В четверг 06.08.20, около 20:40, было опубликовано: в ходе испытательного полёта над полигоном на юге Израиля разбился БПЛА Hermes 900 StarLiner, выпущенный компанией «Эльбит Маарахот» для ВС Швейцарии. В результате аварии никто не пострадал, однако БПЛА стоимостью несколько десятков млн шекелей был полностью уничтожен. Причина аварии – техническая поломка. Судя по последующим публикациям авария произошла на день раньше – 05.08.20. До окончания расследования полёты данной версии прекращены.


Hermes 900 StarLiner – увеличенный вариант Hermes 900. Размах его крыла 17 м, максимальная взлётная масса 1,600 кг, по сравнению с 15 м и 1,180 кг у обычного Hermes 900. Также известен как Hermes 900 HFE (HFE – Heavy Fuel Engine), поскольку его двигатель работает на дизельном топливе. Для эксплуатации в условиях Швейцарии (полёты над Альпами) оснащён противообледенительной системой, аварийным парашютом и системой обнаружения и предотвращения столкновений (SAA – Sense and Avoid-System). Из-за роста массы двигателя и вспомогательного оборудования масса полезной нагрузки возросла не столь значительно: с 350 до 450 кг. Потолок (30,000 футов) и время пребывания в воздухе (36 часов) не изменились. А вот цена БПЛА выросла в двое.
StarLiner предназначен для эксплуатации в гражданском воздушном пространстве (поэтому после аварии «Эльбит» оповестил об этом не только заказчика, но и главного следователя авиакатастроф в министерстве транспорта, уже начавшего расследование происшествия). Основное отличие от обычного Hermes 900 – повышенная надёжность, возможность работы в неблагоприятных погодных условиях и различные меры по снижению вероятности столкновения с пилотируемыми ЛА при полётах в одном с ними пространстве. БПЛА соответствует стандарту НАТО STANAG 4671 и выполнил годовой сертификационный план полётов в 2017-2018 гг. над национальном парке Масада в Израиле, был представлен потенциальным заказчикам в июле 2018 г.
Контракт с МО Швейцарии (Swiss Federal Department of Defense, Civil Protection and Sport, DDPS) был подписан в ноябре 2015 г. В Швейцарии БПЛА известен как ADS-15 (ADS – Aufklärungsdrohnen-System, что в переводе с немецкого обозначает «Система БПЛА»). В рамках контракта стоимостью 200 млн долларов «Эльбит» должен поставить заказчику 6 машин. Первый БПЛА был поставлен в 2019 г. 12.07.20 было объявлено, что швейцарская армия отложит ввод в эксплуатацию системы до 2021 г. из-за пандемии COVID-19.
В Швейцарии ADS-15 пришёл на смену БПЛА RUAG Rangers (ADS-95), вариант БПЛА Scout израильской IAI, выпускавшийся в Швейцарии компанией RUAG Aviation, совместно с Oerlikon-Contraves и IAI. ADS-95 эксплуатировались с июня 1999 г., а ранее в 1988-1999 гг. – ADS-90. Всего было построено 4 системы и 28 БПЛА ADS-95 (на 2015 г. использовались 15, на 2109 г. – 14). 31.12.19 последний ADS-95 был снят с вооружения.








Ссылки:
StarLiner предназначен для эксплуатации в гражданском воздушном пространстве (поэтому после аварии «Эльбит» оповестил об этом не только заказчика, но и главного следователя авиакатастроф в министерстве транспорта, уже начавшего расследование происшествия). Основное отличие от обычного Hermes 900 – повышенная надёжность, возможность работы в неблагоприятных погодных условиях и различные меры по снижению вероятности столкновения с пилотируемыми ЛА при полётах в одном с ними пространстве. БПЛА соответствует стандарту НАТО STANAG 4671 и выполнил годовой сертификационный план полётов в 2017-2018 гг. над национальном парке Масада в Израиле, был представлен потенциальным заказчикам в июле 2018 г.
Контракт с МО Швейцарии (Swiss Federal Department of Defense, Civil Protection and Sport, DDPS) был подписан в ноябре 2015 г. В Швейцарии БПЛА известен как ADS-15 (ADS – Aufklärungsdrohnen-System, что в переводе с немецкого обозначает «Система БПЛА»). В рамках контракта стоимостью 200 млн долларов «Эльбит» должен поставить заказчику 6 машин. Первый БПЛА был поставлен в 2019 г. 12.07.20 было объявлено, что швейцарская армия отложит ввод в эксплуатацию системы до 2021 г. из-за пандемии COVID-19.
В Швейцарии ADS-15 пришёл на смену БПЛА RUAG Rangers (ADS-95), вариант БПЛА Scout израильской IAI, выпускавшийся в Швейцарии компанией RUAG Aviation, совместно с Oerlikon-Contraves и IAI. ADS-95 эксплуатировались с июня 1999 г., а ранее в 1988-1999 гг. – ADS-90. Всего было построено 4 системы и 28 БПЛА ADS-95 (на 2015 г. использовались 15, на 2109 г. – 14). 31.12.19 последний ADS-95 был снят с вооружения.



Ссылки:
- На юге Израиля разбился БПЛА Hermes 900, предназначавшийся на экспорт, israeldefense, 07.08.20.
- На юге страны разбился Hermes 900, предназначавшийся для армии Швейцарии, newsru, 07.08.20.
- Hermes 900 StarLiner на сайте «Эльбит».
- Hermes 900 StarLiner MALE UAS, airforce-technology.com.
- Erste von sechs neuen Drohnen steht in Emmen, bote.ch, 09.12.19.
- Livraison du premier drone Hermes 900 pour la Suisse ! psk.blog, 09.12.19.