oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Categories:

70 лет 105-й эскадрильи ВВС Израиля

В декабре 2020 г. исполнилось 70 лет с момента создания 105-й эскадрильи ВВС Израиля, эскадрильи «hа-Акрав» («Скорпион»). Эскадрилья имеет на вооружении F-16D Block 40 («Барак») и вместе со 101-й эскадрильей (F-16C Block 40) базируется в Хацор. По плану, обе эскадрильи должны быть вскоре переведены в Рамат-Давид, где в своё время начинала свою историю 105-я эскадрилья, кстати в прямой связи со 101-й эскадрильей («hа-Крав hа-Ришона» – «Первая истребительная»).



В 1950 г. 101-я эскадрилья базировалась в Рамат-Давид на севере Израиля и имела на вооружении поршневые истребители «Спитфаер» и P-51 «Мустанг». Командовал эскадрильей Моше Пелед (Фельдман). В августе того года (20.08.50) командир базы Руди Огартан принимает решение создать в рамках эскадрильи отдел («Гаф») для проведения Курса оперативной тренировки (КААМ – «Курс Имун Мивцаи») на «Спитфаерах». Подобный курс проходят все выпускники Лётной школы до начала реальной оперативной работы. Т.е. если в Лётной школе они учат пилотировать ЛА, то на КААМ они учатся воевать. Командиром отдела стал Моше Бар (Беренштейн). А в декабре 1950 г. отдел был выделен в новую эскадрилью, 105-ю, получившую 20 «Спитфаеров».

«Спитфаеры» служили до 1955 г. Далее 105-я эскадрилья была закрыта, но уже в 1956 г. открылась вновь, на «Мустанг». Командиром был Моше (Моник) Тадмор (Мельницкий). Во время войны 1956 г. «Мустанги» выполняли штурмовые задачи, в одном из вылетов 31.10.56 самолёт Моше был сбит огнём ПВО и он погиб. Всего в той войне эскадрилья потеряла 3 самолёта.

20.01.57 эскадрилья была вновь закрыта. А 20.08.58 открылась вновь, на базе Хацор, для принятия на вооружения наиболее современного истребителя ВВС на тот период – «Супер Мистер» B2 (Dassault Super Mystere B2, SMB.2). На французском его название произносится как «Супер Мистер Би Ду», отсюда в ВВС сокращение SMB.2 произносили как «Симбад», а модернизированный вариант получил уже официальное имя на иврите – «Саар» («Буря»). 105-я эскадрилья была единственной в ВВС, имевшей на вооружении как «Симбад», так и «Саар» на протяжении всей его службы в ВВС (1958-1975 гг.), именно на нём них она воевала в Шестидневной войне (1967 г.), Войне на истощение (1967-1970 гг.) и Войне Судного дня (1973 г.), а также в многочисленных боестолкновениях этого периода.

В период работы «Симбад» в качестве перехватчика, он не однократно подымался на перехват самолётов противника (например, 10.03.59, 16.08.59, 04.11.59, 29.01.20, 20.02.60, 26.05.60, 19.08.60, 19.10.60, 28.04.61, 16.03.62, 21.03.62, осень 1962 г., 10.07.63), были случаи открытия огня по самолётам противника, но побед небыло. Лишь однажды (28.04.61) в ходе воздушного боя вошёл в штопор и разбился МиГ-17 (его занесли на коллективный счёт эскадрильи), но при аналогичных условиях был потерян и один «Симбад» (04.11.59; лётчик катапультировался). Кстати, похожая картина с открытием огня, попаданиями, но не сбитыми самолётами, повторилась и в начале службы «Мираж-3» в ВВС. И лишь тогда удалось найти причину: во Франции снаряды оптимизировали для перехвата бомбардировщиков и выставлялось небольшое замедление для взрыва внутри корпуса. В случае же истребителя снаряд пробивал его насквозь и взрывался уже за самолётом. После замены взрывателей на новые, с мгновенным действием, проблема была решена.

Первый бомбардировочный вылет состоялся 13.11.64, на позиции Сирии на Голанских высотах, в ответ на артобстрел северных израильских поселений (по другим данным, были атаки и ранее, 19.08.60 и 16.03.62). В Шестидневной войне 35 «Симбад» 105-й эскадрильи выполнили 507 боевых вылетов, потеряли 9 самолётов, сбили 5 самолётов противника (2 Ил-14, 2 МиГ-21, 1 МиГ-17; все в рамках операции «Мокед»), уничтожили 55 самолётов на земле. 6 лётчиков погибли, 1 попал в плен.

Первый бомбардировочный вылет состоялся 13.11.64, на позиции Сирии на Голанских высотах, в ответ на артобстрел северных израильских поселений. В Шестидневной войне 35 «Симбад» 105-й эскадрильи (по другим данным 39) выполнили 507 боевых вылетов, потеряли 9 самолётов, сбили 5 самолётов противника (2 Ил-14, 2 МиГ-21, 1 МиГ-17; все в рамках операции «Мокед»), уничтожили 55 самолётов на земле. 6 лётчиков погибли, 1 попал в плен.

В 1969 г. самолёт модернизировали – оригинальный двигатель SNECMA Atar 101G заменили на Pratt & Whitney J52-P8A, т.е. такой же как на «Скайхок». При этом дальность полёта увеличилась на 500 км, был увеличен вес подымаемого вооружения, самолёты получили возможность нести ракеты «воздух-воздух» типа «Шафрир-2», была усовершенствована и авионика. Всего модернизацию прошли 26 самолётов, получивших название «Саар». Именно на них 105-я эскадрилья воевала в 1973 г., сделав 887 боевых вылетов (в т.ч. 581 по непосредственной поддержке СВ), главным образом на египетском фронте. Было потеряно 6 самолётов, 2 лётчика погибли, 1 попал в плен.

В 1975 г. «Саар» были сняты с вооружения. Кстати, 18 самолётов были проданы в Гондурас (12 в лётном состоянии и 6 на запчасти), где стояли на вооружении до 1996 г. Израиль снял с вооружения этот самолёт даже раньше Франции – карьера «Супер Мистер» в этой стране завершилась в 1977 г.

В том же 1975 г. 105-я эскадрилья получила «Фантомы», став 5-й и последней эскадрильей «Фантомов» ВВС. Во время войны 1982 г. выполнила 335 вылетов, среди прочего сыграв центральную роль в операции «Арцав-19» по уничтожению сирийских ЗРК в Ливане. 11.06.82 самолёт с экипажем в составе пилота подполковника Бен-Ами Пери и штурмана Давида Окмана сбила ракетой с дальности 1,500 м сирийский МиГ-21. Данная победа стала единственной победой эскадрильи в этой войне и вообще в период эксплуатации «Фантомов», единственной победой, выполненной не F-15/16 и последней победой для «Фантомов» ВВС.

В 1988 г. в рамках сокращений 105-я эскадрилья была расформирована (06.01.88). Открылась заново в Хацор 24.12.94, уже для принятия на вооружения F-16C/D Block 40, вместе со 101-й эскадрильей (всего было закуплено 60 самолётов данной модели, по 30 F-16C и F-16D). Первоначально каждая эскадрилья имела смесь одно- и двух местных самолётов, далее, в 2005 г., было решено сделать их гомогенными: 101-я стала эскадрильей F-16C, а 105-я – F-16D. Обе эскадрильи эксплуатируют эти самолёты по сей день и выполняют разнообразные задачи, как истребительные, там и бомбардировочные. Но 105-я, имея в составе экипажа штурмана, больше специализируется в работе с оружием «воздух-земля», требующего внешнее управление.

В период «Барак» 105-я эскадрилья интенсивно работала по наземным целям. Первая атака в Ливане была проведена менее чем через год после воссоздания. Участвовала в операциях «Дин вэ-Хешбон» (1993 г.) и «Энвей Заам» (1996 г.), а затем и во Второй Ливанской войне (2006 г.). Далее были многочисленные операции в Газе, в т.ч. «Оферет Йецука» (2008-2009 гг.), «Амуд Анан» (2012 г.), «Цук Эйтан» (2014 г.). В последние годы принимает участие в т.н. операциях МАБАМ в Сирии.

«Мустанг»:



«Симбад»:







«Саар»:







F-16D:







Ссылки:

  1. 70 лет эскадрильи «Акрав», сайт ВВС, 04.01.21.

  2. 105-я эскадрилья, сайт ВВС.

  3. 105-я эскадрилья, статья Википедии.

  4. «Супер Мистер» B2, сайт ВВС.

  5. «Супер Мистер» B2, статья Википедии.

  6. Таблицы побед ВВС в 1948-1985 гг.

  7. Дани Шалом. ВВС в бою. 70 лет превосходства в воздухе, 1948-2018. Стр. 264-275, 354, 363-365, 421-422, 458-463, 515, 528, 550-553.

Tags: ВВС - эскадрильи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 8 comments