oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Categories:

Наставники Лётной школы

Один из выпускников 181-го лётного курса – старший лейтенант Й. (21), штурман боевых самолётов. Родился в Хайфе, отец – врач, до армии Й. прожил несколько лет в Канаде, где отец повышал квалификацию. Сейчас живёт в кибуце Эйн Кармель. Вначале Й. был на факультете лётчиков боевых самолётов. Однако его показатели были признаны не достаточными и его перевели в штурманы боевых самолётов. Для многих это – серьёзный удар, вплоть до решения покинуть курс. Й. взвешивал и такой вариант, но принял решение остаться и сейчас рад этому. Теперь ему предстоит пол года курса оперативной тренировки на «Лави» (М-346), далее ещё пол года подготовки на F-15I, т.е. примерно через год+ Й. приступит к боевым вылетам.

И хотя решение остаться Й. принял самостоятельно, в дальнейшем немалую роль в успехе на курсе сыграл наставник, бригадный генерал (рез.) Уди Зохар (65). В Лётной школе есть такая должность – личный наставник («Хонех» или «Ментор»). Нечто вроде смеси «приёмного отца» и «личного психолога». Эту должность занимают опытные лётчики, часто в высоких званиях, в некоторых случаях – пенсионеры. Это не пилоты-инструкторы. Инструкторы более молодые и часто меняются. Наставники же сопровождают приписанных к ним курсантов непрерывно, на последнем этапе курса (например, Уди сопровождал Й. последние пол года).

Подробно биография Уди дана в приложении ниже. Тут важно то, что примерно в 1990 г., во  время службы, у Уди был обнаружен диабет. А это – отстранение от полётов. Уди начал борьбу продолжить летать и командующий ВВС того периода (1987-1992), Авиху Бин-Нун, удовлетворил обращение Уди, но поставил условие: Уди должен стать штурманом боевых самолётов. Уди согласился и прошёл переподготовку.

Именно это помогло Уди в последнее время установить крепкую связь с Й. Они говорили 1-2 раза в неделю, иногда лично, иногда по телефону, Уди даже провёл с Й. немало часов на симуляторе, давая советы из своего лётного и штурманского опыта (здесь он уже полноценно играл роль инструктора). Стоит помнить, что название «штурман» в наши дни мало связано с классической работой штурмана, впрочем так оно было и в те годы, когда штурманом служил Уди. Это – в первую очередь оператор систем вооружения самолёта и ряд других задач.

Соответственно, работа наставника с курсантом касается областей образа лётчика как авиапрофессионала и воздушного, философии полёта, вопросы лётных платформ, воздушных боёв, работы в команде (пилот-штурман) и т.п. Во многих случаях наставник становится моделью для подражания для молодых лётчиков.

По словам Уди, после демобилизации Й. без всяких проблем может стать лётчиком гражданской авиации. Но на лётном курсе ВВС отбор в пилоты предельно строг, без малейших поблажек. Уди продолжает службу в резерве как наставник штурманов, делая по 50 дней резервной службы в год.

И ещё одна интересная деталь о Й.: через месяц начинает курс его младшая сестра, также Й.

Приложение: биография Уди Зохара

Уди Зохар (Зоhар) родился 16.12.55 в Иерусалиме. Учился в сельскохозяйственно-технологической школе-интернате «Яд-Натан» в Западной Галилее. Был призван в 1974 г., тогда лётный курс длился 2 года. Т.е. закончил в 1976 г. Служил в 109-й эскадрилье «hа-Эмек» в Рамат-Давид, вначале на «Скайхоке», а в 1977 г. вместе со всей эскадрильей перешёл на «Кфир» С.1. В тот период эскадрилья продолжала специализироваться на ударных задачах, в т.ч.  в ходе операции «Литани» 1978 г. С декабря 1978 г. – инструктор в лётной школе, член Группы высшего пилотажа («Цевет hа-Авиробати») ВВС.

В 1981 г. прошёл переподготовку на F-15 («Баз») и служил в 133-й эскадрилье «Абирей hа-Занав hа-Кафуль» в Тель-Ноф, участвовал в многочисленных боевых вылетах, в т.ч. в Первой Ливанской войне 1982 г. Далее был 2-м и 1- заместителем командира 149-й эскадрильи самолётов «Кфир» С.2 на базе Увда, далее 1-м заместителем командира 106-й эскадрильи F-15 «Ход hа-Ханит» в Тель-Ноф. В мае 1986 г. демобилизовался.

Два года работал в отделе продаж компании «Эльбит Маарахот». Далее вернулся в АОИ, был командиром эскадрильи начальной подготовки («Таесет Ришони») Лётной школы. Закончил курс в командно-штабном колледже (ПУМ), далее был командиром эскадрильи продвинутой подготовки лётчиков боевых самолётов («Миткадем Крав») в Лётной школе. Именно на этом этапе у него был обнаружен диабет, Уди стал штурманом (в экстренных ситуациях – «hацават Хирум») в 133-й эскадрильи.

Далее ряд штабных должностей и командование 2-м авиакрылом в звании полковник. Далее начальник управления специальных средств ГШ («Рош Хативат Эмцаим Миухадим», по другой версии «Рош Тхум Эмцаим Миухадим») в звании бригадный генерал. В 2003 г. получил Премию безопасности Израиля (в рамках группы участников одного из проектов, проект засекречен). В 2004 г. демобилизовался.

С июня 2004 г. был гендиректором Директората гражданской авиации («Минhаль hа-Теуфа hа-Эзрахит»), реформировал его и превратил в Управление гражданской авиации («Решут hа-Теуфа hа-Эзрахит»). Среди прочего продвигал вопросы спортивной авиации и БПЛА. В мае 2008 г. ушёл с должности из-за противоречий с гендиректором министерства транспорта и министром транспорта Шаулем Мофазом.

Далее был председателем Клуба израильской авиации («Клуб hа-Теуфа ле-Исраэль»). С марта 2012 г. – председатель, а с сентября 2012 г. – гендиректор компании «Ким Нир», занимающейся вопросами опрыскивания и тушения пожаров с воздуха. Сейчас занимается вопросами использования мультикоптеров в интересах с/х.

Имеет 1-ю степень университета Auburn в США, 2-ю степень по международным отношениям и общественному управлению Хайфского университета и ещё одну 2-ю степень по бизнес-менеджменту Тель-Авивского университета. Женат на Бина, отец 4 детей. В 2010 г. его дочь Михаль Зохар (20.10.90 – 11.11.10), офицер Службы кадров («Хейль hа-Шлишут»), погибла в автомобильном теракте (наезд грузовика на автобусную остановку в районе Акко).



Штурман Й. и его брат и сёстры:





Ссылки:

  1. Между вторым отцом и психологом: наставники кадетов лётных курсов, israeldefense, 24.12.20.

  2. Семейная беседа по подготовке к лётному курсу: брат закончил, а его сестра начинает через месяц. Сайт АОИ, 24.12.24.

Tags: Персоналии, Подготовка лётчиков
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments