oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Categories:

Очередное «газетное» усиление ВВС Израиля: на этот раз F-22

Вслед за «возможными поставками» в Израиль бомб MOP, появилось новое сообщение о «разрешением на поставки» в Израиль самолётов F-22. Об этом написала 30.10.20 выходящая в Лондоне панарабская газета «А-Шарк Аль-Авсат» (Asharq Al-Awsat, «Ближний Восток») «со ссылкой на информированные источники в руководстве США».



Недавно министр обороны Израиля Бени Ганц посетил США, где обсуждал вопрос компенсации Израилю за поставки ОАЭ F-35. А 29.10.20 Израиль с рабочим визитом посетил министр обороны США Марк Эспер. Всё это верно, известно например, что Эсперу демонстрировали батарею «Железного Купола» (развёрнутую прямо в аэропорту Бен-Гуриона), а далее он встречался с Ганцем, гендиректором МО Амиром Эшелем, НГШ АОИ Авивом Кохави, а далее – отдельно с Ганцем и премьер-министром Биньямином Нетаньягу. Обсуждались разные аспекты оборонного сотрудничества, но что конкретно – не сообщалось.

Как известно, Израиль должен в ближайшее время подписать ряд военных контрактов с США, поставка оружия по которым растянется на всё следующее десятилетие. Тут и 8 заправщиков KC-46A, и новые боевые самолёты (предположительно 25 F-35I и 25 F-15EX), и новые тяжёлые транспортные вертолёты (CH-53K или CH-47F), возможно также 12 конвертопланов V-22. И в дополнении – крупные партии авиационных бомб и ракет различных типов. Компенсация Израилю может состоять в некотором увеличении партий того или иного из описанного выше вооружения, а также ускорения сроков поставок. Но «А-Шарк Аль-Авсат» говорит о том, что президент США разрешил продажу в Израиль именно F-22 (а также дополнительных партий авиационного оружия).

По авиационному оружию вопросов не возникает, Израиль покупает его в США постоянно, а каких-либо деталей «А-Шарк Аль-Авсат» всё равно не приводит. Что же касается F-22, то тут достаточно легко сказать: это совершенно не реально.

Мало кто спорит с достоинствами этого самолёта, даже на фоне F-35. Вопрос в наличии. Прежде чем продолжить, приведу несколько цифр по истории и объёмам производства F-22.

Самолёт создавался с середины 80-х гг. по программе ATF (Advanced Tactical Fighter). В 1986 г. были выбраны предложения фирм Lockheed и Northrop, в 1989-1990 гг. каждая построила по 2 демонстратора технологий: YF-22 и YF-23 соответственно. В 1991 г. YF-22 был признан победителем, серийный образец получил название F-22A Raptor. Самолёт впервые поднялся в воздух 07.09.97 и был принят на вооружение 15.12.05. Планировалось построить 750 таких самолётов, но программу несколько раз урезали: до 648 (1996), до 339 (1997), до 277 (2003), до 183 (2004), далее увеличение до 187 (2008). В конце-концов, построили 195: 8 опытных и 187 серийных. Серийное производство шло в 1996-2011 гг., последний самолёт покинул сборочный цех 13.12.11 и был передан ВВС США 02.05.12. Стоимость программы разработки и производства самолёта составила 67.3 млрд долларов на 2010 г. Себестоимость 1 самолёта без стоимости разработки (flyaway cost) составила около 150 млн на 2009 г., со стоимостью же разработки (и в пересчёте на 195 самолётов) – 345 млн.

В 2006 г., т.е. в разгар серийного производства F-22, Конгресс США наложил запрет на экспорт этого самолёта. В результате потенциальные покупатели F-22 (Израиль, Япония и Австралия) его не получили. ВВС США так и остались единственным пользователем F-22. Из 187 серийных самолётов 5 разбились в авариях и катастрофах. Оставшиеся 182 состоят на вооружении 6 оперативных эскадрилий, а также 3 опытных и испытательных эскадрилий.

Итак, для поставки в Израиль Конгресс должен отменить свой закон, т.е. для начала нужно инициировать этот процесс и сам по себе президент США ничего решить не может. Но допустим это проделано. Откуда F-22 могут поступить в Израиль?

Первая возможность – серийное производство. Но оно прекращено 9 лет назад, а возобновить столь сложный выпуск после такого срока – крайне проблематично. Тем более сообщалось, что для защиты секретных технологий оснастка, используемая в производстве F-22, и не переориентированная на другие производства, была уничтожена. В результате возобновить производство столь дорого, что это было бы возможно только в случае решения США возобновить закупки самолёта для собственных нужд. Однако США подобных планов не имеют. В 2017 г., когда вопрос обсуждался последний раз, возобновление производства оценивалась в 9.9 млрд долларов, а стоимость каждого самолёта при закупки партии в 194 штуки – 206-216 млн долларов.

Вторая возможность – из наличия ВВС США. Речь должна идти о передачи самолётов как минимум на одну эскадрилью, т.е. 20-25 самолётов. Но при указанных выше количествах у самих ВВС США подобная передача выглядит немыслимой.

Таким образом, мы имеем дело с обычной газетной уткой. «А-Шарк Аль-Авсат» то ли просто выдумала её, то ли основывалась на слухах вроде «а чего бы Израиль мог бы пожелать», без рассмотрения реальной осуществимости таких желаний.



Ссылки:

  1. Сообщение: президент Трамп разрешил продажу Израилю самолётов F-22, mako, 30.10.20.

  2. Трамп разрешил продажу F-22 Израилю, mignews, 31.10.20.

  3. Купит ли Израиль самый современный самолёт в мире? Israeldefense, 01.11.20.

  4. Самолёт F-22 на пути в ВВС? В Израиле не комментируют. Maariv, 01.11.20.

  5. Несмотря на сообщения: сомнительно, что Израиль действительно получит F-22, mako, 01.11.20.

Tags: Международное сотрудничество, США
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment