсионная;

  • Т-90 (1992, Россия) – торсионная;

  • Тип-90 (1992, Япония) – смешанная, гидропневматическая на 1-м, 2-м, 5-м и 6-м катках, торсионная на 3-м и 4-м катках;

  • AMX-56 «Леклер» (1992, Франция) – гидропневматическая;

  • C1 «Ариете» (1995, Италия) – торсионная;

  • «Челленджер-2» (1995, Великобритания) – гидропневматическая;

  • Тип 96 (1997, КНР) – торсионная;

  • Тип 98 (1998, опытные, КНР) – торсионная;

  • Тип 99 (2001, КНР) – торсионная;

  • MBT-2000 или VT-1A «Аль-Халид» (2001, КНР и Пакистан) – торсионная;

  • Т-84БМ «Оплот» (2009, Украина) – торсионная;

  • «Арджун» (2011, Индия) – гидропневматическая;

  • Тип 10 (2012, Япония) – активная, гидропневматическая;

  • К2 «Чёрная пантера» (2014, Южная Корея) – гидропневматическая;

  • Т-14 «Армата» (2014, Россия) – активная, гидропневматическая;

  • MBT-3000 или VT-4 (2016, КНР) – торсионная;

  • «Алтай» (2021, Турция) – гидропневматическая.



Inside_02_mer3_M60_Father_and_Son.jpg
М60, 1977 г., и «Меркава-3», 2015 г.

Inside_01_mer3_BM-140493p40-41.jpg
«Меркава-3», 1993 г.

Inside_03_mer4.jpg
«Меркава-4», примерно 2018 г.

Продолжение.
Tags: Меркава
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 6 comments