oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Categories:

Самолёт G 120A «Снунит» в ВВС Израиля

В связи с катастрофой Grob G 120A «Снунит» 24.11.20 – статья о службе этого самолёта в ВВС Израиля. Начну с самолёта, на смену которому пришёл «Снунит», – Piper PA-18 Super Cub.



Первыми в ВВС начали службу Piper J-3 Cub (двигатель в 50 л.с.). 20 штук были куплены в США новыми летом 1948 г., первые 2 прибыли в Израиль 03.09.48, остальные 18 – до октября 1948 г. Собственно Piper PA-18 Super Cub были приобретены в 50-е гг.: вначале 16 PA-18-95 (двигатель в 95 л.с., 1950 г.), далее PA-18-135 (135 л.с., 1954 г.), далее PA-18-150 (150 л.с., 1955 г., ранее закупленные PA-18-135 были модернизированы до этого уровня). После войны 1956 г. были куплены ещё 56 таких самолётов.

В те годы в Израиле практически небыло вертолётов, так что «Пайперы» по-сути выполняли их роль: могли садиться на коротеньких полевых аэродромах, в поле, на любом более не менее ровном участке местности. Перевозили командиров, эвакуировали раненных, разведгруппы, лётчиков сбитых самолётов, перевозили срочные мелкие грузы. Высоко расположенное крыло обеспечивало хороший обзор вниз, так что использовали их и для воздушной разведки и патрулирования границ, а в 1957 г. даже вооружили 7.62-мм двумя пулемётами М1919 («Браунинг-03») и осветительными бомбами для работы ночью.

В 1960 г. появились они и в Лётной школе ВВС (начиная с курса 36), а в 1961 г. окончательно сменили ранее использовавшиеся «Стирманы» (Boeing-Stearman Model 75, Kaydet). Т.е. до начала полётов на реактивных «Фугах» (Fouga CM-170 Magister, в Лётной школе с 1960 по 2010 г., в 1981-1986 гг. модернизированы IAI до уровня «Цукит») курсанты летали на «Пайперах».

Постепенно ВВС оснащались вертолётами, а также более мощными самолётами с высоко расположенным крылом – Dornier Do 27 («Дрор», на вооружении в 1964-1981 гг.) и Dornier Do 28 («Агур», на вооружении в 1971-2005 гг.). Поэтому с начала 70-х гг. использование PA-18 Super Cub (в ВВС его называли просто «Пайпер») ограничилось Лётной школой.

«Пайперы» использовались не просто для начального обучения, а для отбора. Любой здоровый человек может научиться пилотировать лёгкий самолёт. Вопрос, насколько быстро и каков его темп продвижения в обучении, насколько уверенно он себя чувствует в воздухе. Вот эти ответы и должны были дать полёты на «Пайперах», проводимых на начальном этапе («Шлав Мехин») лётного курса. В наши дни этот этап длится пол года и включает КМБ уровня пехотной подготовки «Роваи-05» (7 недель, проводится в пехотной школе ВВС БИСЛАХ-314), наземную подготовку (8 недель: математика, физика, конструкция ЛА, аэродинамика, метеорология и др.) и полёты на лёгких самолётах, именуемые «Чек» (от английского check, т.е. «проверка»). Всего проводятся 15 полётов, причём после каждых 5 («Чек-5», «Чек-10» и «Чек-15») негодных отсеивают. Всего на этапе этих полётов отсеивается около 50% курсантов школы. Кроме того, часто уже на этом этапе принимается решение, какой будет будущая профессия лётчика: «пилот боевых самолётов», «штурман боевых самолётов», «пилот вертолётов», «пилот транспортных самолётов», «штурман транспортных самолётов», «бортинженер транспортных самолётов».

«Пайперы» старели и в начале 2002 г. для их замены были приобретены немецкие Grob G 120A, получившие название «Снунит» («Ласточка»). Причём и это название связано с «Пайперами»: так называлась операция 03.04.54 по эвакуации экипажа буксира ВМС «Бар Гиора» (замаскированного под рыбацкое судно «Альмогит») с побережья Саудовской Аравии на Красном море. 01.04.54 у судна отказал двигатель и его выбросило на мель.7 членов экипажа были эвакуированы «Пайперами», а судно сожжено авиаударом 4 истребителей «Мустанг» под командованием майора Моти Хода (впоследствии командующий ВВС в 1966-1973 гг.), с использованием НАР и пулемётов.

Первые 3 Grob G 120A прибыли в Израиль в конце 2002 г., оставшиеся – примерно до середины 2003 г. Вначале новый самолёт освоили инструкторы, затем, с начала 2003 г., на нём начали тренироваться и курсанты. А 05.06.03 Piper PA-18 Super Cub были официально сняты с вооружения, после 55 лет службы (включая Piper J-3 Cub). Конечно, последними на вооружении были PA-18-150 покупки примерно 1957 г., т.е. получается эти конкретные самолёты простояли на вооружении около 46 лет.

Купленные «Снунит» относятся к модели G 120A-I (от Israel), хотя отличия от стандартных G 120A минимальны. Иногда встречается ошибочное обозначение «G 120A-1». Экипаж 2 человека (пилот и инструктор), сидящие один-возле-другого (в отличие от схемы тандем на большинстве других учебных самолётов ВВС, включая тот же «Пайпер»). Поршневой двигатель воздушного охлаждения мощностью в 260 л.с.

Сколько самолётов были куплены? Википедия на иврите говорит о 27 (эту цифру обычно перепечатывают новостные сайты), сайт ВВС – «около 20», Википедия на английском – 17 (т.е. на вооружении уже 16, после катастрофы 24.11.20). Верна последняя цифра, её подтверждают SIPRI, но главное – раздел FLEET CUSTOMERS на сайте фирмы-производителя.

Впервые ВВС не покупали самолёты на прямую: их приобрела компания «Снунит Ширутей Авир», дочернее предприятие «Циклон» («Сайклон Муцарей Теуфа»), а та, в свою очередь, – дочернее предприятие «Эльбит Маарахот». Компания обслуживает самолёты, а ВВС покупает у неё лётные часы.

В 2004 и 2008 г. сайт ВВС сообщал, что возможно «Снунит» заменит «Цукит» на отборочных полётах второго этапа («Шлав Ришони») лётного курса, т.н. «Чек Крав». Как и у «Чек-15» его задача – дополнительный отсев и окончательное распределение по профессиям. Однако, этого не произошло и «Чек Крав» проводится на «Эфрони» (Beechcraft T-6A Texan II), заменившем «Цукит» в Лётной школе в роли самолёта базовой подготовки лётчиков (поступили на вооружение в 2009 г.).

Курсанты не летают на «Снунит» в одиночку, только с инструктором. Поэтому если где-то попадается фраза «Именно на ‘Снунит’ лётчики выполняют совой первый одиночный полёт, ‘Соло’» – это не верно. Инструктора – гражданские работники АОИ или резервисты старших возрастов, с большим лётным опытом за плечами.

Самолёт считается достаточно надёжным, кроме мелких происшествий в печать попали данные о следующих инцидентах:

  • апрель 2004 г. – вынужденная посадка с не вышедшей стойкой шасси; полёты были прекращены для расследования и проверок всего парка, возобновились через несколько недель;

  • 13.09.20 – «Снунит» был причинён небольшой ущерб передней части корпуса при посадке, см. в отдельной статье; согласно публикациям последних дней (например, ролик с 103FM на сайте «7-й канал») речь идёт о резком торможении, что привело к повреждению колёс и передней части самолёта;

  • 24.11.20 – авиакатастрофа  «Снунит» Б/Н 900, повлёкшая гибель экипажа, см. в отдельной статье.




Церемония прибытия первого G 120A в Израиль, 2002 г.















Ссылки:

  1. Grob G 120A, сайт ВВС.

  2. Первая «Снунит», сайт ВВС, 01.12.02.

  3. По-видимому: «Снунит» заменит и «Цукит» на отборочных полётах лётного курса, сайт ВВС, 25.04.04.

  4. «Чек Крав» – на «Снунит» вместо «Цукит», сайт ВВС, 01.04.08.

  5. Статья о катастрофе 24.11.20, сайт ВВС, 25.11.20.

  6. Grob G 120A, статья Википедии.

  7. Прощаемся с самолётов «Пайпер», сайт «Маркиа Шхаким».

  8. Пайпер «Супер Каб», сайт ВВС.

  9. Пайпер «Каб», статья Википедии.

  10. Пайпер PA-18 «Супер Каб», статья Википедии.

  11. Лётный курс, сайт «Маркиа Шхаким».

  12. БД SIPRI.

  13. Статья FLEET CUSTOMERS на сайте grob-aircraft.com.

Tags: Лёгкие самолёты ВВС, Подготовка лётчиков
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 9 comments