oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Categories:

Двигатели самолётов F-15I и F-16I пройдут модернизацию

07.07.13 звено из 4 самолётов F-16I («Суфа») 107-й эскадрильи («Рыцари оранжевого стабилизатора») отрабатывало воздушный бой над Средиземным морем, на удалении 50 км от побережья, напротив сектора Газа. Во время одного из боёв самолёт Б/Н 107 перешёл в пикирование, а при выходе из него у самолёта остановился двигатель. Пилот оповестил наземные службы и предпринял попытки повторно запустить двигатель. Успехом это не увенчалось и при достижении «Суфа» минимальной высоты, пилот и штурман катапультировались, параллельно передавая на землю точные координаты места падения. Через час экипаж был поднят из воды бойцами эвакуационно-спасательного подразделения ВВС 669, прибывшего к месту аварии на вертолёте CH-53 («Ясъур»), и доставлен на медицинские проверки в больницу Тель-а-Шомер.

«Суфа» оснащён двигателем F100-PW-229, пара таких же двигателей установлена и на F-15I («Раам»). По указанию командующего ВВС, весь парк «Суфа» и «Раам» прекратил полёты, до выяснения обстоятельств аварии.

Через неделю на дне моря удалось найти и поднять на поверхность двигатель самолёта. Началось расследование, в котором участвовали специалисты по двигателям ВВС, представители фирмы-изготовителя (Pratt & Whitney), специалисты по метеорологии, расследованию авиакатастроф и экипаж самолёта. Расследование показало, что ориентируемые лопасти компрессора высокого давления (RCVV, Rear Compressor Variable Vanes) закрылись из-за поломки в контроллере двигателя (т.е. компьютера, управляющего работой двигателя), что привело к отключению последнего и невозможности повторного запуска в воздухе.

Особо беспокоило то, что при пикировании самолёт не превысил какие-либо ограничения, определённые для самолёта и двигателя. Таким образом, речь шла о неком дефекте контроллера. ВВС обратились к Pratt & Whitney с запросом на устранение дефекта.

Прошло почти 4 года и вот, в последние месяцы, эскадрилья Центра испытательных полётов ВВС («Таесет МАНАТ 5601») провела ряд испытаний модернизированной версии двигателя. Испытания проводились как на «Суфа», так и на «Раам». Модернизация представляет собой новую версию программного обеспечения (ПО) контроллера двигателя.

Испытания на «Суфа» включали полёты на различных скоростях и высотах, с различными углами атак, для проверки работы двигателя в обычных режимах. На двухдвигательном «Раам» один из двигателей имел изменения, второй оставался старой модификации. На «Раам» отрабатывались пикирования и выход из пикирования под различными углами, отключение двигателя новой модификации в воздухе и его повторный запуск. В целом, по данным полётов и первичному анализу результатов, двигатель функционирует исправно.

Представители Pratt & Whitney прибыли в Израиль и сопровождали весь процесс испытаний, начиная от загрузки нового ПО, запуски двигателей на земле, вылет на испытательный полёт и сбор данных телеметрии двигателя после каждого возвращения самолёта. Сейчас фирма обрабатывает результаты чтобы окончательно подтвердить, что нет каких-либо сбоев в новом ПО.

Только после этого начнётся установка нового ПО на все двигатели F100-PW-229 ВВС Израиля и ВВС всех прочих пользователей этой модели F100. Возможно, ВВС придётся внести некоторые изменения в процесс инструктажа лётчиков и в инструкции экстренных ситуаций (БАДАХ – «Бдикот Хиунийот»).

Стоит отметить, что испытания двигателей – крайне редкое событие для МАНАТ. В Израиле вносится множество изменений в системы ЛА, происходит интеграция нового оружия и различного оборудования, но двигатели практически никогда не меняются, полагаясь в этом вопросе на производителей. По словам подполковника Шломи, командира МАНАТ, испытания, подобные нынешним, происходят в МАНАТ  не чаще одного раза в десятилетие.







Ссылки:

  1. В связи с аварией «Суфа» 107: новая версия двигателя, сайт ВВС, 18.06.17.

  2. Авария «Суфа» Б/Н 107, сайт «Маркиа Шхаким».

Tags: f-15, f-16, Авиапроисшествия, ВВС - системы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Коронавирус и АОИ, ситуация на 13.04.21

    3 дня назад я публиковал статус со вспышкой коронавирусной инфекции COVID-19 в Израиле и в АОИ, на 10.04.21. На эту дату в Израиле было 835,813…

  • Стрелковое оружие АОИ в 1973 г.

    В своё время я описывал систему стрелкового оружия АОИ на начало Шестидневной войны 1967 г. и на начало Войны Судного дня 1973 г. (ссылки в конце…

  • Неделя в истории 98-й дивизии

    Сайт АОИ опубликовал ряд фото бойцов 98-й дивизии. Точнее, двух моментов её текущей жизни: бойцы 35-й парашютно-десантной бригады призыва марта…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments