oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Categories:

Колумбия закупила в Израиле ещё 2 самолёта «Кфир»

ВВС Колумбии (FAC) недавно закупили 2 истребителя-бомбардировщика «Кфир» TC.12 у «Израильской Авиационной Промышленности» (IAI), как замена 3 самолётов, потерпевших аварии в последние годы. Оба самолёта уже прибыли в Колумбию. Вместе с этими самолётами FAC располагают 21 «Кфир» C.10/C.12/ТС.12, все они входят в состав 1-го боевого авиакомандования (1st Combat Air Command, CACOM-1) на авиабазе Palanquero (она же Captain Germán Olano Moreno Air Base). В рамках командования «Кфир» состоят на вооружении 111-й эскадрильи Dardos (по  другим данным также 112-й эскадрильи Mirage, ранее вооружённой Mirage 5COAM/5CODM, однако это не подтверждено).

FAC изучают закупку нового истребителя-бомбардировщика (SAAB Gripen, F-16 или Eurofighter Typhoon), но решение ещё не принято. После снятия с вооружения Mirage 5 «Кфир» – единственные истребители-бомбардировщики FAC.

Ранее в Колумбию были поставлены 26 «Кфир» (контракты 1988 и 2007 гг., см. приложение), таким образом 7 самолётов были потеряны в авариях и катастрофах.

Приложение: экспорт самолётов «Кфир».

Почти сотня «Кфир» были поставлены на экспорт (включая аренду ВМС и КМП США). Все продаваемые за границу «Кфир» были подержанные, после службы в ВВС Израиля, перед поставкой клиентам самолёты проходили ремонт на заводе «Лаhав» IAI, а часто и модернизировались до более современных версий. Цифры ниже – по данным SIPRI, уточнены в других источниках.

Эквадор

  • 12 «Кфир» С.2 в 1982 г., поставки в 1983-1984 гг., включая 10 С.2 и 2 ТС.2; договор имел опцию на поставку 12 C.7, реализована небыла;

  • 4 «Кфир» С.2 в 1995 г., поставки в 1996 г.; оригинально были заказаны 8, за 40 млн долларов, но США разрешили поставку только 4;

  • 2 «Кфир» С.2 в 1998 г., поставки в 1999 г.


По другим данным первая партия для ВВС Эквадора (FAE) куплена в 1981 г. (контракт подписан 21.05.81). Поставлены в 1982-1983 гг. Вошли в состав 2113-й эскадрильи (Lions, формирование началось 10.03.82) 21-го истребительного авиакрылана базе Taura на западе страны.

Первый самолёт для FAE (Б/Н FAE-905) был облётан заводским лётчиком IAI 31.03.82, а первый эквадорский лётчик майор Эрнан Кирос поднялся на нём в воздух 19.04.82. Через 2 месяца, 11.06.82, в присутствии президента страны, новая 2113-я эскадрилья закончила своё формирование и заступила на боевое дежурство.

Во время пограничного конфликта с Перу (война Альто-Сенепа, 26.01.95-28.02.95) 10.02.95 эквадорский «Кфир» сбил ракетой «Шафрир-2» перуанский штурмовик Cessna A-37B. Пара истребителей «Кфир» C.2 (капитан Маурисио Мата на Б/Н FAE-905 и капитан Гидо Мойя на Б/Н FAE-909) выполнила перехват двух A-37B у Тивинзы. Маурисио Мата сумел одержать победу, а его ведомый упустил противника.

В 1996 г. Эквадор дозаказал ещё 4 самолёта: 3 «Кфир» С.2 и 1 «Кфир» ТС.2.

В 1998 г. Эквадор хотел закупить ещё 8 «Кфир», но США заблокировали сделку. Однако через год, в 1999 г., Эквадор заказал 2 «Кфир» С.10 (т.н. «Кфир» СЕ), а также модернизацию имеющихся «Кфир» С.2  до этого уровня. Заказ включал нашлемные прицелы и ракеты «Питон-3» и «Питон-4».

На 2017 г. на вооружении имеется 8 «Кфир».

Аварии и катастрофы «Кфир» в Эквадоре:

  • 07.02.85 – Б/Н FAE-910, лейтенант Марио Лопес – столкновение с птицей, лётчик катапультировался;

  • 22.10.89 – Б/Н FAE-904, капитан Эдуардо Ариас – ошибка лётчика: при выполнении сложных фигур пилотажа на малой высоте в ходе празднования годовщины образования FAE, самолёт столкнулся с жилыми домами портового города Гуаякиль; кроме самого лётчика, погибли ещё восемь мирных жителей;

  • 12.08.94 – Б/Н FAE-903, майор Хуан Вивьеро – отказ двигателя, лётчик катапультировался;

  • 24.04.98 – Б/Н FAE-913, лейтенант Марко Паласиан – столкновение с птицей, лётчик катапультировался;

  • 21.10.04 – Б/Н FAE-932, капитан Алекс Падилья и капитан Патрисио Веласко на «Кфир» ТС.2 – столкновение с птицей к северу от авиабазы Таура, экипаж катапультировался, получив незначительные травмы.

США

  • 12 «Кфир» С.1 заказаны в 1984 г., поставлены в 1985 г., договор на лизинг на 42 месяца;

  • 13 «Кфир» С.1 заказаны в 1986 г., поставлены в 1987 г., договор на лизинг;

  • 2 «Кфир» С.2 заказаны в 2001 г., поставлены в 2002 г., договор на лизинг фирме АТАС;

  • 4 «Кфир» С.2 заказаны в 2002 г., поставлены в 2002-2004 гг. фирме АТАС;

  • 1 «Кфир» С.2 в 2016 г. фирме АТАС.


В 1984 г. ВМС и авиация КМП США приняли решение использовать «Кфир» С.1 как имитатор самолётов предполагаемого противника – МиГ-21 и МиГ-23 – в обучении своих лётчиков (т.н. задача DACT – dissimilar air combat training). Причём по-видимому контакты с США по данному вопросу начались ещё в 1983 г. Соглашение было подписано 19.09.84. Сделка была оформлена как временный лизинг, т.е. США оплачивали услуги IAI по предоставлению 25 самолётов «Кфир» С.1, не закупая их и не принимая их на свой баланс. Модификация «Кфир» С.1 для США, кроме полноценного капитального ремонта, была минимальной и в США самолёты получила обозначение F-21А Kfir.

12 F-21А поступили на вооружение 43-й истребительной эскадрильи (VF-43) ВМС США на базе Океана, штат Виргиния, в 1985 г. В апреле 1988 г. эти самолёты были возвращены IAI и заменены на F-16N (специальная модификация F-16С для нужд ВМС), способными имитировать не только МиГ-21 и 23, но и МиГ-29. Последние полёты F-21А в рамках VF-43 были осуществлены 14.04.88.

Ещё 13 F-21А поступили на вооружение учебной истребительной эскадрильи (VMFT-401) из состава 4-го авиакрыла авиации КМП США на базе Юма, штат Аризона, в 1987 г. В 1989 г. эти самолёты также были возвращены IAI и заменены на F-5E. Последние полёты F-21А в рамках VMFT-401 были осуществлены 29.09.89.

На этом история «Кфир» в США не закончилась: в 2002 г., когда частная компания АТАС (Airborne Tactical Advantage Company), предоставляющая различные учебные и испытательные услуги ВС США, приобрела шесть обновлённых самолётов «Кфир» С.2. АТАС базируется в международном аэропорту Patrick Henry в Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния, при необходимости использует у другие базы в Калифорнии, Неваде и даже в Японии.

Известно, что АТАС получила Б/Н 820 (номера в США N820KF, затем N404AX), Б/Н 822 (N822KF, затем N402AX), Б/Н 825 (N825KF, затем N406AX), Б/Н 842 (N842KF, затем N403AX). Кроме того, для поставки были подготовлены Б/Н 803 и Б/Н 827. Б/Н 827 был поставлен АТАС через много лет, в июле 2016 г. (N407AX), а 803 так и не был поставлен.

Кроме того, в 2002 г. в США некоторое время был двухместный «Кфир» TC.2 Б/Н 305 «Ханит» для подготовки пилотов АТАС. Позже он вернулся в Израиль, а в 2004 г. Был поставлен на Шри-Ланку (номер там CF726, затем SFT1502).

Аварии и катастрофы «Кфир» в США:

  • 11.11.87 – «Кфир» C.1 Б/Н 742 (Б/Н 12 в ВМС США) – при посадке на аэродроме Key West во Флориде в тяжёлых погодных условиях съехал с ВПП, сломал переднюю стойку шасси и упал в соляное озеро, где пролежал 24 часа до эвакуации. Лётчик не пострадал, но самолёт был списан. Этот самолёт  стал единственным «Кфир», потерпевшим серьёзную аварию на службе ВМС/КМП США.

  • 06.03.12 – «Кфир» С.2 Б/Н N404AX компании ATAC разбился при посадке на авиабазе Фаллон в Неваде. Пилот, бывший капитан ВМС США Carroll "Lex" LeFon, погиб.


Колумбия

  • 13 «Кфир» C.2 в 1988 г., поставки в 1989 г. (в т.ч. 1 TC.2; модернизированы до уровня С.7/TC.7; стоимость контракта 220 млн долларов, в т.ч. 100 млн оплачено поставками угля в Израиль);

  • 10 «Кфир» C.7 в 2007 г., поставки в 2009-2010 гг. (модернизированы до уровня «Кфир» C.10/«Кфир» COA; контракт включает и модернизацию 11 «Кфир», ранее поставленных в Колумбию);

  • 3 «Кфир» TC.7 в 2007 г., поставки в 2010 г. (модернизированы до уровня «Кфир» TC.12, часть той же сделки, что и «Кфир» C.7).

  • 2 «Кфир» TC.12 в 2017 г.


В мае 1988 г. Колумбия заключила с Израилем контракт на поставку 13 самолётов «Кфир». С апреля по август 1989 г. ВВС Колумбии (FAC) было поставлено 12 «Кфир» C.7 (получили сквозную нумерацию от FAC 3040 до FAC 3051), а один «Кфир» TC.7 (Б/Н FAC 3003) прибыл в начале 1991 г. Вместе с самолётами Колумбия получила и ракеты «воздух-воздух» типа «Питон-3». Стоит отметить, что в Колумбию «Кфир» поставлялись как С.2, а модернизация до уровня С7. Была проведена специалистами IAI в самой Колумбии, примерно через год после прибытия самолётов. Колумбийские «Кфир» С.7 получили и систему дозаправки в воздухе, не ясно в рамках ли той самой модернизации, или позднее.

В Колумбии «Кфир» использовались для нанесения ударов по наземным целям в рамках операций против партизанской группировки ФАРК. В ходе одной из операций в департаменте Какуита 22.02.02 партизанам ФАРК удалось огнём крупнокалиберных пулемётов поразить один из «Кфир», но его лётчик сумел посадить повреждённую машину на своей базе.

В феврале 2008 г. Колумбия докупила ещё 24 самолёта «Кфир» модификаций С.10 и C.12  («Кфир» СОА в Колумбии), причём 13 самолётов (10 С.7 и 3 ТС.7) были поставлены из Израиля, а 11 (10 С.7 и 1 ТС.7) были модернизацией ранее поставленных «Кфир». По одному из источников, 10 С.7 были модернизированы до уровня С.10, а другие 10 С.7 и все 4 ТС.7 – до уровня C.12/ТC.12. Переговоры о покупке начались в конце 2007 г., стоимость контракта составила 260 млн долларов (в других источниках называются суммы 150 и 162 млн долларов, но это явно занижено). Первая партия была передана FAC на церемонии на заводе IAI в июне 2009 г., с участием посла Колумбии в Израиле Juan Hurtado Cano, старших офицеров FAC и представителей МО Израиля.

Аварии и катастрофы «Кфир» в Колумбии:

  • 02.05.95 – «Кфир» C.7 Б/Н FAC 3042 – отказ техники;

  • 04.06.03 – «Кфир» C.7 Б/Н FAC 3046 (бывший Б/Н 862) – птица попала в двигатель и вывела тот из строя; лётчик благополучно катапультировался;;

  • 20.07.09 – «Кфир» TC.12 Б/Н FAC 3004 (бывший Б/Н 304) – самолёт прибыл в Колумбию морем в июне 2009 г.; при вылете на испытательный полёт с двумя лётчиками IAI, с аэродрома города Картахена, у самолёта произошла техническая поломка (точные причины случившегося не сообщаются, но речь идёт о человеческой ошибке в процессе эксплуатации самолёта); экипаж отключил двигатель и выпустил тормозной парашют, но из-за высокой скорости торможение прошло неудачно, самолёт выехал с ВПП, прорвал забор аэродрома, переехал через шоссе и остановился на куче камней у берега моря; задняя часть самолёта загорелась; экипаж не пострадал, но самолёт получил тяжёлые повреждения, был эвакуирован на IAI для восстановительного ремонта; авария произошла до передачи самолёта FAC, IAI взяла ответственность за произошедшее на себя и компенсировало FAC потерю, хотя нет данных о поставке самолёта взамен потерянного; удалось ли восстановить самолёт также не сообщалось;;

  • 30.09.10 – «Кфир» ТC.12 Б/Н FAC 3005 – отказ двигателя после взлёта, экипаж благополучно катапультировался; речь идёт о бывшем ТС.2 Б/Н 309, модернизированном до уровня ТC.12 и поставленном в Колумбию вместе с ещё 3 самолётами морем 11.01.10;

  • Сентябрь 2013 г. – «Кфир» C.10/12 Б/Н FAC 3003;

  • Февраль 2014 г. – «Кфир» C.10/12 Б/Н FAC 3006;

  • 31.12.14 – «Кфир» C.10 Б/Н FAC 3041 – отказ техники; разбился после учебного вылета над Ла-Дорадой в Кальдасе, на подходе к авиабазе Паланкеро в Пуэрто-Салгаре, Кундинамарка; пилот катапультировался.




Шри-Ланка

  • 3 «Кфир» С.2 заказаны в 1995 г., поставлены в 1996 г.;

  • 4 «Кфир» С.2 (включая 1 «Кфир» ТС.2) заказаны в 1995 г., поставлены в 1996 г.;

  • 4 «Кфир» С.2 заказаны в 2000 г., поставлены в 2000-2001 гг.;

  • 4 «Кфир» С.7 заказаны в 2000 г., поставлены в 2000 г.;

  • 1 «Кфир» С.7 заказан в 2004 г., поставлен в 2005 г. как часть 25-млн контракта.



В 1995 г. Шри-Ланка закупила для своих ВВС (SLAF) 6 «Кфир» С.2 и 1 «Кфир» ТС.2, поставки в 1995-1996 гг. В 2000 г. были заказаны и поставлены в 2001 г. 4 С.2, 4 С.7 и 1 TC.7. Модификация C.7, оснащённая современной электроникой, получила положительные оценки лётного состава. В первую очередь отмечалась высокая точность нанесения бомбовых ударов и возросшая по сравнению с модификацией С.2 тяга на форсажном режиме.

В SLAF самолёты состояли на вооружении 10-й истребительной эскадрильи. Эскадрилья была сформирована 05.01.96 на авиабазе Катунаяки, личный состав на первом этапе включал 6 лётчиков, 4 инженеров и 70 человек обслуживающего персонала.

«Кфир» использовались в ходе гражданской войны (23.07.83 – 18.05.09) с ТОТИ («Тигры освобождения Тамил Илама»). В период активных боевых действий с января 1996 по февраль 2009 г. эскадрилья совершила несколько тысяч боевых вылетов с общим налётом 2,800 часов, применив 3,500 тонн бомб и ракет. За боевые заслуги личный состав эскадрильи награждён медалями: Weera Wickrama Vibhushanaya (2 человека); Rana Wickrama Padakkama (8 человек); Rana Sura Padakkama (8 человек). 08.03.09 президент Шри Ланки наградил эскадрилью почётным знаменем в знак признательности за вклад внесённый в победу над боевиками ТОТИ.

24.07.01 боевики ТОТИ атаковали авиабазу Катунаяке ВВС Шри-Ланки и международный аэропорт Бандаранаике. Встречается утверждение, что были потеряны 4 из 13 самолётов «Кфир» 10-й эскадрильи, ещё 4 «были списаны из-за полученных повреждений», однако насколько это известно, были уничтожены только 2 «Кфир» С.7: CF-722 (бывший Б/Н 555) и CF-723 (бывший Б/Н 516). Несколько самолётов получили повреждения и были возвращены в строй в течении года, ремонт проводился с участием специалистов IAI.

На момент окончания гражданской войны в 2009 г. в строю имелись 2 TC.2, 2 C.7 и 8 C.2. В 2016-2017 гг. сообщалось, что лишь 1 «Кфир» всё ещё находится в лётном состоянии.

Аварии и катастрофы «Кфир» на Шри-Ланке:

  • 21.01.1997 – Б/Н CF-712 – лагуна Негомбо отказ техники, лётчик катапультировался;

  • 22.10.2002 – Б/Н CF-719 – Наккаватте отказ двигателя, лётчик катапультировался;

  • 16.10.2006  – Б/Н ? – Катунаяке отказ двигателя, лётчик катапультировался;

  • 28.02.2011  – Б/Н ? – 30 км к северу от Коломбо столкновение в воздухе двух одноместных истребителей «Кфир» при репетиции парада. Пилоты катапультировались, но один лётчик погиб, а другой получил травмы.


Аргентина

Кроме стран, купивших «Кфир», были и потенциальные клиенты, например Австрия, Тайвань, Филиппины, Мексика, Бразилия, Словения и Болгария. Наиболее интересен вопрос продажи «Кфир» Аргентине.

В прошлом Израиль уже продавал авиатехнику Аргентине:  из  61 «Нешер» («Мираж-5» израильской сборки), в т.ч. 51 одноместного и 10 двухместных, Аргентине были проданы 39: 26 в 1978 г. (поставки в 1978-1980 г.) и 13 в 1980 г. (поставки в 1981-1982 гг.). В Аргентине эти самолёты получили название Dagger, одноместные назывались «Dagger A»,  двухместные – «Dagger B». Из поставленных, 34 были «Dagger A» и 5 –  «Dagger B». Кроме того, Аргентине в 1982 г. были проданы практически все «Мираж-3», всё ещё имевшиеся у Израиля (поставки в 1982-1983 гг.). Всего было поставлено 22 «Мираж-3», в т.ч. 19 одноместных «Мираж-3CJ» и 3 двухместных«Мираж-3BJ».

Как следствие, продажа «Кфир» Аргентине казалась само собой разумеющимся. Вопрос подымался несколько раз, последний – в 2013-2015 гг. Тогда начался очередной раунд переговоров по продаже «Кфир».

В марте 2014 г. сообщалось, что высокопоставленная делегация аргентинских военных ведёт переговоры о закупке 14 «Кфир» (12 одноместных и 2 двухместных). Все должны были перед продажей пройти модернизацию до уровня «Блок 60» (включая РЛС EL/M-2052, новую систему РЭБ, ракеты «воздух-воздух» малой дальности «Питон» и средней дальности «Дерби», подвесные контейнеры навигации и целеуказания Litening, нашлемные системы целеуказания). Контракт был на сумму 220 млн долларов, плюс техобслуживание на 5 лет (ещё 100 млн долларов), IAI также обещала Аргентине помощь в модернизации и продаже за границу самолётов «Пампа».

В ноябре 2015 г. сообщалось, что договор «почти подписан» и даже «подписан», далее – что Министр обороны Аргентины Агустин Росси достиг технического соглашения по закупке «Кфир», однако в последний момент подписание соглашения было отменено, а проект заморожен до выборов нового президента. Победу во втором туре президентских выборов (22.11.15) одержал кандидат оппозиционной партии «Республиканское предложение» Маурисио Макри, 10.12.15 правительство сменилось, министром обороны стал Хулио Мартинес и покупка «Кфиров» не состоялась.

В марте 2016 г. и в январе 2017 г. вновь сообщалось о возобновлении переговоров, а 15.08.17 было опубликовано, что Аргентина отклонила предложение IAI и переговоры завершились. IAI подтвердила это сообщение и добавила, что «в настоящее время проверяются различные опции, связанные с Аргентиной».

Как видно из линков ниже, в последние годы Аргентина морочила голову не только Израилю. На практике ничего так и небыло куплено, а ВВС Аргентины тем временем остались без единого истребителя.





Ссылки:

  1. ВВС Колумбии получила 2 истребителя-бомбардировщика «Кфир» TC-12, webinfomil.com, 24.06.17.

  2. Колумбия получила 2 новых самолёта «Кфир» от IAI, israeldefense, 25.06.17.

  3. Обсуждение «Экспорт самолётов Кфир» на waronline.org.

  4. Судьбы снятых с вооружения самолётов на сайте  «Маркиа Шхаким».

  5. Аварии и катастрофы на сайте Ejection History.

  6. AIRCRAFT: F-21 KFIR на сайте  ATAC.

  7. БД SIPRI.

  8. Argentina and Israel resume Kfir sale talks, flightglobal, 10.03.16.

  9. Argentinian Kfir negotiations set to resume, flightglobal, 04.01.17.

  10. Американская компания Airborne Tactical Advantage Company, alex-leshy.livejournal.com, 22.11.14.

  11. Серия фотографий, сделанных на авиабазе в Коломбо, 03.03.11. Выставка в честь 60-летия образования ВВС Шри-Ланки, 477768.livejournal.com.

  12. IAI Kfir и заправщик Boeing 707-300 во время воздушного парада ВВС Колумбии в честь дня независимости страны; 24.08.10, 477768.livejournal.com.

  13. IAI Kfir С.10 ВВС Колумбии на международных учениях RED FLAG на авиабазе ВВС США "Неллис", 2015-й г., 477768.livejournal.com.

  14. Аргентина остановила переговоры с IAI по модернизации истребителей «Кфир», israeldefense, 20.08.17.


Дата последнего обновления: 06.10.17.
Tags: kfir, Колумбия, Экспорт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments