oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Categories:

История 34-го дивизиона ВМС АОИ

01.09.20 состоялась церемония расформирования 34-й дивизиона 3-й флотилии ВМС АОИ, я писал об этом в отдельной статье. В той статье есть некоторые детали по истории этого дивизиона, сформированного в 1979 г. И как раз к этой дате на странице Israeli Navy Friends на Фейсбук выложили электронную книгу в формате pdf по истории этого дивизиона («Сефер Дигитали – Пальга 34») в период всей истории его существования (1979-2020 гг.). Там же есть и ряд других деталей по истории 3-й флотилии.


«Саар-4» в противолодочном вараинте.


Автор и редактор электронной книги – старший лейтенант Ям Айдоковский, офицер разъяснительной работы («Кцин Шивук») 3-й флотилии. В конце книги приведен список источников. Это и статьи Википедии о 3-й флотилии и отдельных кораблей из её состава (ряд этих статей указаны в моём списке источников ниже), и аналогичные страницы Фейсбук, различные интервью, информация Направления СМИ и разъяснительной работы («Анаф Тикшорет вэ-hа-hасбара») ВМС, данные информационной системы ТМУНА, Товарищества ВМС («Амутат Хейль hа-Ям») и Музея ВМС в Хайфа. Но главный источник, поставленный в списке на первое место, – книга «3-я флотилия» издательства МО 2005 г.

История создания 34-го дивизиона.

Организация 3-й флотилии началась в 1967 г. в преддверии принятия на вооружение ракетных катеров «Саар» (см. приложение 1), официальная дата открытия – 15.07.68. Все 12 катеров прибыли в Израиль с декабря 1967 г. по декабря 1969 г. Первоначально было создано 3 дивизиона: 31-й, 32-й и 33-й, каждый включал по 4 катера, причём все дивизионы были смешанными между различными моделями катеров («Саар-1/2/3»).

С 1973 г. на вооружение поступают первые два катера типа «Саар-4», для них был создан новый дивизион, 44-й (затем – 45-й). В середине 70-х – ещё 4 катера «Саар-4». 3-я флотилия продолжала расти и на 1977 г. включала около 25 ракетных катеров (от себя замечу: данная цифра не ясна, до 1979 г. было получено 10 «Саар-4», т.е. имелось 22 катера «Саар-2/3/4»; ракетные катера других типов поступили на вооружение только в 80-е гг.).

В 1978 г. было решено разделить 3-ю флотилию на две: 3-ю и 5-ю (51-й и 52-й дивизионы). Номер 5 для флотилии не был новым в ВМС: ещё в 1948 г. в ВМС была создана «малая флотилия» («hа-Шаетет hа-Ктана»), объединявшая сторожевые, а затем и торпедные катера (первые куплены в 1949 г.). В 1952 г. названия флотилий были заменены на номера и эта флотилия стала 5-й. В 1957 г. в Эйлате была создана ещё и 15-я флотилия торпедных катеров. Однако в 1958 г. эти флотилии были расформированы, их место заняли 914-й и 915-й дивизионы на Средиземном море, 912-й дивизион в Эйлате и 788-й дивизион сторожевых катеров на озере Кинерет.

Кроме ракетных катеров на Средиземном море, ВМС имели с 1974 г. такие катера и на Красном море, с базой в Шарм-эль-Шейх. К 1979 г. там было 6 катеров: 2 типа «Саар-2» («Акко» и «Хайфа») и 4 типа «Саар-4» («Кидон», «Кешет», «Решеф» и «Ромах»). Катера были объединены в 45-й дивизион. В 1979 г. на его базе была создана 4-я флотилия с делением на 2 дивизиона: 41-й («Кидон», «Акко» и «Хайфа») и 42-й («Кешет», «Решеф» и «Ромах»).

Разделение флотилий в Хайфе было не долгим. Уже летом 1979 г. флотилии были объединены вновь под номером 3. При этом 31-й дивизион (4 катера «Саар-2») был переведен в Ашдод (штаб дивизиона в 1978 г., катера – в 1979 г.). 51-й дивизион, влившийся в 3-ю флотилию, получил новый номер – 34-й. На том этапе дивизион был смешанным по типам катеров. И лишь в октябре 1979 г. было решено сосредоточить все катера «Саар-2» в 34-м дивизионе и специализировать его на противолодочных задачах. В 1980 г. «Акко» и «Хайфа» перешли из Красного моря в Средиземное на базу в Ашдод, в 31-й дивизион, а 4-я флотилия в Эйлате была расформирована, вновь став 45-м дивизионом. Позднее все ракетные катера были переведены на Средиземное море и 45-й дивизион был расформирован.

Из сказанного выше получается, что на 1980 г. все «Саар-2» были сосредоточены в 31-м дивизионе на базе «Ашдод», но это противоречит противолодочной специализации именно 34-го дивизиона. Также известно, что 31-й дивизион оставался в Ашдоде до февраля 1990 г. и лишь затем вернулся в Хайфу. На 1989 г. этот дивизион включал 3 катера типа «Саар-4» («Таршиш», «Комемиут» и «Кидон») и 1 типа «Саар-3» («Саар»), т.е. катеров типа «Саар-2» в нём небыло. Получается, что решение по 34-му дивизиону приняли в октябре 1979 г., а реально «Саар-2» сосредоточили в нём не ранее конца 1980 г.

Боевое применение

В книге сказано, что большинство операций дивизиона всё ещё засекречены. Ряд приведенных операций относятся к истории 3-й флотилии до 1979 г., т.е. имеют отношение к ракетным катерам дивизиона, но не к самому дивизиону. Да и из того, что перечислено ниже, почти ничто отношения к 34-му дивизиону не имеет: в указанные периоды лишь катера «Мивтах» в 1985 г. и «Акко» в 1992 г., а также судно «Тамнун» в 1992-1996 гг. входили в состав 34-го дивизиона:

  • Июнь 1982 г., 1ЛВ – существовали опасения, что Ливия пошлёт ПЛ к берегам Ливана на помощь палестинцам. Как следствие, в ходе десантной операции ВМС в устье реки Авали 34-й дивизион проводил поиск ПЛ на подходах к району десантирования.

  • Июль 1984 г. – перехват судна террористов «Ула». Выполнен 13-й флотилией совместно с ракетным катером «Ницахон» напротив побережья Ливана.

  • Апрель 1985 г. – потопление судна террористов ATTAVIROSS. Участвовали ракетные катера «Моледет» и «Мивтах». Судно потоплено артиллерийским огнём катера «Моледет», 20 террористов убиты, 8 взяты в плен.

  • Сентябрь 1985 г. – поимка высокопоставленного палестинского террориста. Катера «Ацмаут» и «Моледет» захватили в море судно Opportunity, задержан заместитель командира «Подразделения-17» ФАТАХ с большой суммой денег.

  • Август 1986 г. – захват судна «Амаль». Участвовали катер «Моледет», силы 13-й флотилии и морской патрульный самолёт «Шахаф». На судне найдены 3 контейнера с оружием, скоростная лодка и 10 человек команды. Судно было доставлено в Хайфу, оружие конфисковано, судно отпущено.

  • Октябрь 1992 г. – операция «Бэ-Зман Эмет». Участвовали силы 13-й флотилии и 5 ракетных катеров («Моледет», «Акко», «Ацмаут», «Ницахон» и «Геула»). Катера нанесли удар по целям террористов на побережье Ливана, 2 боевиков были убиты и несколько ранены.

  • 1992-1996 гг. – серия операций «Ахват Ахим». Судно «Тамнун» участвует в поиске ПЛ «Дакар» в Эгейском море.

  • Апрель-август 1996 г. – операция «Орот вэ-Браким» по поиску ПЛ «Дакар».

  • Ночь 30/3105.2010 – операция «Рухот Шамаим». Предотвращена попытка флотилии из 6 судов прорвать блокаду сектора газы. 34-й дивизион участвовал в этой операции.



Из других событий из истории дивизиона:

  • май 1980 г. – визит катеров «Комемиют» и «Моледет» в Александрию по приглашению ВМС Египта (и эти катера в данный период в 34-й дивизион не входили);

  • май 2001 г. – «hа-Хедер hа-Саголь» – учения «Кешет», «Ницахон» и «Лахав» совместно с ВМС Турции у южного побережья Турции. В т.ч. отрабатывался поиск ПЛ.

  • ежегодные учения «Нобль Дина» – совместные с ВМС США и Греции. Поиск ПЛ – важная часть этих учений.



Приложение 1. Ракетные катера семейства «Саар».

Специализация 34-го дивизиона – противолодочная, поэтому необходимо сделать несколько замечаний о платформах, выполнявших борьбу с ПЛ. В статье «Компания ‘Израильские судоверфи’» я уже писал, что первоначально Израиль планировал построить 6 ракетных катеров «Саар» во Франции, а ещё 6 – у себя, на «Израильские судоверфи». Но в срок верфь к работам готова не была и все 12 катеров были построены во Франции. В дальнейшем на «Израильские судоверфи» строили уже «Саар-4» и «Саар-4.5».

Первые катера «Саар» имели одинаковый корпус, силовую установку, корабельные системы. Разница была в боевых системах и вооружении. Все они должны были быть ракетными катерами, но каждый имел дополнительную специализацию. 6 должны были нести 76-мм АУ OTO Melara, а 6 – противолодочные системы (об этих системах – в приложении 2). На носу у последних располагалась 40-мм АУ Bofors L/70 и 2 одиночные ПУ ПКР «Габриэль», а в подпалубном пространстве (там где у катеров с 76-мм орудием был автомат заряжания АУ) – рубка гидроакустика.

Но и это не всё. Вследствие сокращений военного бюджета весны 1966 г. число катеров хотели урезать до 9. ВМС удалось отстоять закупку 12 катеров, но средств на покупку ПКР «Габриэль» и РЛС на все 12 катеров небыло. Поэтому было решено временно вооружить ракетами только 9 катеров, а ещё 3 (половину катеров с ПЛ-системами) оставить с артиллерийским вооружением. Лишь к 1974 г. ракеты были установлены на все катера.

В соответствии с вооружением и системами катера «Саар» делились на 3 подтипа:

  • «Саар-1» – 3 АУ Bofors L/70 и противолодочные системы. К этому типу относились 3 катера, «Мивтах», «Мисгав» и «Мизнак». К войне 1973 г. «Мезнак» успел получить ПКР, а два оставшихся катера получили их в 1974 г. Таким образом, с 1974 г. данный тип прекратил своё существование.

  • «Саар-2» – 2 АУ Bofors L/70 и 5 ПКР «Габриэль» или 1 АУ Bofors L/70 и 8 ПКР «Габриэль», противолодочные системы, пулемёты. После установки буксируемой ГАС число ПКР снижено до 5 плюс 1 АУ. Вначале к типу относилось 3 катера, «Эйлат», «Акко» и «Хайфа», далее к ним добавились «Мизнак», «Мивтах» и «Мисгав», как описано выше.

  • «Саар-3» – 1 АУ OTO Melara, 6 ПКР «Габриэль», пулемёты. К типу относились 6 катеров: «Саар», «Суфа», «Гааш», «Херев», «Ханит» и «Хец».



Кроме описанного выше, катера регулярно получали новые системы вооружения. Так, с 1974 г. началось использование ПЗРК для усиления ПВО катеров. В 1976 г. ракеты «Габриэль-1» начали заменять на «Габриэль-2» с дальностью 36 км против 20 км у предыдущего типа). С 1984 г. на «Саар-2» устанавливаются ПКР «Гарпун» (дальность 120 км). Ранее их установили на «Саар-3» и другие типы ракетных катеров.

С 1973 г. на вооружение поступали 10 катеров типа «Саар-4» израильской постройки («Решеф», «Кешет», «Ромах», «Кидон», «Таршиш», «Яффо», «Ницахон», «Ацмаут», «Моледет» и «Комемиут»). Они имели почти в 2 раза большее водоизмещение, чем «Саар» предыдущих моделей (полное водоизмещение 450 тонн против 250) и более мощное вооружение – 2 76-мм АУ, 8 ПКР «Габриэль», 20-мм пушки, пулемёты. После снятия с вооружения катеров «Саар-2» (1992-1997 гг.), 4 из «Саар-4» («Ницахон», «Ацмаут», «Моледет» и «Комемиут») были переоборудованы (1993-1996 гг.) в противолодочный вариант (т.н. «Саар-4 НАЦАЛь»). Кормовое 76-м орудие было снято, а вместо него установлен буксируемый сонар. Плюс торпедные аппараты в средней части корпуса.

С начала 80-х гг. на вооружение поступают 10 катеров «Саар-4.5», также израильской постройки. Вначале – 2 модели «Саар-4.5 Хухит» (катера-вертолётоносцы, «Алия» и «Геула») и 2 катера модели «Саар-4.5 Ношев» («Ромах» и «Кешет»), а с конца 80-х гг. – «Саар-4.5 Нирит», часть – новой постройки («Хец», «Кидон», «Яффо», «Таршиш», «Херев» и «Суфа»), два – модернизация «Саар-4.5 Ношев». С 2006 г. 2 катера типа «Саар-4.5 Нирит» («Кешет» и «Ромах», т.е. наиболее старые катера класса) были превращены в противолодочный вариант (т.н. «Саар-4.5 НАЦАЛь» или «Нирит НАЦАЛь»), по аналогии с «Саар-4 НАЦАЛь».

Приложение 2. Противолодочные системы.

Основное средство обнаружения ПЛ – гидролокатор (sonar, ГАС – гидроакустическая станция). Катера «Саар-1/2» несли встроенный гидролокатор (hull-mounted sonar, «Сонар Куар») ELAC, а в дальнейшем (весна 1979 г.) были установлены буксируемые ГАС с переменной глубиной погружения (variable depth sonar) EDO 780 («Сонар Даг»). Это позволило увеличить дальность обнаружения ПЛ в 3 раза.

На «Саар-4» и «Саар-4.5» в противолодочном варианте ставились только буксируемые ГАС, вначале всё те же EDO 780, а далее EDO 980 ALOFTS (Active Low-Frequency Towed Sonar). Последние были куплены в 2006 г. на сумму более 7 млн долларов (+ опция на дополнительную покупку). В последствии компанию EDO купила Harris, поэтому сейчас эти ГАС обозначаются как Harris Model 980 ALOFTS.

Сообщалось, что в первые годы службы «Саар-2» иногда брали на борт глубинные бомбы (хотя доказывающие это фото я не нашёл), но основным противолодочным оружием были малогабаритные 324-мм торпеды, вначале Мк44, а с 1974 г. – Мк46. Для «Саар-6» закуплены Мк54, вполне возможно что в дальнейшем ими вооружат и «Саар-4.5».

Для использования противолодочных торпед первоначально устанавливались однотрубные ТА. Их ставили в кормовой части, одну направленную по ходу движения вправо, другую – влево. С 1979 г. вместо одиночных ТА стали устанавливать два трёхтрубных Мк32 в средней части корпуса, один по правому борту, второй – по левому. Такую же схему вооружения сохранили противолодочные варианты «Саар-4» и «Саар-4.5». Кстати, такие же ТА несут «Саар-5» и будут нести «Саар-6».

Приложение 3. Катера и суда 34-го дивизиона. Указаны годы службы в ВМС, в т.ч. и до создания 34-го дивизиона в 1974 г.

Тип «Саар-1» и «Саар-2»:

  • «Мивтах» – 1967-1996 гг.; в 34-м дивизионе с 1979 г.;

  • «Мисгав» – 1968-1997 гг.; в 34-м дивизионе с 1979 г.;

  • «Мизнак» – 1968-1992 гг.; в 34-м дивизионе с 1979 г.;

  • «Хайфа» – 1968-1995 гг.; в 34-м дивизионе с 1979 г.;

  • «Эйлат» – 1968-1992 гг.; в 34-м дивизионе с 1979 г.;

  • «Акко» – 1969-1997 гг.; в 34-м дивизионе с 1979 г.



Тип «Саар-4 НАЦАЛь»:

  • «Комемиут» – 1979-2000 гг.; в 34-м дивизионе с 1993 г.;

  • «Моледет» – 1979-2000 гг.; в 34-м дивизионе с 1996 г.;

  • «Ницахон» – 1978-2014 гг.; в 34-м дивизионе с 1995 г.;

  • «Ацмаут» – 1979-2014 гг.; в 34-м дивизионе с 1995 г.



Тип «Саар-4.5 НАЦАЛь»:

  • «Ромах» – с 1981 г.; в 34-м дивизионе с 2010 г.;

  • «Кешет» – с 1982 г.; в 34-м дивизионе с 2006 г.



Вспомогательные суда:

  • «Тамнун» – 1985-2006 гг.; в 34-м дивизионе с 1990 г.;

  • «Бат Галим» – 2003-2015 гг.; в 34-м дивизионе с 2003 г.;

  • «Бат Ям» – с 2006 г.; в 34-м дивизионе с 2006 г.



Замечу, что 34-му дивизиону подчинено «Подразделение подводного поиска» («Йехидат hа-Итур hа-Тат-Мейми»). До 2006 г. подразделение использовало яхту «Тамнун», а далее – вспомогательное судно «Бат-Ям». О последнем я писал в 2017 г. Также дивизиону был подчинён Отдел морского патрулирования (ГАСИ – «Гаф Сиюр Ям») 120-й эскадрильи ВВС, см. в отдельной статье. Согласно книге, ГАСИ, созданный в 1977 г., подчинялся заместителю командира 3-й флотилии, в июне 2014 г. был передан 34-му дивизиону, а в начале 2019 г. – Подразделению морского контроля («Йехидат hа-Шлита hа-Ямит»). После снятия с вооружения «Шахаф» в 2017 г. отдел использует БПЛА «Шоваль Ями».

Интересно отметить, что «Тамнун» – трофей израильского флота. Яхта с деревянным корпусом была построена в 60-е гг. в Норвегии и носила имя «Касалярди» в 60-е гг. Впоследствии имела австралийского владельца, а затем была куплена представителем ФАТХ для использования против Израиля. В августе 1985 г. при попытке доставки террористов в Израиль была перехвачена ВМС Израиля и включена в состав флота. Использовалось подразделением подводных работ (ЙАЛТАМ) для обнаружения морских мин. В 1990 г. передана 34-му дивизиону. Использовалась для подводного поиска, в т.ч. в операциях по поиску ПЛ «Дакар».

Приложение 4. Корабли, катера и вспомогательные суда 3-й флотилии на 2020 г.


  • 31-й дивизион – «Суфа», «Таршиш» и «Херев» (т.е. «Саар-4 Нирит»);

  • 32-й дивизион – «Яффо», «Кидон» и «Хец» (т.е. «Саар-4 Нирит»);

  • 33-й дивизион – «Эйлат», «Лахав» и «Ханит» (т.е. «Саар-5»);

  • 34-й дивизион – «Ромах», «Кешет» (т.е. «Саар-4.5 НАЦАЛь») и вспомогательное судно «Бат Ям».



Замечу, что в статье «3-я флотилия» на Википедии приведены те же данные, но для 34-й флотилии указано также вспомогательное судно «Бат Галим». Последнее действительно служило в дивизионе до 2015 г., затем было продано государственной компании морских исследований, в случае необходимости может быть мобилизована ВМС).

Приложение 5. Командиры 34-го дивизиона.

В книге приведен список командиров 34-го дивизиона, все – в звании подполковник.

  • 10/1979-3/1981 – Пини Шахаф;

  • 4/1981-9/1983 – Яаков Цук;

  • 10/1983-8/1985 – Хаим Гааш;

  • 9/1985-5/1987 – Давид Айбер;

  • 6/1987-11/1988 – Нир Маор;

  • 12/1988-9/1990 – Эли Маром;

  • 10/1990-8/1992 – Харэль Гов;

  • 9/1992-6/1994 – Шломо Коэн;

  • 7/1994-10/1995 – Юваль Цур;

  • 10/1995-7/1996 – Асаф Бар;

  • 7/1996-9/1997 – Офер Дубнов;

  • 9/1997-6/1999 – Арье Магед;

  • 8/1999-8/2001 – Йехуда Сисо;

  • 8/2001-9/2003 – Орен Гутер;

  • 10/2003-9/2005 – Йоси Машита;

  • 9/2005-9/2007 – Амир Вецлер;

  • 9/2007-7/2009 – Эяль Пейс;

  • 9/2009-10/2012 – Илан Минц;

  • 10/2012-9/2015 – Зив Барак;

  • 2/2016-9/2017 – Ури Арнов;

  • 9/2017-7/2018 – Адар Гершон;

  • 11/2018-1/2020 – Итан Паз;

  • 1/2020-9/2020 – Гай Барак.



Фотогалерея


«Мивтах» в конфигурации «Саар-1», 1969 г.


«Мизнак» в конфигурации «Саар-1», 1970 г.


«Мизнак» в конфигурации «Саар-1», 1970 г. Средняя 40-мм АУ заменена на 20-мм.


«Саар-2» в разрезе.


«Эйлат» типа «Саар-2» с 8 ПКР «Габриэль».


«Хайфа» типа «Саар-2», 1970 г.


«Мивтах» типа «Саар-2» с 2 АУ и 5 ПКР. На корме 2 одиночных ТА.


«Мисгав» типа «Саар-2» с 2 АУ и 5 ПКР, 1975 г. На корме 2 одиночных ТА.


«Акко» типа «Саар-2».


Египетский ракетный катер «Оса» во время визита в Хайфу, 24.09.1979. На заднем плане катер типа «Саар-2», уже с буксируемой ГАС.


Один из катеров «Саар-2», 1985 г. (по другим данным 1980 г.). Два 3-х трубных ТА и буксируемый сонар.


Пост гидроакустика на катера «Саар-2».


«Мивтах» типа «Саар-2» с ракетами «Габриэль» и «Гарпун», 1994 г.


«Мивтах» типа «Саар-2» в музее ВМС Израиля в Хайфе.


Один из катеров «Саар-4» в противолодочном варианте, 1996 г.


ТА Мк32 на «Саар-4».


Варианты вооружения «Саар-4.5».


Один из катеров «Саар-4.5» в противолодочном варианте.


Один из катеров «Саар-4.5» в противолодочном варианте.


Один из катеров «Саар-4.5» в противолодочном варианте.


Один из катеров «Саар-4.5» в противолодочном варианте.


ГАС Harris Model 980 ALOFTS на корме «Саар-4.5».

Ссылки:

  1. Страница «Оhадей Зроа hа-Ям» (Israeli Navy Friends) на Фейсбук.

  2. 3-я флотилия, статья Википедии.

  3. Флотилия торпедных катеров, статья Википедии.

  4. Ракетные катера и корабли семейства «Саар», статья Википедии.

  5. База ВМС Ашдод, статья Википедии.

  6. Sa'ar 4.5 (Hetz) class fast attack craft of the Israeli Navy, navalanalyses.com, 17.04.20.

Tags: saar-1-2-3, saar-4, saar-4.5, ВМС - вооружения, ВМС - подразделения, ВМС - системы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments