oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Categories:

БПЛА Watchkeeper WK450

Watchkeeper WK450 – британский БПЛА, созданный компанией UAV Tactical Systems (U-TacS). Последняя в совместном владении «Эльбит Маарахот» (51%) и британским филиалом Thales UK французской компании Thales Group. БПЛА создан на базе Elbit Hermes 450, отсюда и номер 450 в обозначении.



В недавнем прошлом основным БПЛА ВС Великобритании был BAE Systems Phoenix. Данный БПЛА совершил первый полёт в 1986 г., был принят на вооружение в 1989 г. и находился на службе до 31.03.08. Среди прочего – участие в боевых действиях в Косово в 1999 г. и в Ираке в 2003 г. Однако ТТХ БПЛА были недостаточными (максимальная масса 175 кг, до 50 кг полезной нагрузки, до 5 часов пребывания в воздухе), а сам он страдал от низкой надёжности. Как результат Великобритания начала искать замену, начав в 1998 г. сразу две программы БПЛА – небольшого Sender и более крупного Spectator, с планируемым временем поступления на вооружение обоих в 2008 г. Однако, в 2000 г. было решено объединить программы в одну, под общим названием Watchkeeper.

В тендере участвовали такие компании как Aérospatiale-Matra, Bell Textron, GKN Westland, Hunting, Thomson-CSF, Racal, Matra BAe Dynamics, Northrop Grumman, Lockheed Martin, Raytheon, TRW Inc. Французская Thomson-CSF заключила соглашение с «Эльбит» и продвигала БПЛА на базе Elbit Hermes 180 (Watchkeeper WK180) и Elbit Hermes 450 (Watchkeeper WK450). Кстати, в декабре 2000 г. Thomson-CSF купила британскую Racal и стала называться Thomson Racal Defence, далее была переименована в Thales Group, а бывшая Racal – в Thales UK.

В июле 2004 г. (во время международного авиасалона в Фарнборо) Thales UK была объявлена победителем конкурса. В апреле 2005 г. было решено от меньшего БПЛА отказаться, т.е. создавался один БПЛА, на базе Hermes 450. Через 4 месяца, 04.08.05, был подписан официальный контракт с МО Великобритании на сумму в 800 млн фунтов стерлингов. По-сути речь шла о целой системе ISTAR (Intelligence, Surveillance, Target Acquisition and Reconnaissance), основным компонентом которой был БПЛА Watchkeeper WK450. СВ были основным получателем системы, но рассматривалось решение задач и для других видов ВС: ВВС (оценка ущерба и выявления целей) и ВМС (патрулирование в прибрежной зоне). В июне 2007 г. требования по ISTAR  были окончательно уточнены.

Новый БПЛА имел целый ряд изменений по сравнению с Hermes 450:

  • несение не одного датчика, а как минимум двух;

  • автоматическая система взлёта и посадки Magic Atol (т.е. отказ от оператора взлёта/посадки, как это принято в ВВС Израиля; напомню, что на 2017 г. из БПЛА ВВС только Heron-TP взлетал и садился автоматически, Heron-1 и Hermes 900 имели такую возможность, но не использовали, а Hermes 450 – не имел);

  • увеличенный запас топлива;

  • противообледенительная система крыла;

  • усиленное шасси;

  • упрощены процедуры эксплуатации и обслуживания.



Как и Hermes 450, WK450 оснащён роторно-поршевыми двигателями Ванкеля производства компании UEL (UAV Engines Ltd). Компания расположены в Великобритании, но находится в полном владении «Эльбит». Используется двигатель модели AR 801 (он же R802) мощностью 52 л.с. Следует отметить, что новые модели Hermes 450 оснащаются R902(W) мощностью 70 л.с.

Нормальное время полёта для WK450 – 14 часов, максимальное – 17. Возможно несение 2 подвесных топливных баков по 50 л каждый, при этом время пребывания в воздухе увеличивается до 30 часов (всё то же самое справедливо и для Hermes 450, для него известна масса топлива во внутренних баках: 105 кг).

Основной полезной нагрузкой аппарата была система наблюдения CoMPASS (Compact Multi Purpose Advanced Stabilized System), созданная «Эль-Оп» (дочернее предприятие «Эльбит»). Система включает дневную цветную ТВ-камеру, FLIR и лазерный дальномер-целеуказатель. В дальнейшем планируется замена CoMPASS на более современную систему разработки U-TacS (т.е. по-видимому развитие той же CoMPASS). Второй системой является РЛС Thales I-Master с радиолокационным синтезированием апертуры (SAR – Synthetic Aperture Radar).

Всего Великобритания заказала 54 БПЛА (30 для оперативного использования и 24 резервных) и 15 наземных станций управления полётом (13 оперативных и 2 учебные). Это означает 14.8 млн фунтов на БПЛА, но стоит учесть, что для эксплуатации WK450 в Великобритании была по-сути построена новая военная база со всей инфраструктурой, учебный центр, приобретены симуляторы.

Первый полёт первый полёт WK450 состоялся 16.04.08 в Израиле, с аэродрома Мегидо. Первый полёт в Великобритании прошёл 10.04.10. Начальная дата поступления на вооружения была в июне 2010 г., реально же это произошло 05.03.14. Полной боеготовности система достигла в конце 2018 г.

Планировалось, что WK450 поступит на вооружение 2 артполков: 32-го и 47-го. 32-й полк имел большой опыт применения БПЛА Phoenix, а также Hermes 450 (были арендованы в 2007 г. по программе Lydian, использовались в Ираке и Афганистане), однако в конце-концов получил миниатюрные (3.2 кг) американские БПЛА Lockheed Martin Desert Hawk. Так что на практике WK450 достались только 47-му полку. В 2014 г. 3 аппарата были переброшены в Афганистан (база Camp Bastion), где выполнили 27 вылетов, набрав 140 лётных часов, работая параллельно с Hermes 450 (примерно с середины сентября по середину октября 2014 г.).

В сентябре 2020 г. WK450 были привлечены к патрулированию морской границы Великобритании в проливе Ла-Манш для поиска нелегальных эмигрантов, т.н. «Операция Девран» (Operation Devran). Полёты проводились в интересах Пограничной охраны Великобритании (UK Border Force). В сентябре было выполнено 15 самолёто-вылетов общей продолжительностью 43 часа 52 минуты, а в октябре – 6 самолёто-вылетов общей продолжительностью 23 часа 54 минуты.

Закупку WK450 изучала и Франция, однако в 2016 г. предпочло SAGEM (ныне Safran Electronics & Defense) Patroller. Проявляла к нему интерес и Польша (программа Gryf).

Аварии

Известно, что были аварии WK450 в Великобритании в период его разработки, точных данных нет. Что касается периода эксплуатации, то были потеряны не менее 6 аппаратов:

  • 16.10.14 – Б/Н WK031;

  • 02.11.15 – Б/Н WK006;

  • 03.02.17 – Б/Н WK042 – авария над заливом Кардиган (Cardigan Bay);

  • 24.03.17 – Б/Н WK043 – авария над заливом Кардиган, после неё все WK450 были отстранены от полётов на 4 месяца;

  • 13.06.18 – Б/Н WK050 – авария у West Wales Airport;

  • октябрь 2020 – авария на Кипре.



Ссылки:

  1. Watchkeeper, thalesgroup.com.

  2. Watchkeeper Tactical UAV, army-technology.com.

  3. Thales Watchkeeper WK450, статья Википедии (+ параллельная статья на иврите).

  4. Британский БПЛА типа Watchkeeper разбился во время испытательных полётов на Кипре, israeldefense, 03.01.20.

Tags: БПЛА, Великобритания, Экспорт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments