oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Categories:

F-16A «Нец» Б/Н 299 установлен как памятник в Эскадрилье центра испытательных полётов ВВС

F-16A «Нец» Б/Н 299 был одним из последних, прибывших в Израиль в рамках сделки Peace Marble 1 в 1980-1981 гг. Тогда Израиль получил 75 F-16A/B (8 F-16B и 67 F-16A), поступивших на вооружение 3 эскадрилий: с июня 1980 г. их получили 110-я и 117-я эскадрильи в Рамат-Давид, а в 1981 г. – 253-я на базе Рамон. Самолёты получили нумерацию вида 0ХХ (F-16B Блок 5), 1ХХ (F-16A Блок 5) и 2ХХ (F-16A Блок 10), таким образом номер 299 был последним в серии. На сайте ВВС сказано, что Б/Н 299 прибыл в 1982 г. Это не верно, Б/Н 299 сел в Израиле в Рамат-Давид 14.10.81, а уже затем перебазировался в Тель-Ноф, для службы в МАНАТ – Центре испытательных полётов ВВС.

Б/Н 299 являлся специальной версией «Нец» для проведения испытательных полётов (т.н. «Матос Мемухшар», т.е. оснащённый различными специальными датчиками и приборами). На самолёте были установлены самые современные на начало 80-х гг. приборы сбора данных, система их записи и различное фото- и видео оборудование. Т.е. всё необходимое для качественного проведения испытаний и «разбора полётов» (анализ результатов испытаний) по возвращению самолёта на землю. Самолёт был модифицирован из F-16A-10D-CF (т.е. Block 10D), имел номер производителя 6V-67 и номер ВВС США 80-0668.

Первоначально ВВС не утвердили закупку специальной испытательной версии F-16A, и только после давления МАНАТ и командира Тель-Ноф (Авиху Бин-Нун) разрешение было дано. Израильский заказ на F-16A был на завершающем этапе выполнения, и процесс создания испытательной модели проходил очень быстро, «в последнюю минуту». Инженеры General Dynamics имели готовые планы создания аналогичных моделей F-16A, где каждый самолёт нёс свой набор оборудования для проведения строго определённых видов испытаний. Израилю же был нужен один самолёт, широкого профиля, да ещё в условиях очень ограниченного бюджета, выделенного на эти цели. В конце концов, план изменений был составлен, утверждён командующим ВВС США и самолёт был готов в рамках графика.

В МАНАТ Б/Н 299 использовался для самых разнообразных исптытаний: управляемости и устойчивости, вибраций, истытания оружия и систем авионики. 26.12.16 F-16A/B были официально сняты с вооружения ВВС Израиля (см. статью «F-16A/B (‘Нец’) снят с вооружения ВВС Израиля»), но Б/Н 299 покинул МАНАТ ранее, в 2013 г. С тех пор он пылился на одной из баз ВВС.

Около года назад было принято решение установить Б/Н 299 как памятник возле здания МАНАТ в Тель-Нофе. Самолёт прошёл процесс консервации, был внешне отремонтирован и заново покрашен. На самолёт были подвешены учебные ракеты и бомбы, а также смонтирована камера для скоростной видео съёмки. Вертикальный стабилизатор был покрашен особым образом: одна стороны имеет старую символику МАНАТ, другая – современную. 27.06.17 в МАНАТ состоялась церемония открытия памятника с участием подполковника Шломи, командира МАНАТ, ветеранов и текущих военнослужащих МАНАТ.










Ссылки:

  1. Легендарный «Нец» МАНАТ возвращается домой, сайт ВВС, 28.06.17.

  2. «Нец» Б/Н 299 на сайте  «Маркиа Шхаким».

  3. Airframe Details for F-16 #80-0668, сайт f-16.net.

Tags: #80, f-16, ВВС - системы, Музеи - памятники - выставки - парады
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments