oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Categories:

Бортинженеры ВВС

Кроме лётчиков и штурманов, среди выпускников Лётной школы ВВС есть и бортинженеры («Мехонан»). Бортинженер входит в состав экипажа транспортных самолётов и следит за состоянием систем самолёта – двигателями, топливной системы, электросистемы и т.п. В некоторых случаях бортинженер способен исправить поломки прямо в полёте.



В прошлом бортинженер был на каждом транспортном самолёте. Однако технический прогресс привёл к тому, что большинство функций бортинженера было автоматизировано, в результате профессия постепенно стала отмирать. Сейчас только в 2 эскадрильях ВВС сохранились бортинженеры – в 120-й (самолёты «Реэм» – «Боинг-707») и 131 (самолёты «Карнаф» – C-130HI). После уже намеченной замены «Реэм» на КС-46 и (в будущем) C-130HI на C-130J – профессия исчезнет.

Кстати, то же верно и насчёт штурманов транспортных самолётов. Сегодня штурман – это оператор систем, но в транспортном самолёте есть два лётчика, командир экипажа («Кабарнит») и второй пилот («Таяс Мишне»), таким образом, с учётом автоматизации на современных самолётах, вдвоём им вполне по силам делать работу (а точнее то, что от неё осталось) и штурмана, и бортинженера.

В Лётной школе нет даже отдельного факультета для каждой из этих специальностей. Есть один факультет и для штурманов, и для бортинженеров («Мегамат НАТОМ», НАТОМ – «Наватей Товаля вэ-Мехонаним»). В последнем, 181-м курсе, его закончили всего 3 человека, по сравнению с 7 для лётчиков транспортных самолётов. Примерно такие же пропорции соблюдаются и на прочих курсах последних лет.

Но есть ещё одна задача, которой занимаются бортинженеры. В самолётах-заправщиках с заправочной штангой (т.е. «Реэм» для ВВС Израиля) они являются операторами дозаправки, т.н. «бумер» (Boomer), от Boom – заправочная штанга. Подробнее см. в статье «Дозаправка в воздухе в ВВС Израиля». Причём даже на современных КС-46 данный член экипажа имеется, даже если он и не выполняет каких-либо других обязанностей бортинженера.

Пока ВВС будут иметь C-130HI подготовка бортинженеров и штурманов продолжится. Но если их заменят на C-130J (скажем, лет через 10) – то не совсем ясно, как будут готовиться «бумеры». Пока же все они – бортинженеры, в случае службы на «Реэм» и после накопления нескольких лет опыта обучаемые работе с заправочной штангой.

Сайт ВВС взял интервью у одного из бортинженеров, старшего лейтенанта А.

По её словам, после года на лётном курсе она сделала «Чек Мехонаним» на пригодность к этой профессии. Вначале она была разочарована, поскольку хотела стать лётчиком, по затем поняла всё значение этой профессии и решила продолжить обучение.

Тут стоит отметить, что на лётном курсе существует масштабный отсев (см., например, в статье о 180-м лётном курсе). Один из центральных способов отсева – полёты-экзамены на лёгких самолётах, т.н. «Чек» (всего 15 полётов, т.е. от «Чек-1» до «Чек-15»). В прошлом отсеивали после 5-го, 10-го и 15-го полётов, но если я правильно понимаю, сейчас могут отсеять после любого. Для кого-то отсев окончательный, для других он служит для распределения по профессиям. Т.е. лётчик или штурман, боевого самолёта или транспортного, или лётчик вертолёта. А кто-то не попадает ни в одну из этих категорий, но получает возможность пройти этот самый «Чек Мехонаним» и продолжить (если он сам того хочет) на бортинженера.

Для бортинженеров интересно то, что практически сразу после распределения на эту профессию они начинают учиться на реальных оперативных платформах, т.е. на «Карнаф» и «Реэм».  Все прочие специальности учатся на учебный самолётах лётной школы, обычно имеющих мало общего с тем, на чём придётся служить. Бортинженер – это член основного (а не второстепенного, как оператор погрузки или бортмеханик на вертолёте) бортперсонала. Обычно он лучше кого-бы то нибыло разбирается в системах своей платформы и в считанные секунды умеет предпринять необходимые действия для поддержания их работоспособности. Ну и, конечно, вопросы дозаправки на «Реэм», впрочем их изучают уже после курса.



Ссылки:

  1. Один на один: бортинженер, сайт ВВС, 07.01.21.

Tags: Дозаправка в воздухе, Подготовка лётчиков
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments