oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Categories:

Компания «Маноэй Бейт-Шемеш»

Производство двигателей – задача сложная, многие страны, выпускавшие собственные танки или самолёты, двигатели для них импортировали, или, по крайней мере, производили по лицензии. Можно найти немало подобных примеров для бронетехники и авиации производства Швеции, Швейцарии, Аргентины, Бразилии и ряда других, в т.ч. и Израиля. Танк «Меркава» имел американские, а затем немецкие дизели. Во время производства истребителя «Кфир»  его двигатель J79-IAI-J1E производился в Израиле на IAI, но это было лицензионное производство американского GE-J79-19, т.е. одной из моделей J79, стоявшего на «Фантомах», F-104, B-58 (см. статью «Истребитель-бомбардировщик ‘Кфир’ в ВВС Израиля»).



Вообще же завод двигателей IAI занимается в основном капитальным ремонтом авиамоторов. Есть в Израиле и предприятия по выпуску комплектующих, причём весьма сложных. Так, компания «Ашот Ашкелон» (см. в отдельной статье) среди прочего производит валы для турбовентиляторных и турбовинтовых двигателей. Компания BTL (Blades Technology Ltd.), созданная в 1968 г. в Нагарии как «Лаhавей Искар» (Iscar Blades) Стефом Вертхаймером, далее называлась «Технологийот Лаhавим», производит лопатки турбин и компрессоров реактивных двигателей (с 2014 г. принадлежит Pratt & Whitney). Есть и другие производства в этой области.

Но существует в Израиле и завод, действительно проектирующий и выпускающий турбореактивные двигатели. Речь идёт о «Маноэй Бейт-Шемеш», или на английском Bet Shemesh Engines Ltd. (BSEL). Название связано с тем, что расположен завод в западной промзоне города Бейт-Шемеш, между Тель-Авивом и Иерусалимом, примерно в 30 км к западу от Иерусалима.

История BSEL

Компания была основана Йосефом Шидловским (Joseph Szydlowski, 1896-1988) в 12.06.68 г. и приступила к работе в январе 1969 г. 51% акций принадлежали Шидловскому, 49% – государству. В 1981 г. доля Шидловского была выкуплена государством, а в 1992 г. компания была приватизирована.

Йосеф Шидловский родился в Российской империи, на территории современной Польши. Во время ПМВ воевал в составе российской армии, попал в немецкий плен. Как военнопленный работал на заводах Круппа, Гагенау и Юнкерса. После войны остался в Германии, учил инженерное дело, уже в 1920 г. на его имя был зарегистрирован первый патент. В связи с усилением в Германии нацистов в 1930 г. перебрался во Францию, где 29.08.38 основал компанию «Турбомека», в последствии известную компанию по производству турбореактивных, турбовинтовых и турбовальных двигателей. Кроме BSEL, участвовал в создании компании «Ормат» в Явне. Репатриировался в Израиль, проживал в Кейсарии, где и скончался в 1988 г. Брат Йосефа, Аарон Шидловский (1892-1980), репатриировался ещё в 1912 г. в рамках т.н. «2-й алии», был одним из основателей кибуца Квуцат Кинерет.

То, что BSEL и помянутый выше BTL были созданы в 1968 г. – не случайно. 03.06.67 (т.е. за 2 дня до начала Шестидневной войны) Франция ввела частичное, а 03.01.69 – полное эмбарго на поставку оружия Израилю. Новые заводы были призваны поставлять запчасти для ремонта двигателей французского производства, ведь до конца 1967 г. 100% парка боевой авиации и значительная часть вертолётов, учебных и транспортных самолётов ВВС АОИ были ЛА из Франции, да и далее они ещё долгие годы составляли значительную долю в израильских ВВС. Понятно, что первыми деталями производства BSEL стали детали для двигателей компании «Турбомека». Далее на заводе собирали двигатели Marbore IIA, также «Турбомека», по два таких стояли на каждом Fouga CM.170 Magister, основном учебном самолёте ВВС того периода. Важной частью работ была подготовка специалистов в области авиадвигателей и освоение различных технологий, необходимых для капитального ремонта авиадвигателей.

В 1976 г. правительство хотела передать свои акции BSEL в руки IAI для сосредоточения всех вопросов реактивных двигателей на одном заводе, но данный шаг так и не был выполнен. В тот период на BSEL начались работы по созданию газотурбинных двигателей для других нужд – автобусов, кораблей и электростанций, правда нет информации, был ли хоть один из этих проектов пущен в серию (разве что речь идёт о деталях систем других производителей).

В 1980 г. в рамках начала проекта самолёта «Лави» возник спор, кто будет выпускать его двигатель – BSEL или IAI. Данный самолёт должен был получить PW1120 компании Pratt & Whitney, созданные специально для «Лави» на базе (60% общих деталей) F100 (двигатель части моделей F-15 и F-16). Кроме «Лави», был план использовать PW1120 для модернизации «Фантома» (т.н. «Супер Фантом»). В 1981 г. было решено, что главным подрядчиком будет BSEL. Для усиления позиций своего детища в споре с IAI Шидловский хотел передать свою долю акций  BSEL государству бесплатно, но в конце-концов ему заплатили 9 млн долларов.

На 1982 г. на заводе работали 1,400 работников. В это время начались трудности – снижение заказов и задержки в работах над PW1120. А в 1985 г. было решено не производить PW1120  Израиле, а покупать готовым в США. Обсуждалось закрытие BSEL или его приватизация. Половина рабочих была уволена. В 1986 г. вновь было предложение передать завод IAI или концерну «Кур Таасийот», но те отказались (это был период тяжёлого экономического кризиса в Израиле, так что положение и этих компаний было не простым). Переговоры о приватизации с рядом компаний также зашли в тупик – те требовали списать долг и уволить ещё часть рабочих для превращения завода в прибыльный.

В 1992 г. уже упомянутая выше «Ормат» купила 60% акций BSEL у государства. В то время долг завода составлял уже 240 млн долларов и он был на гране закрытия. 40% были тогда во владении Thames Holdings, дочерней компании Pratt & Whitney. А в 1995 г. «Ормат» выкупила эти 40% акций, став единоличным владельцем BSEL (точнее, владела 99.997% акций).

В 1997 г. BSEL становится основным поставщиком запчастей для двигателей ВВС Израиля. «Ормат» создаёт холдинговую компанию «Маноэй Бейт-Шемеш Ахзакот (1997) БААМ», т.е. Bet Shemesh Engines Holdings (1997) Ltd., и передаёт ей акции BSEL, с целью разделить финансовую деятельность самой «Ормат» и BSEL. Акции новой компании начали продаваться на Тель-Авивской финансовой бирже. В этот же период «Искар» Стефа Вертхаймера предложил купить BSEL за 15 млн долларов для её интеграции с «Технологийот Лаhавим», но семья Шидловский, владелец контрольного пакета «Ормат», предложение не приняла.

В 2003 г. BSEL купила сербскую компанию LIVNICA PRECIZNIH ODLIVAKA («Литейное производство точного литья», LPO; создано в 1978 г.). Сейчас это дочернее предприятие в полном владении BSEL. При этом рост в потребностей в точном литье привёл к тому, что и на самом BSEL в 2005 г. был расширен литейный цех (вложено 2.5 млн шекелей), а число работников этого цеха выросло примерно с 70 до 100. Причина роста – заказы Pratt & Whitney, MTU, HAMTILTON, «Технологийот Лаhавим» и Samsung.

В апреле 2005 г. BSEL была куплена холдинговой компанией «Кляль Таасийот» (Clal Industries Ltd.; 15% акций) и Авнером Шахамом. Последний с 1992 г. занимал должность гендиректора BSEL и купил 24.8% акций у семьи Броницкий за 6 млн долларов (по другой версии 30%; т.е. полная стоимость BSEL в тот период – 20-24 млн долларов). Шахам был назначен на должность от имени «Ормат Таасийот» в то время, когда она владела BSEL и одновременно был директором в совете директоров «Ормат Таасийот», пока та не объединилась с «Ормат Технологийот». В период с 2008 по 2015 гг. был договор о совместном контроле и общем голосовании между Шахамом и «Кляль Таасийот».

В мае 2016 г. фонд «Фими» (FIMI – First Israel Mezzanine Investors) купил около 43% акций BSEL у «Кляль Таасийот» за 125 млн шекелей (т.е. общая стоимость BSEL в тот период был 297 млн шекелей, с учётом курса шекеля к доллару в 2016 г. – примерно 78 млн долларов). На 2020 г. «Фими» принадлежат 45% акций BSEL.

В декабре 2016 г. BSEL подписала долгосрочный договор с Pratt & Whitney, а затем дважды расширила его – в мае и сентябре 2017 г. После расширений, объём договора достиг 640 млн долларов – выпуск 18 типов деталей в течении 9 лет (2018-2026 гг.).

В первом квартале 2017 г. BSEL подписал два важных долгосрочных договора на производство деталей реактивных двигателей: один с немецкой MTU до 2030 г. на сумму 173 млн долларов, второй с испанской Industria de Turbo Propulsores до 2029 г. на более чем 100 млн долларов. В мае того же года Авнер Шахам покинул пост гендиректора BSEL после 25 лет руководства. На его место был назначен Рам Дрори, ранее в течении 9 лет бывший гендиректором Arkal Automotive из группы «Ревель», выпускающей детали корпусов для автомобильной промышленности и ранее бывшей во владении фонда «Фими». В тот период продажи Arkal Automotive составляли 100 млн долларов в год, а пакет заказов – 880 млн долларов. Рам Дрори продолжает руководить BSEL по сей день. Председатель совета директоров – Гилон Бек.

В ноябре 2018 г. при заводе был создан Образовательный центр по металлообработке («Ибуд Швави») в области авиапромышленности. Центр создан в сотрудничестве с министерством работы и социального обеспечения и сетью технологических колледжей «Атид». Центр включает как классы для теоретического обучения, так и мастерские для практики, с точки зрения оборудования считается самым современным. Среди курсов центра – работа на обычных и ЦПУ-управляемых (CNC) токарных и фрезерных станках, контроль качества и др.

В 2019 г. (по другим данным в в ноябре 2018 г.) BSEL купил компанию «Хишуль Кармель» (Carmel Forge Ltd.). Данная фирма расположена в районе Хайфы (город Тират Кармель), была создана в 1961 г., имеет 225 работников. Специализируется на термообработке и производстве деталей для авиационной промышленности, в т.ч. и для авиадвигателей.

В начале 2019 г. было снесено старое здание главного склада компании, использовавшегося с 1968 г., а на его месте построено новое здание, включающее цех металлообработки, склад и офисы. 10.09.20 здание было официально открыто.

Производственные возможности BSEL

Завод имеет 2 области работ: производство деталей («Мигзар hа-Йецур», the Engine Parts Sector) и область авиадвигателей («Мигзар hа-Манои», the Engines Sector). В рамках первой разрабатываются, конструируются и выпускаются различные детали реактивных двигателей, как для своих двигателей, так и для внешних заказчиков, в т.ч. для ВВС АОИ, включая детали, изготовленные методикой точного литья. В рамках второй осуществляется разборка, капитальный ремонт и сборка двигателей (т.н. MRO – Maintenance, Repair and Overhaul), а также разработка и сборка двигателей собственного производства, их деталей и агрегатов.

Для проведения работ компания располагает:

  • цеха со станочным оборудованием для металлообработки деталей;

  • литейный цех точного литья, включая вакуумную и воздушную плавку суперсплавов и далее литьё по технологии «Литьё по выплавляемым моделям» (Lost-wax casting, «Шитат hа-Шаава hа-Абуда» или «Шитат Шаава Неэлемет») для производства лопаток турбин реактивных двигателей;

  • сборочные цеха для разборки и сборки двигателей в рамках капитального ремонта или сборки новых двигателей;

  • лаборатории контроля качества и проверок на трещины;

  • испытательные стенды для двигателей («Митканей hараца»).



Завод «Хишуль Кармель» располагает возможностями точной ковки и штамповки деталей, LPO – дополнительными возможностями точного литья.

Статистика BSEL на 2019 г.


  • Число работников – около 1,000, включая LPO в Сербии (более 200) и «Хишуль Кармель» (225). По другим данным на самом BSEL в Бейт-Шемеше – 700-750 работников.

  • Рыночная стоимость компании – 720.36 млн шекелей.

  • Доходы – 591 млн шекелей (171.1 млн долларов).

  • Текущая прибыль – 74.5 млн шекелей.

  • Экономическая прибыль – 56.5 млн шекелей.

  • Собственный капитал – 438 млн шекелей.

  • Бухгалтерский баланс – 853 млн шекелей.



Продукция

К продукции BSEL относятся различные детали реактивных двигателей. Тут и диски компрессоров и турбин, прокладки, лопатки роторов и статоров турбин, сопла турбин, корпуса и выхлопные трубы двигателей, камеры сгорания и т.п. Среди работ в области MRO – двигатели Rolls-Royce (семейство Allison M250), Pratt & Whitney Canada (семейство PT6A), Pratt & Whitney (семейство F100), GE Aviation (семейство T700/CT-7). В прошлом выполнялись работы на GE J79 и Turbomeca Marbore II/VI.

Например, 01.12.98 журнал ВВС Израиля опубликовал, что BSEL стал первым заводом в Израиле и вторым в мире вне США, получившим от компании Pratt & Whitney квалификацию работать с двигателем F100-PW-229. Т.е. двигателей, в то время установленных на F-15I («Раам»), а впоследствии – и на F-16I («Суфа»).

Наиболее интересные продукты – двигатели собственной конструкции:

Все эти двигатели – простой конструкции, с одним валом, центробежным компрессором (BS-OZ имеет диагональный компрессор – diagonal compressor, он же mixed flow compressor) и 1-каскадной турбиной. Все имеют электронное цифровое управление (FADEC – full authority digital electronic control) и пиротехнический стартер. Все рассчитаны на дозвуковые скорости полёта до 0.7-0.9М и высоты полёта до 30-45,000 футов (т.е. 10-15 км).

О применении этих двигателей сведений мало. Так, BS 151 использовался в прошлом на малогабаритной крылатой ракете «Далила», далее ему на смену пришёл BS 175 (по другим данным BS 175 использовался на «Далила» изначально). Двигатель BSEL стоит и на ПКР «Габриэль-5», но какой – данных нет. Если «Далила» 187 кг (250 кг по др. источникам), то «Габриэль-5» – 1,250 кг, т.е. ей нужен гораздо более мощный двигатель. Возможно это Sorek-4. В прошлом сообщалось о использовании Sorek-4 на «Габриэль-4», созданной в начале 90-х гг., но данная ракета серийно не производилась. Также предположительно двигатель BSEL ставится на КР «Турбо-Попай», но само существование этой ракеты не подтверждено.

Интересен вопрос связей BSEL с британской компанией Noel Penny Turbines. В Википедии на русском сказано, что «Далила» имеет двигатель Noel Penny Turbines NPT 151-4. Информация эта взята из «Джейнз», где например в справочнике 2004 г. ‘Jane's Unmanned Aerial Vehicles and Targets’ было сказано следующее: One 0.73 kN (165 lb st) Noel Penny Turbines NPT 151-4 turbojet initially; current power plant is either a 0.76 kN (170 lb st) Williams J400-WR-401 turbojet or a 0.89 kN (200 lb st) Bet-Shemesh BS 175.

Williams J400 – это двигатель компании Williams International, использовались БПЛА-мишенях BQM-74 Chukar, состоявших на вооружении ВВС Израиля в 70-е – 80-е гг. под названием «Телем» в роли ложных целей для дезориентации ПВО противника. Нет каких-либо подтверждений их использования на «Далила». Что касается Noel Penny Turbines, то данная компания была создана в 1972 г. в Ковентри Ноэлем Пенни (Noel Penny), ранее работавшим разработчиком и ведущим инженером фирмы Rover Gas Turbines в Солихалле. В 1991 г. Noel Penny Turbines обанкротилась и её технологии были проданы «тому, кто заплатил самую высокую цену». Сам Ноэл Пенни скончался в 2013 г. в возрасте 87 лет.

Насколько это известно, покупателем был BSEL (или представители МО Израиля в интересах BSEL, как было сказано выше, до 1992 г. BSEL была государственной компанией). На базе NPT 151 был создан BS 151, а далее как его развитие – BS 175 и BS 175A. Несколько статей о двигателях Noel Penny:

Новости BSEL последних лет


  • 24.06.19 BSEL опубликовал сообщение для биржи о получении заказа на поставку деталей для реактивных двигателей от канадской корпорации Pratt&Whitney на сумму 800 млн долларов США в течении 20 лет. Речь идёт о новом заказе, поступившем в дополнение к заказу от 2016/2017 гг., упомянутому выше. В BSEL подчёркивают, что портфель заказов компании до 2039 г. оценивается в 2.6 млрд долларов, и что новый контракт является крупнейшим в истории компании.

  • июнь 2020 г. – «Хишуль Кармель» уволила 27 из примерно 200 своих работников.

  • 06.07.20 BSEL уведомил Всеобщую федерацию профсоюзов о намерении вызвать на слушания перед увольнением 92 сотрудника (12% штата компании в 750 человек). В то время как деятельность завода на оборонном рынке обеспечена долгосрочными контрактами с такими корпорациями, как Pratt & Whitney и MTU, на гражданском рынке количество текущих заказов резко сократилось – 70% самолетов гражданской авиации находятся на земле и авиакомпании активно сокращают расходы.

  • 19.07.20 BSEL сообщила, что прогнозирует 15-20% падение доходов в 2020 г, вследствие эпидемии коронавируса и падения активности на рынке гражданской авиации.

  • 26.07.20 – BSEL получил заказа на 100 млн долларов в рамках производства двигателей LEAP компании CFM International. После этого акция BSEL поднялась на 26%. Однако до этого с начала года акция упала на 76.65%.

  • 23.11.20 BSEL посетили министр обороны Бени Ганц, министр экономики и промышленности Амир Перец, министр диаспоры Омер Янкелевич, глава СИБАТ бригадный генерал (рез.) Яир Кулес и глава директората закупок МО Ави Дадон. В конце визита Ганц сказал работникам предприятия: «Мы продолжим развивать и расширять деятельность оборонной промышленности, уделяя особое внимание качественной занятости, а также привлечению и обучению рабочих на социальной и географической периферии».

  • 08.12.20 BSEL оповестил биржу, что днём ранее, 07.12.20, компанию посетили представители Управления ценных бумаг («Решут Ниярот Эрех»). Цель визита – расследование против одного из работников по обвинению в использовании внутренней информации в целях обогащения. Работник не занимает высоких постов в компании. Нет подозрений против компании в целом. Нет опасений утечек оборонной информации.




«Сорек-4».


«Сорек-4».


Визит министра обороны Бени Ганца на BSEL, 23.11.20.





Ссылки:

  1. «Маноэй Бейт-Шемеш», статья Википедии.

  2. Сайт компании BSEL.

  3. Сайт компании LPO.

  4. Годовой отчёт BSEL за 2016 г.

  5. Заседание Кнессета о ситуации на BSEL, knesset, 19.11.86.

  6. Первый израильский завод получил квалификацию работать с двигателем самолёта F-15I, журнал ВВС 124 (225), 01.12.98.

  7. Празднование 50-летия BSEL, eti-ka, 21.06.18.

  8. Сеть колледжей «Атид», учебный центр при заводе BSEL.

  9. Сайт «Месиляти», строительство нового цеха на BSEL.

  10. Википедия, двигатель «Сорек-4».

  11. «Сорек-4» на сайте BSEL, формат pdf.

  12. BSEL завершил строительство нового отдела литейного цеха, haaretz, 31.10.05.

  13. «Маноэй Бейт-Шемеш» расширяют договор с Pratt&Whitney, israeldefense, 27.09.17.

  14. «Маноэй Бейт-Шемеш» получил 20-летний контракт на реактивные двигатели на $800 млн, newsru, 24.06.19.

  15. Рост авиапрома достиг и BSEL, ynet, 25.06.19.

  16. Компания из Бейт-Шемеш получила контракт на $800 млн, mignews, 25.06.19.

  17. Завод «Маноэй Бейт-Шемеш» намерен уволить 120 сотрудников, msn.com, 06.07.20.

  18. Завод «Маноэй Бейт-Шемеш» намерен уволить 120 сотрудников, calcalist, 06.07.20.

  19. Завод «Маноэй Бейт-Шемеш» намерен уволить 92 сотрудника, newsru, 07.07.20.

  20. Завод «Маноэй Бейт-Шемеш» прогнозирует 20% падение доходов в 2020 г., calcalist, 19.07.20.

  21. Резкий рост акций BSEL, themarker, 26.07.20.

  22. Министр обороны посетил завод «Двигатели Бейт-Шемеш», israeldefense, 23.11.20.

  23. Ганц посетил завод «Двигатели Бейт-Шемеш», 7-й канал, 23.11.20.

  24. Опасение с проблемой надёжностью на военном заводе, производящем секретные реактивные двигатели, israeldefense, 10.12.20.

  25. Статьи о BSEL на сайте globes, 2009-2020 гг.

Tags: Военпром
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Коронавирус и АОИ, ситуация на 13.04.21

    3 дня назад я публиковал статус со вспышкой коронавирусной инфекции COVID-19 в Израиле и в АОИ, на 10.04.21. На эту дату в Израиле было 835,813…

  • Стрелковое оружие АОИ в 1973 г.

    В своё время я описывал систему стрелкового оружия АОИ на начало Шестидневной войны 1967 г. и на начало Войны Судного дня 1973 г. (ссылки в конце…

  • Неделя в истории 98-й дивизии

    Сайт АОИ опубликовал ряд фото бойцов 98-й дивизии. Точнее, двух моментов её текущей жизни: бойцы 35-й парашютно-десантной бригады призыва марта…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 12 comments

Recent Posts from This Journal

  • Коронавирус и АОИ, ситуация на 13.04.21

    3 дня назад я публиковал статус со вспышкой коронавирусной инфекции COVID-19 в Израиле и в АОИ, на 10.04.21. На эту дату в Израиле было 835,813…

  • Стрелковое оружие АОИ в 1973 г.

    В своё время я описывал систему стрелкового оружия АОИ на начало Шестидневной войны 1967 г. и на начало Войны Судного дня 1973 г. (ссылки в конце…

  • Неделя в истории 98-й дивизии

    Сайт АОИ опубликовал ряд фото бойцов 98-й дивизии. Точнее, двух моментов её текущей жизни: бойцы 35-й парашютно-десантной бригады призыва марта…