oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Categories:

Подразделения системы управления и контроля ВВС Израиля

Я уже не раз писал о системе управления и контроля ВВС Израиля («Маарах Бакара»). Система отвечает за управление воздушным движением над Израилем (ATC – Air Traffic Control), создание картины воздушной обстановки над Израилем и соседними странами, раннее предупреждение в интересах ПВО (AD – Air Defense) и за различные оперативные задачи, например наведение на воздушные цели истребительной авиации или на наземные цели – ударной авиации, а также другими задачами (транспортные, поиска и спасения и т.п.). Данная статья посвящена подразделениям, входящим в систему.



Несколько терминов, связанных с подразделениями системы:

  • ЙАБАМ («Йехидат Бакара Мерказит») – Центральное подразделение воздушного контроля;

  • ЙАБА («Йехидат Бакара Эйзорит») – районное подразделение воздушного контроля (иногда неверно расшифровывается как «Йехидат Бакара Авирит», т.е. подразделение воздушного контроля);

  • Йуд-Бет («Йехидат Бакара») – подразделение воздушного контроля;

  • Йуд-Гимель («Йехидат Гилуй») – подразделение обнаружения;

  • МИХА («Мефкедет Йехидот Бакара») – штаб подразделений воздушного контроля.



Основы авиауправления были заложены в ВВС Израиля в начале 50-х гг. добровольцами из-за границы (МАХАЛь). Первый курс авиаконтроля прошёл в 1952 г. («Курс Бакарим Алеф»). До 60-х гг. контроль над воздушным пространством был централизованный. Все данные со средств обнаружения (будь то посты визуального наблюдения или первые РЛС) стекались в ЙАБАМ. Рост авиадвижения привёл к переходу на районный контроль в рамках 2 ЙАБА – северной и южной. Каждая ЙАБА включала несколько РЛС, системы связи, посты управления (под землёй, в хорошо защищённых бункерах). После 1967 г. ряд ЙАБА был создан и на Синае. При этом могли существовать и Йуд-Бет (как вспомогательные станции контроля) и Йуд-Гимель (РЛС-пост, не имеющий своих авиконтролёров и передающий данные на ЙАБА или Йуд-Бет).

В зависимости от ситуации статус подразделений может меняться. В статье «Подразделение авиаконтроля Бааль-Хацор» я рассказывал, что  подразделение, созданное в 1978 г. как Йуд-Бет, в 1982-1985 гг. (период пребывания АОИ в Ливане) стало полноценной ЙАБА, получив территориальную ответственность за центр страны, от Хадеры на севере и до Гедеры на юге, включая связь с гражданской системой авиаконтроля в районе аэропорта Бен-Гурион. В 1985 г. подразделение вновь стало Йуд-Бет, а с 2002 г. – Йуд-Гимель.

Кроме стационарных подразделений, система может включать мобильные подразделения, развёртываемые для прикрытия мёртвых зон на малых высотах или как замена стационарных подразделений в случае их выхода из строя. Кроме того, в ВВС имеются эскадрильи самолётов ДРЛОиИ, чьи самолёты также усиливают систему. При необходимости для прикрытия мёртвых зон могут привлекаться и батареи ПВО («Хок», на вооружении с 1965 по 2014 г., и «Пэтриот», на вооружении с 1991 г.).

Вся система управления и контроля подчиняется единому штабу (МИХА), во главе которого стоит офицер в звании полковник. Система подготовки кадров сейчас сосредоточена в новой Школе управления воздушным движением, недавно я писал о ней и тому, то этой школе предшествовало.

Итак, список подразделений:

  • Таесет-122 – 122-я эскадрилья ВВС, имеет на вооружении в т.ч. и самолёты ДРЛОиУ «Нахшон Эйтам» (на базе G550); в 2005-2008 гг. базировалась в Лод, с 2008 г. – в Неватим; подробнее в отдельной статье;

  • ЙАНАТ-151 – подразделение испытания ракет ВВС на базе Пальмахим, подробнее о нём – в отдельной статье; в составе подразделения есть отдел управления и операций («Гаф Бакара вэ-Мивцаим»), по-видимому также имеющий РЛС и способный наблюдать за воздушным пространством (но его основная функция – наблюдение за испытаниями ракет и запуском космических ракет-носителей);

  • Йехида-155 («Йехидат Гилуй вэ-hахвана») – мобильное подразделение, развёртывалось в Пальмахим, на горе Ум Хашиба на Синае и в др. местах; существовало в 60-е – 70-е гг., расформировано;

  • Таесет-192 – 192-я эскадрилья ВВС, имела на вооружении самолёты ДРЛОиУ E-2С Hawkeye («Дая»), существовала в 1978-1994 гг. на базе Хацерим;

  • ЙАБАМ-333 в Хефец Хаим (возле Гедеры) – Центральное подразделение авиаконтроля, расформировано после введения в эксплуатацию ЙАБА-509, 1967 г.;

  • Йуд-Бет-501 в Хефец Хаим – подразделение сбора данных с постов визуального наблюдения; сюда стекалась информация с постов на Голанах, с постов в районе канала (после создания Линии Бар-Лева – из ОП, т.н. «маозов», и др.); здесь же в прошлом была школа системы авиауправления; расформировано;

  • Йуд-Бет-503 – Стела-Марис на горе Кармель (Хайфа) – расформирована в ноябре 1968 г.;

  • Йуд-Гимель-503 (Йуд-Бет-503 в 1978-1982 и 1982-2002 гг., в 1982-1985 гг. – ЙАБА-503) – Бааль-Хацор в Самарии; создано в 1978 г., Йуд-Гимель с 2002 г.; подробно описана в отдельной статье;

  • Таесет-505 – первое подразделение РЛС ВВС, создано ещё весной 1948 г., получило номер в сентябре 1948 г. На практике может рассматриваться как учебное подразделение, полноценных РЛС дальнего действия не имела. Об истории подразделения можно прочесть (на иврите) в статье на сайте «Маркиа Шхаким» (в веб-архиве).

  • ЙАБА-506 – на севере, гора Мирон, создано примерно в 1966 г., контролирует воздушное пространство Израиля от центра на север; одна из 2 главных ЙАБА системы, подробно описана в отдельной статье;

  • ЙАБА-509 – на юге, в районе Мицпе-Рамон – контролирует воздушное пространство Израиля от центра на юг; официально введено в эксплуатацию в сентябре 1967 г., но фактически начало работу ранее (так, работало уже во время Шестидневной войны); одна из 2 главных ЙАБА системы, подробно описана в отдельной статье;

  • ЙАБА-511 (возможно, Йуд-Бет 511) – в центре Синая, на горе Джабль Ум-Марджам, 8 км к северо-западу от авиабазы Рафидим; создана в июне 1967 г., сразу после Шестидневной войны (ранее там располагались египетские РЛС, развёрнутые в сторону Израиля); эвакуирована в 1979 г., после мирного договора в Кемп-Девиде; в 1973 г. имела РЛС AN/TPS-43, возможно также 1 или более других РЛС);

  • Йуд-Гимель-511 – в районе Димоны, т.н. «Махане Камус» – база, с которой эксплуатируют РЛС ДРЛО на аэростате; создано в сентябре 1990 г., первый аэростат заступил на боевое дежурство в марте 1991 г.;

  • МИХА-517 – штаб подразделений воздушного контроля, по-видимому находится на базе Кирия в Тель-Авиве (там же, где и штаб ВВС);

  • Йуд-Бет 518 – возле солёного озера Бредвиль на севере Синая, по другим данным на Джабль Атака; эвакуировано в рамках отхода с Синая;

  • ЙАБА-528 (возможно, Йуд-Бет 528) – на юге Синая, на горе Цафра, 20 минут езды от Шарм-Эль-Шейх (Офира) и в часе езды от базы ВВС Офир, вблизи берега моря; Цафра контролировала т.н. «Мерхав Шломо» – юг Синая, Суэцкий и Эйлатский заливы; подразделение создано во время Войны на истощение и эвакуировано в рамках отхода с Синая; на 1973 г. имела 2 РЛС: AN/TPS-43 и AN/TPS-44; позже воссоздано как Йуд-Бет 528 – на базе Увда, среди прочего является учебным подразделением системы управления и и контроля;

  • ЙАБА-545 (возможно, Йуд-Бет 545) – в центре Синая, на горе Ум Хашиба (там же располагался передовой КП ЮВО); скорее всего это ошибка и речь идёт о подразделении РЭБ, так в одном источнике говорится, что на 1973 г. на Синае располагались подразделения РЭБ: 505, 555, 545 и 557; кроме того, гора Ум Хашиба близка к ЙАБА-511 и не имело смысла иметь рядом две ЙАБА; по другим данным был Йуд-Бет 545 вблизи канала напротив Исмаилии; после его обнаружения и начале артобстрелов его убрали на Ум Хашиба и позже перепрофилировали в подразделение РЭБ и связи;

  • Йуд-Бет-547 (или Йуд-Гимель 547) – на горе Джабль Йалек на Синае, усиливала контроль над Синаем к западу от линии Эль-Ариш – Шарм эль-Шейх; считалась запасным подразделением для ЙАБА-511; эвакуировано в рамках отступления с Синая;

  • Йуд-Бет-548 – мобильное подразделение; создано в конце 60-х гг., при необходимости развёртывалось в горах Иудеи для контроля воздушного пространства над Иорданией; расформировано.



Как мы видим, почти все подразделения имеют номера вида 5ХХ. Это не случайно – данные номера используются подразделениями ВВС, связанными с электроникой, – ДРЛО, РЭБ, связи. Так, на базе ВВС Лод (БАХА-27) на 2008 г. базировалось подразделение РЭБ 555 (подробнее о подразделениях РЭБ – в отдельной статье) и батальон связи ВВС 533 (с января 2010 г. переехал на базу Школы ПВО в Машавей Саде, БИСЛА-883).


Слева – знак подразделений воздушного контроля (единый для разных подразделений и МИХА-517); справа – знак Школы управления воздушным движением ВВС.

Ссылки:

  1. Дани Шалом, «Ки-Раам бэ-Йом Баhир» («Как гром среди ясного неба»; книга о войне 1967 г.; иврит, 2002 г.).

  2. Дани Шалом, «Руах Рафаим Меаль Каир» («Призрак над Каиром»; книга о войне на истощение; иврит, 2007 г.).

  3. Бени Пелед «Йамим Шель Хешбон» («Дни расплаты»; книга о войне 1973 г., иврит, 2004 г.).

  4. Система управления и контроля ВВС Израиля, статья Википедии.

  5. Махане Камус, Фейсбук.

  6. Сайт ВВС Израиля.

  7. «Система управления и контроля ВВС Израиля – новости и история», обсуждение на waronline.org.

Tags: Базы - ВВС, ВВС - авиауправление, ВВС - подразделения, Символика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments