oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Categories:

Авиакатастрофа G-120A в ВВС Израиля: двое погибших

Сегодня в 11:48 появились первые сообщения в новостях: два человека крайне тяжело ранены («Мацав Ануш») при аварии лёгкого самолёта к северу от Беэр-Шевы. В одних новостях назывался район мошава Тидхар и Таасор, в других – кибуц Мишмар а-Негев, в третьих – район 264-й дороги. Если посмотреть на карту, все эти н/п и дорога рядом, в Северном Негеве, т.е. авария произошла в треугольнике дорог 25 (шоссе Беэр-Шева – Нетивот – Саад), 264 (перекрёсток а-Наси – перекрёсток Бейт-Кама) и 293 (Нетивот – перекрёсток Бейт-Кама). На место аварии прибыли пожарные, скорая помощь (МАДА). Пострадавшие без сознания, им оказывается первая помощь. Были даже сообщения, что самолёт гражданский и принадлежит лётной школе. Далее сообщили, что самолёт при падении разбился и загорелся.



В 12:48 было опубликовано, что медики были вынуждены констатировать смерть пострадавших. Т.е. из категории «авария» произошедшее стало «катастрофой». Среди прочего было сказано, самолёт разбился на открытой местности, возможно лётчик не успел сообщить о чрезвычайной ситуации до падения, а оба погибших – молодые люди. Уже на этом этапе возникло предположение, что речь идёт о военном самолёте. В Израиле есть частные самолёты и частные лётные школы, но пилоты – обычно состоятельные люди среднего возраста и старше. Тем более инструкторы. Аварии и катастрофы в гражданской легкомоторной авиации происходят примерно раз в месяц и почти всегда пострадавшие – 40+ или 60+. А тут – «молодые люди» …

А в 16:51 АОИ официально сообщила: речь идёт о самолёте Лётной школы ВВС. Погибшие – резервист, пилот боевых самолётов, в резерве исполняющий обязанности инструктора Лётной школы, и курсант этой школы. Имена, время и место похорон пока не опубликованы. Семьи оповещены. АОИ и ВВС приносят соболезнования. Позднее соболезнования опубликовали президент Израиля Реувен Ривлин, премьер-министр Беньямин Нетаньягу, министр обороны Бени Ганц.

Разбившийся самолёт – Grob G 120A-I («Снунит» в ВВС Израиля), используется для начального этапа подготовки лётчиков. Подробнее о нём – в отдельной статье. Разбился самолёт с бортовым номером Б/Н 900.

Командующий ВВС генерал-майор Амикам Норкин создал комиссию по расследованию во главе с полковником А., пилотом боевых самолётов. В расследовании будут участвовать и представители компании «Эльбит Маарахот» – именно она формально владеет и обслуживает парк «Снунит», ВВС же оплачивают лётные часы. Кроме того, начиная с 16:00 сегодняшнего дня временно приостановлены все учебные полёты ВВС.

Данная катастрофа стала первым тяжёлым происшествием в ВВС за почти год (после аварии СН-53 «Ясъур» 26.11.19 и затопления 8 F-16 09.01.20), первой катастрофой в ВВС за более чем 3 года (после катастрофы AH-64A «Петен» 07.08.17). Для Лётной школы катастрофа стала первой за 12 лет – тогда, 22.10.08, разбился самолёт «Цукит» (модернизированный Fouga CM-170 Magister, сняты с вооружения в 2010 г.), погибли лётчик-инструктор капитан Матан Аса (24) и курсант Карми Илан (19).

В 21:45 были опубликованы имена погибших, далее 24-25.11 – биографические подробности:

  • Майор (рез.) Итай Зайден (42) из кибуца Шуваль. Оставил после себя вдову и 4 детей. Родился 07.03.78. Закончил лётный курс 138 как пилот боевых самолётов, далее служил на F-16 в 101-й эскадрильи (эскадрилья имела F-16С/D Block 30 с 1987 г., F-16С/D Block 40 с 1991 г.). Имел квалификацию ведущего 4-ки. В мае 2005 г. стал вторым заместителем командира («САМАТ-Бет») 140-й эскадрильи (в тот период F-16A/B), а в июле 2005 г. произведён в майоры. Имел 1-ю степень по информационным системам и 2-ю степень по бизнес-менеджменту от Беэр-Шевского университета. Дальнейшая карьера не описана, но известно, что одна из его последних должностей в ВВС – командир Отборочной эскадрильи в 2013-2016 гг. («Таесет hа-Миюн») в Лётной школе, т.е. той самой, в рамках которой летают «Снунит». В августе 2020 г. ушёл с кадровой службы, а уже в сентябре 2020 г. начал работу в Лётной школе как гражданский работник АОИ, лётчик-инструктор («Мадрих Тиса»). Параллельно был резервистом в 201-й эскадрильи (т.е. успел пройти переподготовку на F-16I). Таким образом, Итай являлся лётчиком-инструктором с почти 25-летним лётным опытом.

  • Рядовой (посмертно произведён в младшего сержанта, РАБАТ) Лиху Бен-Баса (19) из Ришон ле-Цион – курсант лётной школы («Перах Таис»), на 4-м месяце лётного курса («Шлав Мехин», он же «Чек-15» или «Чек Снунит»; «Шлав Мехин» разделён на 4 этапа, Лиху был на «Мехин-4»). У Лиху остались родители и брат-близнец Май Бен-Баса, также солдат АОИ, в технических частях ВВС. Лиху родился 22.09.01. Закончил старшую школу («Тихон») «Мекиф Гимель» в Ришон-ле-Цион. Начал 186-й лётный курс. Разбился в ходе 9-го полёта.


Утром 25.11.20 было опубликовано время похорон:

  • Итай Зайден – 25.11.20 в 13:00 на кладбище кибуца Шуваль;

  • Лиху Бен-Баса – 25.11.20 в 16:00 на военном участке старого кладбища Ришон ле-Циона.



Подробности катастрофы

«Снунит» поднялся в воздух с авиабазы Хацерим (место расположения Лётной школы) в 11:00. Погода и видимость был отличными. Полёт протекал над хорошо знакомым районом. Самолёт разбился примерно в 11:30 (первое сообщение в телефонный центр 101 МАДА пришло в 11:32). По-видимому катастрофа была внезапной: лётчики ничего не успели сообщить на землю.

Первым к месту катастрофы прибыла гражданская пожарная машина, затем вертолёт МАДА, далее полиция и ЗАКА (служба опознания тел погибших). По словам парамедика Рафи Шева, смерть пилотов была зафиксирована на месте, но пока неясно, погибли ли они в момент падения.

После первого сообщения о некой аварии к северу от базы (по-видимому от пожарных) на КП Хацерим её не связали с самой базой. И только после доклада пилота вертолёта МАДА, начались поиски: контрольная вышка пыталась связаться с самолётом по связи, были сделаны запросы к подразделениям РЛС-контроля. Когда «Снунит» найден не был, в воздух был поднят вертолёт СН-53 («Ясъур») с бойцами эвакуационно-спасательного подразделения ВВС 669, во главе с командиром, подполковником Ш.

Расследование катастрофы

В рамках расследования 24.11.20 начался сбор всех обломков самолёта. Место катастрофы было огорожено, с наступлением темноты поиски были прекращены и возобновились утром 25.11.20. Район разброса обломков не велик (узкая полоса длиной в несколько десятков метров, хотя осматривался район радиусом в несколько сот метров от места катастрофы), что свидетельствует о небольшой скорости самолёта в момент катастрофы. Не найдено признаков столкновения с птицей.

24-25.11.20 опубликован ряд интервью с отставными генералами и полковниками ВВС (генерал-майор Эйтан Бен-Элияху, бригадный генерал Исраэль Шапир, бригадный генерал Цви Теслер, полковник Коби Регев, полковник Матан Кахане). По их словам, полёт был достаточно простым. Самолёт не вёл переговоров с землёй, но в случае аварийной ситуации должен был выйти на связь. То, что этого не произошло, говорит о скоротечности развития катастрофы. Ошибка пилотов крайне маловероятна, скорее всего речь идёт о внезапной потере рулевого управления (механическая поломка, возможно с элеронами и рулями высоты) или разрушения корпуса самолёта.

На данном самолёте нет катапультируемых сидений. Более того, экипаж не берёт в полёт даже парашюты – с учётом типа самолёта и высоты полёта выпрыгнуть практически невозможно. В случае чего – есть хорошие шансы на вынужденную посадку. Нет на самолёте и «чёрного ящика» или другого специализированного цифрового записывающего устройства, что затрудняет расследование. В то же время отмечается, что радиостанция самолёта имеет режим записи разговоров в кабине, правда не ясно, был ли он включён.

25.11.20 было опубликовано, что два месяца назад у самолёта была поломка двигателя. В то же время текущая катастрофа врядли связана с отказом мотора. Отмечается, что ряд обломков могут быть посланы для анализа в лабораторию фирмы-изготовителя в Германии.

Согласно публикациям 26.11.20 основное направление расследования – техническая поломка. Тем не менее, на данном этапе проверяются и другие возможности:

  • психологический стресс у одного из членов экипажа, приведший к отвлечению внимания (поэтому в группу расследования включены специалисты по психическому здоровью);

  • медицинский инцидент с одним из членов экипажа;

  • столкновение с птицей;

  • выполнение необычного маневра (сообщалось, что в рамках «Чек-9» инструктор даёт курсанту некие задание, включающее элемент неожиданности);

  • полёт на высоте, не подходящей для условий местности.



Также сказано, что была найдена система документации из кабины («Маарехет Тиуд Пнимит»), которая включает видео и аудио. Речь идёт о некой новой системе, установленной на данном конкретном самолёте как прототип («бэ-Мисгерет hа-Пайлот»). Следователи попытаются получить информацию, которая, возможно, могла бы указать на то, что произошло. Тут следует отметить, что данная система по-видимому служит для разбора полётов, т.е. не предназначена выдерживать условия аварии, а раз – может быть повреждена.

30.11.20 опубликовано, что за 3 недели до катастрофы был отстранён командир отборочной эскадрильи («Таесет hа-Миюн») и погибший Итай Зайден временно исполнял его обязанности до назначения нового командира. Отстранение было связано с упущениями в командовании и несоблюдением техники безопасности, а также с «не серьёзной атмосферой» в эскадрильи.

01.12.20 опубликовано, что среди прочего была найдена некая видеокамера из кабины пилотов и её карта памяти. Попытки считать информацию обычными методами были неудачными, карту послали за границу на расшифровку. Причина аварии всё ещё не известна, но «нельзя исключать человеческий фактор». На это накладывается то, что в этом полёте отрабатывались некие «манёвры в экстремальных условиях». В области техобслуживания проверяется книга самолёта, его прошлые поломки и различные операции по обслуживанию в последнее время.

02.12.20 был опубликован промежуточный отчёт команды по расследованию причин катастрофы – см. в отдельной статье.















































Ссылки:

  1. Сайт АОИ, 24.11.20.

  2. Сайт ВВС, 24.11.20.

  3. Сайт ВВС (2), 24.11.20.

  4. Сайт israeldefense, 24.11.20.

  5. Сайт ВВС (3), 25.11.20.

  6. Сообщения сайтов ynet, maariv, walla, 7-й канал, mako, haarets, newsru, mignews за 24.11-04.12.20.

  7. Обсуждение на Фреш.



Дата последнего обновления: 04.12.20.
Tags: Авиапроисшествия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments